Файл: Изучение понятия государственной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Довод ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚо ᅚтом, ᅚчто ᅚпобережье Каспийского ᅚморя ᅚне ᅚвключено ᅚв ᅚПостановление ᅚПравительства ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚот ᅚ2 ᅚфевраля ᅚ1996 ᅚгода ᅚ№ ᅚ101 ᅚ«О ᅚФедеральной ᅚцелевой программе ᅚ«Развитие ᅚкурортов ᅚфедерального ᅚзначения», ᅚне ᅚимеет ᅚзначения для ᅚразрешения ᅚспора, ᅚпоскольку ᅚотнесение ᅚтерритории ᅚк ᅚкурорту ᅚ(землям особо ᅚохраняемых ᅚтерриторий) ᅚне ᅚзависит ᅚот ᅚтого, ᅚвключена ᅚли ᅚданная территория ᅚв ᅚфедеральную ᅚцелевую ᅚпрограмму.

Довод ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚо ᅚтом, ᅚчто ᅚПостановлением Совета ᅚМинистров ᅚРСФСР ᅚот ᅚ10 ᅚфевраля ᅚ1977 ᅚгода ᅚ№ ᅚ105 ᅚ«Об ᅚотнесении побережья ᅚКаспийского ᅚморя ᅚв ᅚДагестанской ᅚАССР ᅚк ᅚкурортам республиканского ᅚзначения» ᅚопределено ᅚтолько ᅚразрешенное ᅚиспользование земель ᅚпобережья ᅚКаспийского ᅚморя, ᅚне ᅚсоответствует ᅚсодержанию ᅚданного Постановления.

Довод ᅚПравительства ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚо ᅚтом, ᅚчто ᅚоно ᅚранее распоряжалось ᅚземельными ᅚучастками, ᅚнаходящимися ᅚв ᅚграницах ᅚокруга санитарной ᅚохраны ᅚкурорта ᅚфедерального ᅚзначения ᅚ«побережье ᅚКаспийскогоᅚморя», ᅚи ᅚпоэтому ᅚспорные ᅚземельные ᅚучастки ᅚнельзя ᅚотнести ᅚк ᅚземлям названного ᅚкурорта, ᅚне ᅚоснованы ᅚна ᅚдействующем ᅚзаконодательстве. Неправомерное ᅚраспоряжение ᅚчужим ᅚимуществом ᅚне ᅚпорождает ᅚу ᅚлица, которое ᅚраспорядилось ᅚданным ᅚимуществом, ᅚправ ᅚна ᅚэто ᅚимущество ᅚи ᅚсамо по ᅚсебе ᅚне ᅚявляется ᅚоснованием ᅚдля ᅚпрекращения ᅚправ ᅚуправомоченного лица ᅚна ᅚиное ᅚнаходящееся ᅚу ᅚнего ᅚимущество.

Изложенное ᅚсвидетельствует ᅚо ᅚтом, ᅚчто ᅚсудебные ᅚинстанции всесторонне, ᅚполно ᅚи ᅚобъективно ᅚисследовали ᅚфактические ᅚобстоятельства ᅚи материалы ᅚдела, ᅚдали ᅚим ᅚнадлежащую ᅚправовую ᅚоценку.

2 ᅚавгуста ᅚ2006 ᅚгода ᅚФедеральным ᅚарбитражным ᅚсудом ᅚСеверо-Кавказского ᅚокруга ᅚбыло ᅚвынесено ᅚПостановление ᅚ№ ᅚА15-1992/2005[18], ᅚв ᅚкотором ᅚрешение ᅚот ᅚ25 ᅚянваря ᅚ2006 ᅚгода ᅚи ᅚПостановление апелляционной ᅚинстанции ᅚот ᅚ24 ᅚапреля ᅚ2006 ᅚгода ᅚАрбитражного ᅚсуда Республики ᅚДагестан ᅚоставить ᅚбез ᅚизменения, ᅚа ᅚкассационную ᅚжалобу ᅚ–ᅚбез ᅚудовлетворения.

