Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес - тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы состоит в том, что на данный момент повышение эффективности обучения является важным в связи с ускорением технического прогресса. Существует большое количество разрозненных рекомендаций по повышению эффективности профессионального образования, однако при этом мало примеров конкретных методических разработок комплексного использования современных методов.

Практическое значение выбранной темы состоит в предполагаемой разработке методических рекомендаций по повышению эффективности профессионального образования для конкретной организации.

Так как в наше время очень стремительно развивается экономический потенциал сраны, а, следовательно, быстро устаревают профессиональные навыки сотрудников той или иной сферы деятельности, необходимо уделять должное внимание профессиональному развитию способностей сотрудников. Эта тема является значимой как для автора работы, так и для общества, потому что своевременное развитие персонала – это важнейший залог успеха стремительного развития организации.

Цель данной работы состоит в выявлении методических возможностей повышения эффективности профессионального образования сотрудников на примере организации ООО «Автоцентр СИТИ». Цель конкретизируется в ряде задач:

1) Рассмотреть проблему повышения эффективности профессионального обучения;

2) Дать краткую характеристику профессионального обучения;

3) Охарактеризовать современные методы обучения персонала (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество и электронное обучение);

4) Проанализировать систему обучения персонала на примере ООО «Автоцентр СИТИ»;

5) Выявить пути повышения эффективности системы обучения в заявленной организации;

6) Дать методические рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала.

Объект исследования – методы эффективного обучения. Предмет исследования – влияние современных методик эффективного обучения на повышение эффективности профессионального обучения сотрудников.

Проблема обучения персонала является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. К ней неоднократно обращались такие исследователи, как П. Форсиф, М.И. Магура и другие авторы. Анализ зарубежного опыта оценки эффективности и качества профессионального образования содержится в трудах российских авторов –Коваленко Ю.И., Кларина М.В., Малышевой В.А., Полонского В.М., Смирнова В.П., Федотовой Г.А., Черняновской Т.Б., Читаевой О.Б., Яркина Т.Ф.


Опыт применения тренинга отражён также в работах Ю.Н. Емельянова, B.П. Захарова, Т.С. Яценко и др. Среди современных теоретических разработок по вопросам обучения и развития персонала можно выделить работы В.Р. Веснина, В.А. Дятлова, А.Я. Кибанова, М.Б. Курбатовой. Изучением тренинговых методик и практикой их применения занимаются А.Выдай, М. Кларин.

Научные статьи, посвящённые вопросам внутрифирменного обучения и развития персонала, представлены такими авторами, как: А. Бычков, О. Дугина, Ж. Завьялова. В публикациях Н. Жадько и М. Чуркиной рассматриваются проблемы и критерии эффективности тренинга, освещается содержание профессии тренера.

Развитие персонала охватывает широкий круг психологических, экономических, социальных проблем. Поэтому в его исследованиях применяется комплекс методов и методик. Методы исследования: изучение и анализ теоретической и практической литературы по заявленной тематике; метод анализа и синтеза; метод проведения опроса.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников (12 наименований), 31 страница.

1 ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 Профессиональное обучение

Главным условием благополучного развития организации считается способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Благодаря этому большинство российских организаций рассматривает расходы, связанные с обучением персонала, как приоритетные и необходимые. Множество организаций проводит масштабное обучение персонала и руководителей разных уровней, так как обученный, высококвалифицированный и высокомотивированный персонал является решающим фактором развития предприятия и победы над конкурентами согласно мнению исследователей.

Что такое профессиональное обучение персонала? Большинство исследователей относит к нему плановые действия организации по обучению работников таким типам поведения, которые будут связаны с выполнением типичных рабочих заданий. Каждая благополучная и стабильная организация склонна вкладывать деньги в свое будущее, так как задача любой компании состоит в том, чтобы оставаться конкурентоспособной как можно дольше [1].


Согласно мнению исследователей, успех компании на рынке прямо зависит от того, насколько эффективен труд ее работников. Благодаря этому профессиональное обучение и развитие персонала остается важной составляющей для многих компаний. Каждый работодатель определяет степень необходимости профессионального обучения работников для нужд организации. Им организуется профподготовка, переподготовка, а также повышение квалификации сотрудников. Кроме того, работник получает необходимые ему для выполнения функций знания на рабочем месте. Именно там вырабатываются навыки применения полученного знания в практической деятельности работника. Очевидно, что профессиональные качества работников определяются целым рядом факторов. Например, общим базовым образованием, специальным профессиональным образованием, приобретенными навыками, стажем и опытом работы, а также личностными и социальными качествами.

