Файл: Основы коммерческой деятельности 9КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Сущность коммерческой деятельности

1.2 Разновидности коммерческой деятельности

1.3 Задачи управления коммерческой деятельностью

1.4 Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности

Глава 2. ТОРГОВЛЯ И ЕЁ РОЛЬ В ОБРАЩЕНИИ ТОВАРОВ

2.1 Виды и функции торговли

2.2 Характеристика товара и услуг как объекта коммерческой деятельности

2.3 Основные принципы коммерческой деятельности

ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СЛАВНЕФТЬ»

3.1 История предприятия ОАО «Слевнефть»

3.2 Анализ и организационная структура предприятия ОАО «Славнефть»

3.3 Производство нефтепродуктов на предприятия ОАО «Славнеть»

3.4 Организация материально-технического снабжения предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) объекты обмена должны удовлетворять различные потребности, т. е. быть качественно различными;

2) объекты обмена должны быть равными с экономической точки зрения.

На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара являются деньги – всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости, или перемене состояния. В актах купли и продажи, опосредованных деньгами, происходит движение потребительных стоимостей, реализация товаров. По мере совершенствования рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие.

2.2 Характеристика товара и услуг как объекта коммерческой деятельности

Характер предъявляемых требований к товару зависит от его назначения и свойств, благодаря которым он делается полезным для человека. Продукту также присущ ряд свойств, но потребительскую ценность выражают лишь те свойства, которые определяют его полезность. Следовательно, потребительская стоимость отражает ценность продукта и выступает в качестве носителя цены товара в условиях рынка.

С понятием продукта связаны потребительские свойства: технические, физические, химические и т. д. Они формируют предназначенность товара, покупательское восприятие на спрос. В связи с этим существуют потребительские товары и продукция производственно-технического назначения.

Продовольственные товары и непродовольственные на основе покупательских привычек потребителей подразделяются на товары: ƒ повседневного спроса – потребляются либо сразу, либо рассчитаны на определенное количество использований; ƒ предварительного выбора – товары однородного признака, в процессе потребления потребителем сравнивается между собой по параметрам, по надежности, по цене, по внешнему оформлению и т. д.; ƒ особого спроса – присущи характерные или уникальные свойства, ради которых потребитель готов затратить дополнительные средства; ƒ пассивного спроса – о покупке этих товаров потребитель не задумывается, отличаются случайной потребностью.

Основными элементами рыночного механизма является спрос, предложение, цена. Потребность в товарах на рынке выступает в форме спроса, размер которого определяется ценами на товар и платежеспособностью покупателей. Соотношение между спросом и предложением на товар, с одной стороны, зависит от динамики рыночных цен, а с другой стороны – оказывает непосредственное воздействие на формирование цены.


Одна из важнейших задач рынка товаров – обеспечение условий, при которых достигается равновесие между спросом и предложением. По признаку спроса и предложения товара различают рынок продавца и рынок покупателя. Рынок, отличающийся превышением спроса над предложением, называется рынком продавца, а если рынок характеризуется превышением предложения над спросом, то это рынок покупателя.

Спрос – сложное социально-экономическое явление. К его основным слагаемым относятся: потребительские требования, мотивы покупки, платежные способности потребителей, объем спроса, динамика цен. Оценка складывающегося спроса базируется на совокупности информации, полученной в результате опроса потребителей продукции. Опрос населения дает возможность получить информацию о конкретных условиях продажи товаров, режиме и распорядке работы торгового предприятия. Спрос и предложение являются наиболее важными категориями торгового рынка. Определяющим условием состояния рынка является соотношение спроса и предложения.

Особенностью спроса является рост его величины или объема при снижении цены на товар. Рынок покупателя обуславливается наличием широкого ассортимента товаров, выпускаемых различными производителями, что порождает конкуренцию между продавцами товара, удовлетворяющих одни и те же запросы покупателей. Такой рынок предоставляет выбор необходимых товаров, которые покупатель для себя оценивает по реальной цене продажи и затратами на последующую эксплуатацию.