Такое ᅚрешение ᅚиллюстрирует ᅚположение ᅚо ᅚтом, ᅚчто ᅚземли ᅚкурортов федерального ᅚзначения ᅚявляются ᅚземлями ᅚособо ᅚохраняемых ᅚприродных территорий ᅚфедерального ᅚзначения, ᅚкоторые ᅚпризнаются ᅚфедеральной собственностью ᅚи ᅚнаходятся ᅚв ᅚведении ᅚфедеральных ᅚорганов государственной ᅚвласти. ᅚПравительство ᅚРеспублики ᅚДагестан ᅚне ᅚвправе распоряжаться ᅚтакими ᅚземельными ᅚучастками.


Термин ᅚ«право ᅚсобственности ᅚна ᅚприродные ᅚресурсы» ᅚозначает:

- ᅚсовокупность ᅚправовых ᅚнорм, ᅚрегулирующих данный ᅚвид ᅚотношений. ᅚТакие ᅚправовые ᅚнормы ᅚпредусмотрены ᅚстатьями ᅚ8, 9, ᅚ35, ᅚ36, ᅚ72 ᅚКонституции ᅚРоссийской ᅚФедерации, ᅚположениями Гражданского ᅚкодекса ᅚРоссийской ᅚФедерации, ᅚдругих ᅚнормативных ᅚактов (право ᅚсобственности ᅚв ᅚобъективном ᅚсмысле);

- ᅚсовокупность ᅚправомочий ᅚлица ᅚпо ᅚвладению, ᅚпользованию ᅚи распоряжению ᅚсвоим ᅚимуществом ᅚ(объектом ᅚсобственности) ᅚ- ᅚправо ᅚсобственности ᅚв ᅚсубъективном ᅚсмысле;

- ᅚправоотношение, ᅚвозникающее ᅚмежду ᅚсобственником и ᅚиными ᅚлицами.

В ᅚстатье ᅚ9 ᅚКонституции ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚзаписано: ᅚземля ᅚи другие ᅚприродные ᅚресурсы ᅚмогут ᅚнаходиться ᅚв ᅚчастной, ᅚгосударственной, муниципальной ᅚи ᅚиных ᅚформах ᅚсобственности.

Государственная ᅚсобственность ᅚна ᅚземлю ᅚи ᅚдругие ᅚприродные ᅚресурсы утратила ᅚсвое ᅚмонопольное ᅚположение, ᅚхотя ᅚи ᅚпродолжает ᅚзанимать лидирующую ᅚпозицию ᅚв ᅚобщем ᅚобъеме ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю ᅚи ᅚнедра.

Нужно ᅚзаметить, ᅚчто ᅚсравнительно ᅚновая ᅚдля ᅚроссийского законодательства ᅚмуниципальная ᅚформа ᅚземельной ᅚсобственности ᅚне является ᅚразновидностью ᅚгосударственной ᅚсобственности, ᅚно ᅚи ᅚне ᅚотносится ᅚк ᅚвидам ᅚчастной ᅚсобственности.

Круг ᅚсубъектов ᅚгосударственной ᅚи ᅚмуниципальной ᅚсобственности устанавливается ᅚзаконом. ᅚСубъектами ᅚправа ᅚгосударственной ᅚсобственности являются ᅚорганы ᅚпредставительной ᅚи ᅚисполнительной ᅚвласти ᅚфедерации, республик, ᅚвходящих ᅚв ᅚсостав ᅚфедерации, ᅚкраев, ᅚобластей, ᅚавтономных образований, ᅚгородов ᅚМосквы ᅚи ᅚСанкт-Петербурга. ᅚК субъектам ᅚправа ᅚмуниципальной ᅚсобственности ᅚотносятся ᅚпредставительные и ᅚисполнительные ᅚорганы ᅚместного ᅚсамоуправления ᅚгородов ᅚи ᅚрайонов.

В ᅚсовременном ᅚроссийском ᅚправе ᅚразличают ᅚдва ᅚспособа ᅚприобретенияᅚправ ᅚна ᅚземлю ᅚи ᅚдругие ᅚприродные ᅚресурсы ᅚ– ᅚадминистративно-правовой ᅚи ᅚгражданско-правовой.

Административно-правовой ᅚспособ ᅚпредусматривает ᅚпредоставление земель ᅚи ᅚприродных ᅚресурсов:

  • в ᅚсобственность;
  • во ᅚвладение;
  • в ᅚпользование;
  • в ᅚаренду.