Эффективность профессионального образования связывается прежде всего с ростом результативностью работы или действия, а также с экономичностью, а именно минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Непосредственно под эффективностью понимается степень результативности работы или действия в сопоставлении с произведенными затратами. Мы можем сделать вывод о том, что показатель экономической эффективности говорит о том, какой ценой предприятие получает прибыль. Сопоставление затрат и результатов используется в практике обоснования хозяйственных решений [12].

В настоящее время остро стоит проблема измерения эффективности обучения. Некоторые руководители до сих пор не замечают прямой зависимости между обучением и ростом эффективности производства, так как оценка экономической эффективности обучения может быть только приблизительной.

Рассмотрим детально связь между процессом обучения и изменением показателей деятельности предприятий. Согласно мнению ученых и практиков, она выражается в ряде факторов, которые отображают изменение мотиваций, функционального поведения и социальных взаимодействий работников, которые прошли или проходят профессиональное обучение. Например, к результатам обучения и переподготовки персонала и руководящих работников можно отнести:

1. Рост скорости работы персонала;

2. Расширение кругозора, что также оказывает влияние на оптимальность принимаемых решений;

3. Снижение потерь, происходящих из-за неверной оценки ситуации и неправильных действий сотрудников;


4. Предотвращение ущерба от непредвиденного наступления нежелательных событий и ситуаций;

5. Снижение количества аварий и поломок оборудования, травм на производстве и т.д [2].

Теоретики подразумевает под понятием профессионального обучения сотрудников организации многофункциональный процесс. С их точки зрения обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей. В свою очередь планирование обучения – это составляющая общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

Поговорим о классификации профессионального обучения. Как правило, в отечественной практике выделяют три вида обучения:

1) Подготовка персонала, под которой подразумевается планомерное обучение и выпуск высококвалифицированных кадров дня всех областей деятельности;

2) Повышение квалификации персонала, связанное с усовершенствованием знаний, умений, навыков;

3) Переподготовка персонала, включающая получение сотрудником новых знаний, умений, навыков в связи с получением новой профессии.

При организации процесса обучения, необходимо учитывать следующие основные принципы:

а) обучаемый должен быть заинтересован в результате;

б) обучение следует подкреплять вознаграждением;

в) обучение нужно подкреплять практикой;

г) освоение материала должно быть осмысленным;

д) необходимо сочетать традиционные и инновационные способы обучения, а также осуществлять контроль знаний.

Цели профессионального обучения определяются как правило стратегией компании и выражают собой потребность организации в обучении сотрудников [11].

Например, пройдя повышение квалификации, вооруженный новыми знаниями сотрудник сумеет создавать новые идеи и более легко справится с проблемами. Сотрудники ряда учреждений связаны необходимостью идти в ногу с прогрессом в своей области, в противном случае они потеряют квалификацию. Работники должны также соответствовать стандартам, поэтому предприятию необходимо включать в свою структуру постоянно действующую систему обучения персонала. Кроме того, получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства, и за счет этого он начинает стремиться к максимальной производительности. Некоторые фирмы за счет профессионального обучения воспитывают руководящие кадры с нуля.


В разных организациях прослеживаются разные подходы к обучению персонала. Рассмотрим ниже некоторые из них:

1) Проблемно-ситуационный подход применяется в связи с возникновением серьёзных затруднений в работе организации, связанных с низкой квалификацией персонала. Например, высокая текучесть кадров часто требует обучающих мероприятий, которые позволят новым сотрудникам быстро включиться в работу. В этом подходе обучение персонала начинается тогда, когда недостаток квалификации сотрудников выявлен в ходе работы. В этом случае спешка может приводить к ситуационному выбору тренеров или консультантов, по принципу кто доступнее или проводит более бюджетные тренинги.

2) При использовании тактического подхода организация уделяет больше внимания росту квалификации персонала, делая акцент на потребностях бизнеса. Этот подход характеризует ориентированность на создание условий для успешного решения текущих задач в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

3) Стратегический подход используется организациями, для которых важен потенциал и способности сотрудников. Применение этого подхода позволяет предугадывать и проектировать деятельность. В таких организациях большое внимание уделяется личностному росту сотрудников, а также формированию корпоративной культуры [3].

Таким образом, организация должна быть заинтересована в развитии своего персонала, так как успех компании во многом зависит от эффективности работы сотрудников, а обучение позволит не только изменить уровень знаний и навыков специалистов, но и применять знания в исполнении трудовых обязанностей. Роль обучения персонала в повышении эффективности производства заключается в изменении уровня знаний и навыков специалистов, а также способности применять данные знания в работе, вносить какие-либо новаторские, инновационные, творческие идеи, тем самым, повышая эффективность предприятия, его конкурентоспособность. Получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства о своей персоне. Понимая, что в него вкладывают деньги, он начинает стремиться к максимальной производительности на своем рабочем месте. Однако успех обучения во многом зависит от адекватности подобранных методов обучения персонала, на которых следует остановиться подробнее.