Предприятия-изготовители должны уметь предвидеть смену периодов спроса и пересматривать стратегию производства товаров. Важно определить появление ранних признаков устранения товара, падения его конкурентоспособности, чтобы вовремя начать выпуск усовершенствованного или нового товара.

Коммерческая деятельность торгового предприятия должна базироваться на исследованиях рынка товаров: анализ рыночных процессов, изучение спроса и предложения на товары, характера и предпосылок развития целевых рынков. Рынок как сфера обмена рассматривается в совокупности: производство, распределение, потребление. Производство ориентировано на конкретный рынок товаров.

Потребительский рынок регулируется спросом и предложением товаров, потребностями и возможностями покупателей. Цена является критерием, определяющим покупательское восприятие, и влияет на решение о покупке товара. Особая роль в определении цены на реализуемые товары принадлежит ценовой политике.


Качество товара выступает основным критерием при формировании цены и это одно из требований рынка товаров. В последнее время увеличивается спрос на экологически чистые продовольственные товары, поэтому вопросам качества продукции придается особое значение. При этом в первую очередь решаются следующие задачи: ƒ приведение уровня качества продукции в соответствие с запросами и требованиями покупателей; обеспечение производства обновляемой и конкурентоспособной продукции; формирование цены в зависимости от потребительских свойств товара [8, с. 21]. 

2.3 Основные принципы коммерческой деятельности

Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами.

Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

· неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга;

·гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;

· умение предвидеть коммерческие риски;

· выделение приоритетов;

· проявление личной инициативы;

· высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;

· нацеленность на достижение конечного результата — прибыли.

Тесная связь коммерции с маркетингом определяется, прежде всего, сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге "Продавать нужно только то, что можно продать". До середины текущего столетия действовала концепция маркетинга, делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этой концепции до настоящего времени еще не утрачено в России.

Гибкость коммерции должна проявляться, прежде всего, в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости — изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерции.

Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск — это степень неопределенности результата. Коммерческий риск — это возможные убытки в коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции, с ухудшением финансового положения фирмы, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порчи груза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был "взвешенный", необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.


Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого, принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

Личная инициатива зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумевается определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений.

Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам — это принцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этого принципа — залог эффективной коммерческой деятельности.

Работа коммерческой организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей: объемом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборачиваемости и рядом других. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют, также, изменения в организационных формах и характере деятельности фирм.

Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д.

Речь идет о такой системе управления, которая порождена организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетворением индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений. Все это требует от фирм адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.


ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СЛАВНЕФТЬ»

3.1 История предприятия ОАО «Слевнефть»

1976 г. — создание производственного объединения «Ярославнефтеоргсинтез», в которое вошли Новоярославский НПЗ — головное предприятие, Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д. И. Менделеева, Ярославский завод нефтяной тары. 1983 г. — вступил в строй Комплекс по производству масел и парафинов КМ-2.

1993 г.- создание акционерного общества открытого типа — АООТ «Ярославнефтеоргсинтез». 5 декабря 1995 г. — Государственный комитет по управлению государственным имуществом РФ утвердил план приватизации (Распоряжение № 1771-Р), согласно которому контрольный пакет акций АООТ «Ярославнефтеоргсинтез» передан в управление государственной вертикально-интегрированной нефтегазовой компании «Славнефть». 26 апреля 1996 г. — АООТ «Ярославнефтеоргсинтез» переименовано в ОАО «Славнефть».

«Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» — одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий центральной России — входит в состав нефтяной компании ОАО «НГК Славнефть». Основным видом деятельности предприятия является предоставление услуг по переработке нефти. Профиль НПЗ — топливно-масляный. ОАО «Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез» — крупнейший нефтеперерабатывающий завод Центральной России, мощность которого позволяет ежегодно перерабатывать более 18 млн. тонн углеводородного сырья.

3.2 Анализ и организационная структура предприятия ОАО «Славнефть»

Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

В компании ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» используется линейная организационная структура. Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками [9, с. 62].