Гражданско-правовой ᅚспособ ᅚраспространяется ᅚна:

  • куплю-продажу ᅚ(по ᅚконкурсу, ᅚс ᅚаукциона);
  • приватизацию;
  • выдел ᅚдоли;
  • выкуп ᅚзалога;
  • долгосрочную ᅚаренду;
  • наследование.

Укажем ᅚоснования ᅚпрекращения ᅚправа ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю ᅚи другие ᅚприродные ᅚресурсы:

  • объективные ᅚпричины: ᅚпрекращение ᅚправа ᅚсобственности ᅚна добровольных ᅚначалах ᅚ(продажа, ᅚдарение ᅚи ᅚт.д.), ᅚликвидация ᅚпредприятия, смерть ᅚсобственника, ᅚизъятие ᅚдля ᅚгосударственных ᅚнадобностей;
  • несоблюдение ᅚусловий ᅚпользования: ᅚнеуплата ᅚналогов, нерациональное ᅚиспользование ᅚземли ᅚи ᅚдругих ᅚприродных ᅚресурсов, неосвоение ᅚземельного ᅚучастка;
  • нарушение ᅚзаконодательства: ᅚнецелевое ᅚиспользование, невыполнение ᅚобязанностей ᅚпо ᅚохране ᅚприродных ᅚресурсов, ᅚнарушение экологических ᅚтребований.

Ключевыми ᅚсоставляющими ᅚправа ᅚсобственности ᅚна ᅚземлю ᅚи ᅚиные природные ᅚобъекты ᅚявляются: ᅚправо ᅚвладения, ᅚправо ᅚпользования ᅚи ᅚправо распоряжения.

Право ᅚвладения ᅚприродными ᅚобъектами ᅚозначает ᅚнахождение ᅚобъекта ᅚприроды ᅚво ᅚвласти ᅚкакого-либо ᅚсубъекта, ᅚобладание ᅚи удержание ᅚэтого ᅚобъекта, ᅚфактическое ᅚгосподство ᅚнад ᅚним.

Различается ᅚполное ᅚи ᅚчастичное ᅚвладение ᅚземлей ᅚи ᅚприродными объектами. ᅚПолное ᅚвладение ᅚимеет ᅚместо ᅚво ᅚвсех ᅚслучаях, ᅚкогда ᅚприродный объект ᅚразмещается ᅚна ᅚтерритории ᅚреспублики ᅚи ᅚиного ᅚавтономного ᅚобразования.

Если ᅚприродный ᅚобъект ᅚнаходится ᅚна ᅚтерритории ᅚдвух ᅚили ᅚнескольких субъектов ᅚРоссийской ᅚФедерации, ᅚто ᅚпорядок ᅚвладения ᅚопределяется согласно ᅚдостигнутому ᅚсоглашению, ᅚа ᅚпри ᅚнеобходимости ᅚ–ᅚс ᅚучастием ᅚРоссийской ᅚФедерации.

Право ᅚвладения ᅚземлей ᅚи ᅚприродными ᅚобъектами ᅚявляется абсолютным, ᅚа ᅚзначит, ᅚраспространяется ᅚна ᅚвсе ᅚземельные ᅚучастки ᅚи природные ᅚобъекты, ᅚкоторые ᅚнаходятся ᅚна ᅚтерритории ᅚсоответствующего субъекта ᅚфедерации ᅚ– ᅚсобственника ᅚданного ᅚземельного ᅚмассива.

Владея ᅚземлей ᅚи ᅚдругими ᅚприродными ᅚобъектами, ᅚгосударство ᅚвправе ограничить ᅚили ᅚзапретить ᅚдоступ ᅚна ᅚтот ᅚили ᅚиной ᅚприродный ᅚобъект. Государство ᅚвправе ᅚтакже ᅚналожить ᅚзапрет ᅚна ᅚосуществление ᅚопределенных видов ᅚхозяйственной ᅚдеятельности.

Право ᅚвладения ᅚземлей ᅚи ᅚприродными ᅚобъектами ᅚпредставляет ᅚсобой юридическую ᅚбазу ᅚдля ᅚпользования ᅚи ᅚраспоряжения ᅚтакими ᅚобъектами.

Иными ᅚсловами, ᅚэксплуатация ᅚтого ᅚили ᅚиного ᅚприродного ᅚобъекта возможна ᅚтолько ᅚна ᅚосновании ᅚстатуса ᅚвладения ᅚим.


