Файл: Статус нотариуса (Понятие и сущность нотариата и его место в системе правоохранительных органов Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационными гарантиями нотариальной деятельности являются все те основы и принципы организации, построения системы нотариата, которые обеспечивают ее эффективное функционирование и защиту в рамках нотариальной системы прав граждан и юридических лиц [6].

В качестве организационных гарантий нотариальной деятельности можно назвать ее территориальную организацию. Территория России разделена на нотариальные округа.

Территориальная организация содействует полному обеспечению потребности граждан и юридических лиц в совершении нотариальных действий и предупреждает перегрузку нотариусов. Главная цель территориальной организации - беспрепятственное получении гражданами и юридическими лицами копий, дубликатов нотариально оформленных документов, сведений о совершенных нотариальных действиях.

Организационной гарантией нотариальной деятельности является и контроль за нотариальной деятельностью со стороны органов юстиции, нотариальных палат, и налоговых органов. Это возможно только при деятельности нотариусов по территориальному принципу.

Материальными гарантиями нотариальной деятельности являются средства и меры материального, технического, финансового характера, обеспечивающие реализацию прав субъектов нотариального права и способствующие защите их прав от нарушений.

Например, материальной гарантией соблюдения нотариальной тайны является наличие у нотариуса нотариальной конторы, оборудованной таким образом, чтобы обеспечить тайну совершения нотариального действия.

Материальные гарантии финансового характера, защищающие права нотариусов — положения законодательства о финансовом обеспечении деятельности нотариусов (государственных — за счет государственного бюджета, частнопрактикующих — за счет самостоятельного распоряжения поступающим доходом).

Гарантиями, защищающими граждан и юридических лиц от завышения нотариусами цен на нотариальные услуги, являются законодательно урегулированные размеры ставок государственной пошлины и нотариальных тарифов, а также перечень льгот для граждан и юридических лиц при оплате нотариальных действий.

Важнейшей гарантией нотариальной деятельности является право на судебную защиту.

Судебный контроль за совершением нотариальных действий обеспечивает защиту нарушенных в процессе нотариальной деятельности прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Статья 33 Основ гласит, что «отказ в нотариальном действии или неправильное его совершение обжалуются в судебном порядке» [2].


Не только граждане, но и другие субъекты нотариального права имеют право на судебную защиту своих прав. Так, нотариус, считающий, что действие или бездействие должностного лица государственного органа, а равно органа управления нотариальной палаты нарушают его права, может обжаловать в установленном порядке эти действия вышестоящему должностному лицу или в суд.

Таким образом, правовой статус нотариуса - это особенность института нотариата, занимающего положение между государственной службой и свободной профессией.

Повышение роли нотариуса в гражданском обороте ставит актуальным вопрос о его возможной ответственности. Так как нотариус является главным лицом при проверке правомерности, допустимости, законости совершаемых юридических процедур. В Ст. 5 Основ законодательства о нотариате предусмотрены определенные гарантии нотариальной деятельности. Одновременно данные гарантии сформулированы и как гарантии обратившимся за совершением нотариальных действий граждан и юридических лиц. Правовой статус нотариуса защищает прежде всего не интересы нотариусов, а предоставляет дополнительные гарантии их клиентам.

3 Основные проблемы статуса нотариусов и пути их решения

Осуществление правового обеспечения активно развивающихся в настоящее время экономических отношений в Российской Федерации невозможно без института нотариата.

Частными и государственными нотариусами совершается ряд нотариальных действий по удостоверению бесспорных прав и фактов; приданию долговым и платежным документам исполнительной силы; обеспечению мер по охране наследственного имущества и др. Объектом нотариальной деятельности являются установленные законом действия, совершение которых обеспечивает права и законные интересы тех лиц, которые воспользовались услугами нотариуса.

Современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата как связующего звена между гражданским обществом и государством.

Однако, как и в любой другой отрасли права при определении статуса нотариата существуют проблемы, которые требуют решения на законодательном и исполнительном уровнях.

В последнее десятилетие усилилась важность реформирования законодательной основы института нотариата. Были разработаны Концепция проекта закона «О нотариате и нотариальной деятельности» (в нескольких вариантах) и Проект Федерального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности»), которые, к сожалению, так и не были доработаны и приняты. Что лишь усиливает необходимость реформ в данной сфере.


Этому есть несколько причин. Во-первых, в настоящий момент существует ряд нерешенных проблем, приобретших неустранимый имеющимися средствами характер. Во-вторых, становится общепринятым качественно новое понимание нотариата как одного из важнейших институтов отечественной юстиции. Очевидно, что, пройдя исторический отрезок времени, на настоящем этапе нотариат исчерпал интенсивные средства развития [21].

Одной из важнейших причин для проведения реформ нотариата в России является осознание необходимости в создании и последующем развитии системы предупреждения и профилактики конфликтов при осуществлении гражданских правоотношений. Именно нотариат способствует уменьшению спорности этих правоотношений и последующему снижению количества обращений в суд. «Нотариат снижает спорность гражданских правоотношений за счет публичного удостоверения от имени государства важнейших юридических актов его участников, о чем свидетельствует и российская статистика. Нотариус заранее предупреждает о существе совершаемых действий, придавая им иное значение при выполнении своих публично-правовых функций» [27]. Работа нотариуса либо исключает, либо значительно снижает риск возникновения спора и обращения в суд.

Кроме своих содержательных функций (деятельность нотариуса в отношении участников нотариального производства) нотариус также выполняет и социальные функции, указывающие на место нотариата в современном обществе как особого правового института.

