Файл: Роль мотивации в поведении организации (Сущность и значение мотивации в управлении персоналом организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модель профессора Герчикова можно использовать в двух направлениях:

- Для каждого мотивационного типа существует оптимальный набор стимулов, и эти данные полезно знать для грамотного выстраивания политики вознаграждений, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2

Виды стимулирования сотрудников с различными типами мотивации

Виды стимулирования

Типы мотивации

Инструментальная

Профес-сиональная

Патриотическая

Хозяйская

Избегате-льная

1

2

3

4

5

6

Негативные (наказания, угрозы потери работы и т.п.)

Применимы в денежной форме

Запрещены

Применимы в знаковой форме

Запрещены

Базовые*

Денежные

Базовые

Применимы

Нейтральные**

Применимы

Нейтральные

Натуральные (покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.)

Применимы в денежной форме

Применимы при целевой договоренности

Применимы в знаковой форме

Применимы при целевой договоренности

Базовые

Моральные

Запрещены

Применимы

Базовые

Нейтральные

Нейтральные

Патернализм (забота о работнике)

Запрещены

Запрещены

Применимы

Запрещены

Базовые

Организационные (содержание, условия и организация работы)

Нейтральные

Базовые

Нейтральные

Применимы

Запрещены

Карьера, развитие

Применимы

Базовые

Нейтральные

Применимы

Запрещены

Участие в совладении и управлении

Нейтральные

Применимы

Применимы

Базовые

Запрещены

* В таблице слово «Базовые» означает, что для сотрудника с данным типом мотивации в основном должен применяться только этот вид стимулирования.

** В таблице слово «Нейтральные» означает, что этот вид стимулирования не окажет з аметного стимулирующего воздействия на сотрудника с данным типом мотивации.


Каждому типу деятельности соответствует определенный тип трудовой мотивации, и руководитель может определить, правильных ли людей он нанимает, что мы видим в таблице 3[12].

Таблица 3

Соответствие типов мотивации видам деятельности

Тип деятельности

Пример должностной позиции

Тип мотивации

Исполнитель работ с четко измеримым результатом

Менеджер по продажам

Инструментальная

Исполнитель на автономной работе

Агент, торговый представитель, слесарь-ремонтник

Хозяйская, профессиональная, инструментальная

Исполнитель на простых работах

Оператор полуавтоматической машины

Инструментальная, избегательная (люмпенская)

Специалист с функциональным характером работы

Менеджер по маркенингу, специалист по работе с персоналом

Профессиональная

Руководитель подразделения

Начальник отдела или цеха

Хозяйская, патриотическая

Высший руководитель

Генеральный директор

Хозяйская

В наши дни открытие В.И. Герчикова широко используют консультанты по управлению, службы персонала и руководители организаций.

Подводя итог вышесказанному в данной главе, необходимо отметить, что мотивация как сложное, многоаспектное явление — необхо­димый элемент системы управления персоналом. Создание ус­ловий для мотивации работников и ее практическое осуществ­ление позволяют достичь целей организации.

В настоящее время проблема мотивации персонала требует комбинированных подходов, основанных на знании и использовании как традиционных теорий мотивации, так и последних достижений поведенческих наук. Сочетание экономических и социально-психологических способов воздействия на поведе­ние работников должно быть адекватным их современным по­требностям и интересам организации.

Источниками мотивации и получаемого от работы удовлетво­рения для работника являются не только внешние факторы, такие, как величина денежного содержания, но и различные факторы, внутренне присущие непосредствен­но служебной деятельности. Снижение уровня мотивации работников вы­звано такими факторами, как неустойчивая занятость, неадек­ватное денежное содержание, невозможность получить льготы, гарантированные нормативными правовыми актами.


2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В АО «МУРМАНОБЛГАЗ» (Североморский филиал)

2.1. Организационная характеристика АО «Мурманболгаз»

Правовое положение Акционерного Общества «Мурманоблгаз» (Североморский филиал) определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об акционерных обществах», прочими законами Российской Федерации, иными, обязательными к исполнению, правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом. В случаях последующих вносимых изменений норм законодательства и иных действующих правовых актов Российской Федерации, Устав действует в части, не противоречащей их нормам.

Основной целью Общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей, получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние Общества, создание здоровых и безопасных условий труда, социальная защита работников Общества. АО оказывает следующие услуги:

Для физических лиц:

  1. Заправка газовых баллонов.
  2. Отключение газового прибора с установкой заглушки.
  3. Обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
  4. Техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
  5. Отключение газоснабжения и пуск газа.
  6. Проектно-монтажные работы по газификации домов, котеджей, дач.