Право ᅚпользования ᅚземлей ᅚи ᅚприродными ᅚобъектами ᅚ-ᅚеще ᅚодно ᅚсамостоятельное ᅚправомочие ᅚсобственника. ᅚОно ᅚпредусматривает хозяйственную ᅚи ᅚиную ᅚэксплуатацию ᅚэтих ᅚобъектов, ᅚизвлечение ᅚиз ᅚних полезных ᅚсвойств, ᅚиспользование ᅚв ᅚиных ᅚцелях ᅚради ᅚудовлетворения потребностей ᅚобщества.

Органы ᅚместного ᅚсамоуправления ᅚреализуют ᅚправо ᅚсобственности следующими ᅚспособами:

  • через ᅚгосударственные ᅚпредприятия, ᅚучреждения, ᅚорганизации;
  • предоставляют ᅚприродные ᅚобъекты ᅚв ᅚпользование ᅚгражданам, негосударственным ᅚорганизациям.

Право ᅚпользования ᅚземлей ᅚи ᅚдругими ᅚприродными ᅚобъектами характеризуется ᅚтремя ᅚосновными ᅚфакторами:

  • установлением ᅚдля ᅚпользователей ᅚобъектами ᅚприроды определенных ᅚправил ᅚих ᅚэксплуатации;
  • государственный ᅚконтроль ᅚза ᅚсоблюдением ᅚустановленных правил;
  • уплата ᅚналогов, ᅚрентных ᅚплатежей ᅚпользователями ᅚприродных объектов ᅚисходя ᅚиз ᅚдоходов, ᅚполученных ᅚв ᅚпроцессе ᅚэксплуатации природных ᅚобъектов.

Право ᅚраспоряжения ᅚсобственника ᅚземлей ᅚи ᅚприродными ᅚобъектами ᅚ- ᅚтретье ᅚсамостоятельное ᅚправомочие, ᅚпредусматривающее ᅚустановление юридического ᅚстатуса ᅚприродного ᅚобъекта.

Юридический ᅚстатус ᅚобъекта, ᅚназначаемый ᅚгосударством ᅚкак собственником, ᅚпредполагает:

  • определение ᅚкатегории ᅚобъекта ᅚисходя ᅚиз ᅚего ᅚосновного ᅚцелевого ᅚназначения;
  • указание ᅚцели ᅚиспользования ᅚобъекта ᅚприроды ᅚпри ᅚпередаче ᅚего в ᅚсобственность, ᅚво ᅚвладение, ᅚпользование ᅚили ᅚаренду ᅚопределенному ᅚлицу (гражданину, ᅚорганизации).

Все ᅚприродные ᅚобъекты ᅚмогут ᅚбыть ᅚдифференцированы ᅚпо ᅚкатегориям:

  • земли ᅚподразделены ᅚна ᅚсемь ᅚкатегорий;
  • полезные ᅚископаемые ᅚ– ᅚна ᅚдве ᅚкатегории ᅚ(общераспространенные и ᅚне ᅚотносящиеся ᅚк ᅚтаковым);
  • водные ᅚобъекты ᅚразличаются ᅚв ᅚзависимости ᅚот ᅚпригодности ᅚдля питьевых ᅚи ᅚбытовых ᅚнужд ᅚнаселения, ᅚдля ᅚлечебных, ᅚразличных народнохозяйственных ᅚцелей ᅚи ᅚт.п.

Дифференциация ᅚприродных ᅚобъектов ᅚпо ᅚкатегориям ᅚпредставляет собой ᅚпервую ᅚстадию ᅚв ᅚпроцессе ᅚраспоряжения ᅚими.

На ᅚвторой ᅚстадии ᅚпроисходит ᅚраспределение ᅚи ᅚперераспределение объектов ᅚмежду ᅚсобственниками, ᅚвладельцами, ᅚпользователями ᅚи арендаторами:

  • предоставление ᅚв ᅚсобственность, ᅚаренду ᅚи ᅚпользование;
  • изъятие ᅚприродных ᅚобъектов;
  • обмен ᅚприродными ᅚобъектами ᅚмежду ᅚсобственниками, пользователями ᅚи ᅚарендаторами ᅚи ᅚт.п.