Предоставление права совершения нотариальных действий органам местного самоуправления, приводит в ряде случаев к непрофессиональному совершению отдельных нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере [24].

Проект Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности» четко регламентирует систему контроля нотариальной деятельности: законность нотариального действия, отказ в его совершении контролируется только судом; соблюдение нотариусом налогового законодательства – налоговыми инспекциями; организацию приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архива – территориальными органами Федеральной регистрационной службы с привлечением возможностей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (здесь и плановые проверки и проверки по жалобам); правильность уплаты обязательных членских взносов, соблюдение норм Кодекса профессиональной чести нотариуса и Устава Палаты – нотариальными палатами субъектов Российской Федерации; срок стажировки увеличен с одного года до двух лет у нотариуса, имеющего стаж работы не три, а пять лет. Согласно Проекту лицо, сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификационное свидетельство вместо прежней лицензии на право нотариальной деятельности. Кроме того, исключается предусмотренная Основами о нотариате возможность досрочного экзамена у стажера; разделяет оплату нотариального действия и оплату технической работы, подготовки проекта документа, юридических консультаций; исключает понятие «профессиональная деятельность нотариуса» [21].


При работе над совершенствованием законодательства о нотариате законодателю следует рассмотреть необходимость акцентирования внимания на роли нотариуса как независимого советника сторон при формулировке норм о статусе нотариуса; закрепить право нотариуса оказывать юридическую помощь по урегулированию разногласий между сторонами, связанных с совершением нотариального действия, как самостоятельный вид оказания квалифицированной юридической помощи. Законодательное регулирование участия нотариуса в процедуре медиации должно включать в себя формулирование системы принципов медиации; закрепление процедуры, стадий медиации; определение оплаты этого вида нотариальной помощи и ответственности нотариуса при ее ненадлежащем оказании. Представляется перспективным понимание медиации в нотариальной деятельности как самостоятельного вида, который направлен на достижение лицами, обращающимися за совершением нотариального действия, обшей позиции по совокупности их прав и обязанностей, подлежащих удостоверению нотариальным актом.

Необходимо усовершенствовать порядок страхования профессиональной ответственности нотариусов для того, чтобы в полной мере гарантировать права лиц, понесших ущерб от нотариального действия, совершенного с нарушением законодательных требований. В формировании фонда страхового возмещения обязан участвовать не только сам нотариус, путем заключения договора индивидуального страхования риска профессиональной ответственности, но и нотариальная палата, которой следует осуществлять обязательное коллективное страхование риска профессиональной ответственности нотариусов, являющимися членами нотариальной палаты.

Нотариус назначается на должность на основании рекомендации нотариальной палаты из числа лиц, имеющих лицензию и выдержавших конкурсный отбор. Нотариус назначается органом юстиции. Увольнение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, регулируется законодательством Российской Федерации. Нотариус, занимающийся частной практикой, может быть уволен, как по собственном желанию, так и на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности. Такое решение может быть принято судом в случае осуждения нотариуса за совершение им умышленного преступления после вступления приговора в законную силу; ограничение дееспособности или признания нотариуса недееспособным в установленном законом порядке; по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушения законодательства; по медицинским показаниям. В случае прекращения полномочий нотариуса, занимающего частной практикой, его архив передается другому нотариусу по решению органа юстиции совместно с нотариальной палатой.


А.С. Балаян предлагает внести уточнение в п.2 ст.2 Основ законодательства РФ о нотариате: «имеющий стаж работы по юридической специальности не менее, чем пять лет, из которых стаж работы в должности помощника нотариуса должен быть не менее, чем три года» [4]. Это, по мнению автора, позволит улучшить качество подготовки будущего нотариуса.

Публично-правовой статус нотариусов определяется осуществлением ими нотариальных функций от имени государства. Тем не менее необходим контроль со стороны государства за деятельностью нотариусов.

В работе уже неоднократно указывалось, что нотариуса нельзя причислить к должностным лицам. Согласно определению, к должностным лицам относятся две категории лиц: представители власти; лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [8].

Поэтому возникает проблема привлечения нотариусов, совершивших правонарушение. Так как злоупотребления, допущенные нотариусами нельзя квалифицировать как должностные преступления. При совершении злоупотреблений с их стороны возможна ответственность за подделку документов, за соучастие в мошенничестве или другом преступлении, связанном с обманом или со злоупотреблением доверием.

Так же А.С.Балаян предлагает внести изменения в гл. 1п.2.ст.2 Основ законодательства РФ о нотариате требования к лицам, претендующим на занятие должности нотариуса: необходимы изменения, касающиеся увеличения срока стажировки, – определения количества лет, которое должно проработать в должности помощника лицо, претендующее на должность нотариуса; законодательное закрепление присяги для помощников нотариуса, а при проведении конкурса на должность нотариуса – льгот для родственников нотариуса и оценки профессиональных и личностных (в том числе морально-этических и психологических) качеств кандидата посредством проведения тестирования по балльной системе, чтобы все это в целом могло обеспечить преемственность поколений и доступ к профессии нотариуса только самым подготовленным, опытным, достойным, болеющим душой за судьбу нотариата людям, которые будут далее сохранять традиции, приумножать опыт старшего поколения нотариусов, честно и плодотворно трудиться на благо России [4]. Правильным было бы привлечение для отбора кандидатов в нотариусы профессиональных психологов, способных диагностировать морально-волевые, личные и профессиональные качества и потенциал кандидатов.