Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права (Понятие и признаки субъектов предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сочетание различных показателей из предусмотренных Законом критериев применительно к хозяйствующему субъекту позволяет отнести его к одной из категорий субъектов МСП – микропредприятию, малому или среднему предприятию. При этом данная категория определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вторым и третьим критериями. Категория субъекта МСП изменяется только в том случае, если предельные значения выше или ниже установленных Законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим[9].

Включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр не означает его государственной регистрации в качестве субъекта МСП, а лишь подтверждает юридический факт предоставления государственной или муниципальной поддержки субъекту МСП (вид, форму, размер и срок предоставленной поддержки). Сведения должны исключаться из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания такой поддержки.

На практике нередко возникает вопрос о возможности отказа субъекту МСП в предоставлении мер государственной поддержки, если он не включен в соответствующий реестр. По данному вопросу имеется письменное разъяснение Минэкономразвития РФ от 23.05.2008 г. № Д05-2022, в котором подчеркнуто, что Федеральным законом о развитии МСП установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении поддержки (любого вида и формы) субъектам МСП. Поэтому требование о предварительном включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов МСП как одном из оснований оказания поддержки неправомерно.

В статье 14 Федерального закона о развитии МСП определены основные принципы поддержки субъектов МСП:

  1. заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки;
  2. доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП;
  3. равный доступ субъектов МСП, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами, к участию в государственных и муниципальных программах развития МСП;
  4. оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»;
  5. открытость процедур оказания поддержки[10].

В соответствии с законодательным принципом поддержка субъектов МСП реализуется в заявительном порядке. Это предполагает, что при обращении субъекта МСП за оказанием поддержки он должен представить документы, подтверждающие его соответствие условиям отнесения к одной из категорий МСП и условиям, предусмотренным правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных и муниципальных программ развития МСП. Существенным облегчением для бизнеса является запрет требовать у субъектов МСП представления документов, которые уже находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2013 г. № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Такие документы должны получаться с помощью межведомственного информационного обмена без участия хозяйствующего субъекта.


Федеральный закон о развитии МСП предусматривает особенности реализации мер государственной поддержки субъектов МСП с участием Федеральной корпорации. Она наделена рядом полномочий для поддержки МСП, в том числе по объединению финансово-кредитных ресурсов. Так, Федеральная корпорация в соответствии с программами финансовой поддержки субъектов МСП организует в рамках деятельности АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»), являющегося дочерним в структуре Внешэкономбанка, финансирование кредитных организаций и иных юридических лиц, осуществляющих финансовую поддержку субъектов МСП. Тем самым проблемы кредитования малого и среднего бизнеса решаются в рамках предоставления финансирования через специализированный банк[11].

Федеральная корпорация обеспечивает информационное, маркетинговое, финансовое и юридическое сопровождение инвестиционных проектов, которые реализуются субъектами МСП и соответствуют ее приоритетным направлениям деятельности. Федеральная корпорация вправе предоставлять субъектам МСП услуги по поддержке через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, включая использование информационных порталов государственных и муниципальных услуг, что существенно облегчает доступность таких услуг.

Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.


3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948 – 1 (в ред. от 26.07.2006 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Реорганизация юридического лица представляет изменение организационно-правовой формы или имущественной основы деятельности существующего юридического лица (правопредшественника), права и обязанности которого в порядке правопреемства переходят к другому – вновь создаваемому или прежде созданному юридическому лицу (правопреемнику).

Одной из наиболее сложных проблем в институте реорганизации юридического лица является понятие правопреемства. Это объясняется, в первую очередь, недостатком общего учения о правопреемстве и приводит к тому, что правоприменительная практика испытывает трудности, возникающие при реорганизации юридических лиц. В судебной практике действует общий принцип, согласно которому, реализуя свое право на защиту, субъекты гражданского права, используют любые не запрещенные законом способы защиты.

Подводя итог, можно сказать, что правопреемство при реорганизации юридических лиц – это процесс изменения субъектного состава правоотношения с одновременным переходом прав и обязанностей от одного юридического лица (право – предшественника) к другому – вновь создаваемому или уже существующему (правопреемнику). Правопреемство при реорганизации в форме преобразования, слияния, присоединения, разделения является универсальным, а в случае выделения – сингулярным.

Заключительным этапом жизненного цикла субъекта предпринимательского права является ликвидация. Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности определяется Законом о регистрации. Ликвидация может быть добровольной и принудительной.


Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Это обнаружение допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительными или иными фондами). Приведенный перечень не является исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). В соответствии с п. 4 ст. 99 ГК РФ в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только Гражданским кодексом РФ. С требованием о ликвидации в суд может обратиться государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В настоящее время такое право, в частности, предоставлено:

  • Федеральной антимонопольной службе, согласно ч. 2 п. 4 ст. 6 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948 – 1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  • Федеральной налоговой службе, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • Министерству финансов РФ согласно п. 4 ст. 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015 – 1 «Об организации страхового дела в РФ»;
  • Федеральной службе по финансовым рынкам, согласно ст. 42 и 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг» и ст. 14 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46 – ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • Центральному банку РФ согласно ст. 23 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17 – ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • прокурору согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202 – 1 «О прокуратуре РФ».

Хотелось бы отметить, что в законодательстве не только называются конкретные государственные органы, но и определяются основания для ликвидации. Так, Федеральная Антимонопольная служба РФ (его территориальные управления) имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности.

ГЛАВА 3 ПРОЦЕДУРА СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТИЯ ИП «КАЛИТВАНСКИЙ А.Н.»

3.1 Порядок оформления в качестве индивидуального предпринимателя

В настоящее время, все большее количество людей принимает решение заниматься собственным делом. Но для того, чтобы начать работать «на себя», необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. По законодательству РФ индивидуальным предпринимателем может стать любой дееспособный совершеннолетний гражданин Российской Федерации, деятельность которого не ограничена судом. Одним из первых этапов является определение деятельности организации, так как для заполнения заявления необходимо будет указать код ОКВЭД по виду деятельности. В данном случае, сферой деятельности ИП «Калитванский А.Н.» будут туристические услуги, а именно подготовка пакета документов для получения визы в зарубежные страны. А также организация будет предоставлять сопутствующие услуги, такие как оформление медицинской страховки для путешествия за рубежом, бронирование отеля и продажа авиабилетов.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации ИП «Калитванский А.Н.» в регистрирующий орган необходимо было предоставить следующие документы:

  • подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
  • копия основного документа, т.е. паспорта Калитванского А.Н., регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
  • копия ИНН;
  • документ об уплате государственной пошлины[12].