В ᅚсоответствии ᅚс ᅚпунктом ᅚ1 ᅚстатьи ᅚ95 ᅚЗемельного ᅚкодекса ᅚРоссийской Федерации ᅚк ᅚчислу ᅚземель ᅚособо ᅚохраняемых ᅚприродных ᅚтерриторий отнесены ᅚземли ᅚлечебно-оздоровительных ᅚместностей ᅚи ᅚкурортов.

Согласно ᅚпункту ᅚ5 ᅚстатьи ᅚ31 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚ«Об ᅚособо охраняемых ᅚприродных ᅚтерриториях» ᅚи ᅚстатье ᅚ1 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚот ᅚ23 ᅚфевраля ᅚ1995 ᅚгода ᅚ№ ᅚ26-ФЗ ᅚ«О ᅚприродных ᅚлечебных ᅚресурсах, ᅚлечебно-оздоровительных ᅚместностях ᅚи ᅚкурортах» ᅚосвоенная ᅚи ᅚиспользуемая ᅚв лечебно-профилактических ᅚцелях ᅚособо ᅚохраняемая ᅚприродная территория, ᅚрасполагающая ᅚприродными ᅚлечебными ᅚресурсами ᅚи необходимыми ᅚдля ᅚих ᅚэксплуатации ᅚзданиями ᅚи ᅚсооружениями, ᅚвключая объекты ᅚинфраструктуры, ᅚявляется ᅚкурортом.

В ᅚсилу ᅚпункта ᅚ7 ᅚстатьи ᅚ2 ᅚи ᅚпункта ᅚ4 ᅚстатьи ᅚ31 ᅚназванного ᅚЗакона ᅚи пункта ᅚ2 ᅚстатьи ᅚ3 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚ«О ᅚприродных ᅚлечебных ᅚресурсах, лечебно-оздоровительных ᅚместностях ᅚи ᅚкурортах» ᅚтерритория признается ᅚлечебно-оздоровительной ᅚместностью ᅚили курортом ᅚфедерального ᅚзначения ᅚПравительством ᅚРоссийской ᅚФедерации ᅚпо ᅚсогласованию ᅚс ᅚсоответствующим ᅚорганом ᅚисполнительной ᅚвласти ᅚсубъекта ᅚРоссийской ᅚФедерации.

В ᅚсоответствии ᅚс ᅚпунктами ᅚ2 ᅚи ᅚ3 ᅚстатьи ᅚ32 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚ«Об особо ᅚохраняемых ᅚприродных ᅚтерриториях» ᅚи ᅚстатьей ᅚ1 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚ«О ᅚприродных ᅚлечебных ᅚресурсах, ᅚлечебно-оздоровительных местностях ᅚи ᅚкурортах» ᅚв ᅚцелях ᅚсохранения ᅚприродных ᅚфакторов, благоприятных ᅚдля ᅚорганизации ᅚлечения ᅚи ᅚпрофилактики ᅚзаболеваний населения, ᅚна ᅚтерриториях ᅚлечебно-оздоровительных ᅚместностей ᅚи курортов ᅚорганизуются ᅚокруга ᅚсанитарной ᅚили ᅚгорно-санитарной охраны. ᅚВнешний ᅚконтур ᅚокруга ᅚсанитарной ᅚ(горно-санитарной) ᅚохраны ᅚявляется ᅚграницей ᅚлечебно-оздоровительной ᅚместности, ᅚкурорта, ᅚкурортного ᅚрегиона ᅚ(района).

На ᅚосновании ᅚпункта ᅚ4 ᅚстатьи ᅚ32 ᅚФедерального ᅚзакона ᅚ«Об ᅚособо охраняемых ᅚприродных ᅚтерриториях» ᅚи ᅚпункта ᅚ2 ᅚстатьи ᅚ16 ᅚФедерального закона ᅚ«О ᅚприродных ᅚлечебных ᅚресурсах, ᅚлечебно-оздоровительных ᅚместностях ᅚи ᅚкурортах» ᅚграницы ᅚи ᅚрежим ᅚокругов санитарной ᅚ(горно-санитарной) ᅚохраны, ᅚустановленные ᅚдля ᅚлечебно-оздоровительных ᅚместностей ᅚи ᅚкурортов ᅚфедерального ᅚзначения, утверждаются ᅚПравительством ᅚРоссийской ᅚФедерации.