Файл: Управление товарными запасами и товарооборотом на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Экономическая сущность товарных запасов

1.1 Понятие и значение товарных запасов

1.2 Классификация товарных запасов

1.3 Показатели измерения товарных запасов

1.4 Факторы, влияющие на размер товарных запасов

ГЛАВА 2. Товарооборачиваемость, как основной показатель товарных запасов

2.1 Понятие товарооборачиваемости

2.2 Показатели товарооборачиваемости в днях и в количестве оборотов

2.3 Влияние товарооборачиваемости на хозяйственную деятельность торговых предприятий

2.4 Факторы, влияющие на ускорение товарооборачиваемости

ГЛАВА 3. Расчет, планирование и пути нормализации товарных запасов в торговом предприятии (на примере ООО «Северный»)

3.1 Методы учета товарных запасов на торговом предприятии

3.2 Планирование и нормирование товарных запасов

3.3 Пути нормализации товарных запасов на торговом предприятии

3.4 Расчет товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятии

Заключение

Список литературы

Скорость товарного обращения среднего товарооборота данной группы товаров в 2014 году составила 36 раз, а в 2015 году 34,4 раза, значит примерно 3 раза в месяц закупаются товары товарной группы молочные и жировые товары. Время товарного обращения данной группы товаров приблизительно 10 дней. Отсюда следует, что товарный запас молочных и жировых товаров обновляется за 10 дней. Исходя из того, что эти товары фасованные (в основном фасовка герметическая под давлением), и их срок хранения, например, йогурта – 3 месяца, масло сливочное фасованное – 10 дней, сыр – 7 суток, масса творожная фасованная – 15 суток, почти все товары этой группы реализуются.

Мясные товары (колбасы варено-копченые, колбасы вареные, сосиски, сардельки, колбасы полукопченые, мясо копчено-запеченное, карбонаты), товарооборот которых составил 7,2 тыс. руб. в 2014 году, 8,3 тыс. руб. в 2015 году, реализуется плохо.

По скорости товарного обращения средних товарных запасов мясных товаров в 2014 году, 2015 году можно сделать вывод, что товары завозятся примерно два раза в месяц. Время товарного обращения в 2014 году составила 15 дней, в 2015 году 13 дней, хотя в 2015 году время товарного обращения средних товарных запасов уменьшилось на 2 дня, все равно происходит залеживание товара, товар теряет свой вид, качество, вес, а оставшийся приходит в негодность.

Почему это происходит? Все зависит от качества товара, цены товара, покупательской способности. Цены на мясные товары в магазине «Находка» приемлемые, просто рядом находится очень много торговых точек торгующих мясными продуктами, поэтому лучше ассортимент мясных товаров сократить, оставив те наименования, у которых дольше срок хранения (колбасы сырокопченые, мясо копчено-запеченное, карбонаты и др.), а может эту товарную группу вообще исключить.

Товарооборот безалкогольных напитков в 2014 году составил 4,5% от общего товарооборота, в 2015 году также 4,5%. Только в 2015 году было реализовано на 1,6 тыс. руб. больше.

В 2014 году в месяц безалкогольные напитки закупались примерно 4 раза, а в 2015 году примерно 3,6 раза. Это означает, что сумма закупки была больше, чем в 2014 году.

По времени товарного обращения средних товарных запасов можно сделать вывод, что закупка товаров осуществлялась примерно через 8 дней.

Реализация безалкогольных напитков в магазине не плохая, единственное, чтобы она была еще больше, надо увеличить ассортимент, товары этой группы выдерживают сроки хранения. Создать условия для охлаждения напитков на летний период.


Товарооборот алкогольных напитков в 2014 году составил 11 тыс. руб., т.е. 3% от общего товарооборота. Так как срок действия лицензии на торговлю спиртными напитками закончился в 2014 году, в таблице 2 эта товарная группа отсутствует.

Реализация алкогольных напитков проходила очень медленно, т.к. цены на этот товар были завышены. Рядом с магазином насчитывается где-то пять торговых точек, торгующих алкогольными напитками и цены наиболее приемлемые.

Консервы (рыбные, мясные, овощные, фарш куриный (стеклобанка) и др.) были реализованы в 2014 году на 10,8 тыс. руб., что составило 3% от общего товарооборота, в 2015 году на 12,3 тыс. руб., что составило 3,2% от общего товарооборота. Закупка этих товаров происходит примерно 1,5 раза в месяц. Время, в течение которого реализуются товарные запасы 20 дней. Срок хранения консервов свыше двух лет.

В 2014 году товарооборот по всем товарным группам составил в среднем 1 тыс. рублей.