Для юридических лиц:

  1. Газификация предприятий.
  2. Подготовка и выдача технических условий.
  3. Обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО).
  4. Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования (ВДГО).
  5. Аварийно-диспетчерское обслуживание (договор).
  6. Технический надзор над производством работ.
  7. Обслуживание газового хозяйства предприятия.
  8. Проектные работы по наружной и внутренней системе газоснабжения.
  9. Согласование проекта.
  10. Строительно-монтажные работы по газификации.
  11. Технический надзор над строительно-монтажными работами сертифицированными специалистами.
  12. Поставка газа (договор).

Организационная структура АО «Мурманоблгаз» (Североморский филиал) представлена на рис. 3.

Рис.3. Организационная структура АО «Мурманоблгаз» (Североморский филиал).

В организационной структуре выделены такие блоки, как технические службы, финансово-экономический отдел, блок по общим вопросам, отдел по работе с персоналом, юридический отдел, отдел по имуществу и корпоративной работе, управление капитального строительства.

Основные задачи анализа использования трудовых ресурсов включают в себя: определение численности и состава работающих на предприятии, анализ структуры персонала, анализ движения рабочей силы. (Табл.4.)

Таблица 4

Состав и структура персонала СПО АО «Мурманоблгаз»

(Североморский филиал) за 2016-2018 гг.

2016

2017

2018

сумма

удель-ный вес, %

сумма

удель-ный вес, %

сумма

удель-ный

вес, %

2017 г. от

2016 г.

2018 г. от

2017 г.

2017 г. к

2016 г.

2018 г. к

2017 г.

Всего сотрудни-ков, в том числе:

85

100,00

84

100,00

84

100,00

-1

0

98,82

100,00

Управлен-ческий персонал

7

8,24

7

8,33

Категории персонала

Годы

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

100,00

100,00

Основной персонал

66

77,65

64

76,19

65

77,38

-2

1

96,97

101,56

Вспомога-тельный персонал

12

14,12

13

15,48

12

14,29

1

-1

108,33

92,31

На основе данных табл. 4 можно сделать вывод, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. численность персонала снизилась на 1 чел., за счет сокращения основного персонала на 1 чел. Наибольший удельный вес в структуре персонала в 2017 г. занимал основной персонал – 76,19%.


В 2018 г. по сравнению с 2017 г. численность персонала осталась неизменной.

Наибольший удельный вес в структуре персонала в 2018 г. также занимал основной персонал –77,38%.

Таким образом, за счет увеличения отработанных за год одним работником в год, повысилась эффективность использования рабочего времени, выраженная в выработке одним работником в час, так в 2018 г. показатель составил 39,33 тыс. руб., что больше на 5,82 тыс. руб., чем в 2017 г. На производительность труда оказывает влияние трудоемкость работ.

В организации трудится 84 сотрудника, которые обеспечивают надежное и стабильное газоснабжение потребителей города Североморска и близлежащих поселений. Для достижения положительно эффекта требуется умелое руководство коллективом и слаженность всех сотрудников компании. Как видим из таблицы, руководящий состав организации составляет более 8%, практически 1 управленец на каждые 10 чел. (по сути европейский стандарт). Поэтому в Обществе эффективно используют потенциал работников, который включает в себя:

- планирование и совершенствование работы с персоналом;

- поддержку и развитие способностей и квалификации работников.

Данными вопросами занимается Отдел по работе с персоналом, основными задачами которого являются:

1. Обеспечение укомплектования предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации.

2. Организация культурно-массовых мероприятий, направленных на проведение досуга внерабочее время и сплочение коллектива.

Основные функции Отдела по работе с персоналом:

1. Осуществление подбора кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу.

2. Организация тестирования, собеседования и иные мероприятия для оценки профессиональных знаний, психологических качеств соискателей и сотрудников.

3. Организация обучения персонала, координирует работу по повышению и квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.

4. Организация проведения культурно-массовых мероприятий.

Система поощрения на предприятии чаще всего включает денежное вознаграждение, реже – моральное.

Стратегия управления персоналом направлена на достижение высокой эффективности работы предприятия. Согласно решетки Блейка-Моутона, руководитель организации находится на позиции 9.1. Между руководителем такого типа и его подчиненными постоянно присутствует дистанция и отсутствует взаимопонимание, уровень групповой дисциплины достигает отметки «удовлетворительно» или чуть выше. Система оплаты труда в организации – премиальная. На практике коллектив ежемесячно получает одинаковую зарплату и в редких случаях руководство лишает премии. Руководители подразделений (среднее звено) настроены помочь своимсотрудникам в решении возникающих проблем.