По хлебобулочным товарам товарооборот за день составил 0,6 тыс. руб., по кондитерским товарам – 0,06 тыс. руб., по бакалейным товарам – 0,13 тыс. руб., по молочным и жировым товарам – 0,06 тыс. руб., по мясным товарам – 0,02 тыс. руб., по безалкогольным товарам – 0,02 тыс. руб., по алкогольным товарам – 0,03 тыс. туб., консервы – 0,03 тыс. руб. Значит в магазине «Находка» реализация хлебобулочных изделий составляет большую часть выручки, реализация товаров других товарных групп очень мала. Дело в том, что поступления хлеба происходит каждый день, хлеб привозят горячим, качество хлебобулочных изделий очень хорошее. Поэтому, несмотря на множество торговых точек, торгующих хлебобулочными изделиями (их примерно 6), покупатели предпочитают приобретать хлебобулочные изделия именно в магазине «Северном». Единственное, для увеличения товарооборота по хлебобулочным товарам, надо увеличить ассортимент.

В 2015 году товарооборот по всем товарным группам за день составил в среднем 1,1 тыс. руб.

По хлебобулочным товарам товарооборот за день составил 0,7 тыс. руб., по кондитерским товарам – 0,07 тыс. руб., по бакалейным товарам – 0,15 тыс. руб., по молочным и жировым товарам – 0,7 тыс. руб., по мясным товарам – 0,02 тыс. руб., по безалкогольным напиткам – 0,05 тыс. руб., консервы – 0,03 тыс. руб. В 2015 году происходит незначительное увеличение реализации товаров по всем товарным группам, за счет этого увеличивается товарооборот, несмотря на то, что группа товаров алкогольных напитков вообще отсутствует.

Отдел хлебобулочные товары занимает 1/3 часть всей площади торгового зала. Поэтому лучше как можно шире увеличить ассортимент хлебобулочных товаров, а товарные группы: мясные товары, молочные и жировые товары, консервы, безалкогольные напитки исключить из товарного обращения. Так как для реализации этого товара задействованы две холодильные витрины, холодильный шкаф, весы. Все это требует затрат по их содержанию: на ремонт, на стандартизацию, на электроэнергию и т.д.


Учитывая то, что выручка от их реализации очень мала мое предложение по совершенствованию торговой деятельности предприятия: оставить в товарном обращении товарные группы: хлебобулочные товары, а остальную площадь магазина сдать в аренду с целью получения дополнительных средств для осуществления своей Уставной деятельности.

Заключение

Рациональная организация процессов товародвижения и товароснабжения предусматривает создание запасов товаров в основных каналах движения товаров. Поддержание ассортимента товаров в магазинах связано с организацией ритмичного их снабжения со складов оптовых баз или розничных предприятий. Важным является определение заявок на поставку товаров, которые должны находиться в продаже для постоянного удовлетворения спроса покупателей. Необходимость рационального управления товарными запасами в торговле связана с изменениями спроса и производства ряда товаров, нарушением сроков и размеров партий поставляемых товаров в розничную сеть, что определяет необходимость проведения анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.

На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов. Основными задачами анализа товарных запасов являются: выявление соответствия их нормативам; установление динамики и оценка изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, повлиявших на изменение товарных запасов.

Анализ товарных запасов на предприятии розничной торговли за определённый период включает:

  1. сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;
  2. сравнение объёма и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчёт темпов изменения товарных запасов;
  3. расчёт среднего запаса по товарным группам и определение фактической товарооборачиваемости;
  4. сопоставление фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы;
  5. установление влияния на изменение товарных запасов и товарооборачиваемости важнейших факторов (объёма и структуры товарооборота, поступления товаров и т. д.).

В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы: какие факторы оказали влияние на формирование и развитие товарных запасов; обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарные запасы; соответствует ли фактический объём товарных запасов покупательскому спросу населения и другие.


Список литературы

  1. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
  2. Виноградова С.Н., Пигунова О. В. Коммерческая деятельность. – М.: Высшая школа, 2012. – 574 с.
  3. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб.пособие. - М.: Высшая школа, 2012. – 452 с.
  4. Макаревич Л.М. Управление эффективностью компании: (надежная гарантия прибыльности бизнеса). – М.: ООО «Вершина», 2014. – 192 с.
  5. Мельник М.М. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением / Уч. Для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2015. – 208с.
  6. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий; Учеб. Пособие / Под ред. Висюлина Л. – Минск, 2014. – 204с.
  7. Основы предпринимательства / Под. ред. А.С. Пелиха. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 512 с.
  8. Плоткин Б.К. Управление материальными ресурсами: Очерк коммерческой логистики: Учебное пособие. - СПб.: Ника, 2014. – 251 с.
  9. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М,2014.
  10. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 1012с.
  11. Румянцева З.П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». – М.: ИНФРА-М, 2012. - 326 с.
  12. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. - 304 с.
  13. Словарь экономических терминов / Под ред. П. О. Юрина. – М.: Статут, 2015. – 844 с.
  14. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 416 с.
  15. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Ковалевой А. М. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. -284 с.
  16. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Дело, 2011. - 351 с.
  17. Холт Р. Н. Основы финансового менеджмента. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 469 с.
  18. Экономика предприятия / Под ред. В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова. - М.: Дело, 2013. - 586 с.
  19. Экономика предприятия / Под ред. Орлова А. М. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 485 с.
  20. Экономика организации / Под ред. Фролова А. Н. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 657 с.