Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
1.1. Понятие и сущность оперативно – розыскной деятельности
2.1. Полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за ОРД
2.2. Права и обязанности прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru
Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2012. // СПС КонсультантПлюс.
-требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушений ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения (ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре);
-давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве (п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД); в письменной форме – о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к производству (п. 2 ст. 14 ФЗ об ОРД);
-затребовать необходимые оперативно-служебные документы (дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств и др.), учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 21);
- опротестовать противоречащие ФЗ об ОРД решения руководителей оперативно-розыскных органов;
-выносить постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (при наличии достаточных оснований);
-требовать привлечения лица, нарушившего ФЗ об ОРД, к иному виду юридической ответственности, помимо уголовной (посредством возбуждения уголовного дела).
Кроме того, отмечаем, что уполномоченный прокурор не вправе:
-участвовать в осуществлении любого ОРМ или самому его готовить его или проводить;
-отменить решение о проведении ОРМ.
Решение на проведение конкретного ОРМ принимает оперативник самостоятельно, или разрешает его проведение руководитель оперативно-розыскного органа, или санкционирует проведение ОРМ, ограничивающее конституционные права гражданина, судья (причем, два последних должны быть приняты в форме постановления).
Правом отмены ни одного из трех решений законодатель уполномоченного прокурора не наделяет. Однако прокурор при наличии к тому оснований может опротестовать решение, принятое оперативником или руководителем оперативно-розыскного органа (решение судьи о проведении ОРМ прокурор опротестовывать не вправе);
-отменить решение о заведении (прекращении) дела оперативного учета. Вместе с тем прокурор полномочен проверить законность решения оперативно-розыскного органа о заведении (прекращении) дела оперативного учета (ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД[26]). Кроме того, уполномоченный прокурор обязан опротестовать незаконное и необоснованное постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (подп. «г» п. 7 приказа Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56).
Прокуратура не всегда имеет возможность для своевременного реагирования на факты их нарушения зачастую в силу недостаточного законодательного регламентирования тех или иных сфер правоприменения либо в силу отсутствия необходимого объема полномочий[27]. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор.
Из неприкосновенности частной собственности вытекает отсутствие права беспрепятственного доступа прокурору в помещения, принадлежащие частным лицам. Однако если речь идет о правонарушении, которое было совершено на их территории в ходе осуществления ОРМ, подобные ограничения просто теряют свою силу.
Уполномоченный прокурор имеет доступ к таким оперативно-служебным документам и материалам ОРО как:
-дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств,
-учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий (статья 21 ФЗ «Об ОРД»[28]).
Данное правомочие прокурора может реализовываться с некоторыми оговорками. Дело в том, что материалы ОРО содержат сведения о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе.
Сведения о конфидентах составляют государственную тайну и могут предоставляться соответствующим прокурорам только с письменного согласия указанных лиц.
Возможность надзора за законностью привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству возникает лишь при подаче ими заявлений о принуждении их к такой деятельности.
Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Однако существуют ОРМ, которые ограничивают эти права.
Как правило, при их проведении используются негласные методы и средства, и зачастую лица, в отношении которых осуществляются действия ОРО, не знают и не могут о них знать. Кроме того, результаты использования негласных ОРМ тоже имеют тайный характер. Вместе с тем не исключено, что под грифом секретности могут скрываться ошибки, просчёты, а также действия, выходящие за рамки законности.
Не исключены факты проведения негласных ОРМ в личных интересах. Так, зачастую встречаются случаи сбора компрометирующей информации, прослушивания телефонных переговоров политиков и бизнесменов по заказу.
Следовательно, прокурор вправе проверить соблюдение всех условий и наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об их проведении. Более того, прокурор при осуществлении надзора должен выявлять случаи нарушения налагаемых на ОРО запретов. Для этого прокурор должен выявлять истинные цели проведения должностными лицами ОРМ, и обращать особенное внимание на обоснование выбора используемых негласных средств.
Кроме того, в ходе проведения ОРМ может быть нанесён ущерб здоровью граждан при несанкционированном использовании специальных оперативно-технических средств.
При выявлении нарушений прокурор обязан без промедлений принимать меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также возмещению причиненного вреда.
У прокурора должно быть право пресечения проведения ОРМ, нарушающего права физических и юридических лиц. При наличии достаточных оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор должен принять меры к тому, чтобы должностные лица ОРО, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.
Ещё одним элементом прокурорского надзора за ОРД является законность решений, принимаемых ОРО (постановления о проведении ОРМ, решения о производстве или прекращении ОРМ, об использовании результатов ОРД). Оценивая их законность, прокурор должен устанавливать соответствие целям ОРД применения полученных в её процессе данных, полноту и своевременность использования собранной информации. В связи с этим правомочием прокурора может являться вызов должностных лиц ОРО для объяснения того или иного принятого решения, возможность отмены не соответствующего закону постановления о проведении ОРМ.
По Закону о прокуратуре задача прокурора заключается именно в надзоре за соблюдением законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, однако не все они являются явными[29].
Специфика деятельности ОРО, которая по большей части является засекреченной, позволяет выделить и другие основания для проверки состояния законности в деятельности ОРО, например, результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях.
Можно согласиться с мнениями некоторых автором, что необходимо введение в Закон об ОРД новой статьи, которая бы регламентировала полномочия прокурора при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью:
Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность вправе:
-при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения оперативно-розыскных органов, кроме тех, которые принадлежат частным лицам и используются ОРО по соглашению или устному договору с этими частными лицами, если только на их территории и в их помещениях не совершено правонарушение;
-требовать право доступа у руководителей ОРО и их должностных лиц к делам оперативного учета, материалам о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационной документации и ведомственным нормативным правовым актам, регламентирующим порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, кроме сведений о штатных негласных сотрудниках оперативно-розыскных органов, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, которые предоставляются по письменному разрешению этих лиц;
-рассматривать жалобы на действия и решения ОРО;
-требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов при использовании оперативно-технических средств.
Уполномоченный прокурор в случае установления факта нарушения закона оперативно-розыскными органами и их должностными лицами:
-вызывает должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, кроме штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо лиц, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, при отсутствии их согласия (за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности);
-вызывает должностных лиц ОРО для выяснения мотивов и целей того или иного принятого решения, его обоснования; вносит представление о пресечении проведения ОРМ, не соответствующих целям и задачам ОРД;
-опротестовывает противоречащие закону постановления о проведении ОРМ, решения о производстве или прекращении ОРМ, решения об использовании результатов ОРД, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
-привлекает к ответственности руководителей и должностных лиц ОРО, нарушивших закон;
-принимает меры по возмещению причиненного ущерба физическим и юридическим лицам в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях уполномоченный прокурор вправе предостеречь должностное лицо (лиц) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о недопустимости нарушения закона.
Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы организации деятельности прокурора, выбора приоритетной задачи, применения определенных тактических и иных приемов, а не каких-либо других, решаются посредством тактики.
В то же время методика проведения проверок строится уже с учетом рекомендаций тактики. При этом следует иметь в виду, что методика по своей сути носит индивидуальный, творческий характер, где в полной мере проявляются профессиональные способности прокурора, черты его характера, опыт работы, инициативность и активность прокурорского работника.
В зависимости от этого одну и ту же проверку исполнения закона поднадзорными органами можно провести на разном качественном уровне. Поэтому в органах прокуратуры значительное внимание уделяется выработке единой методики, которая строится на теории и практике прокурорского надзора, находит отражение в научных работах, методических рекомендациях, направляемых подчиненным прокурорам руководителями главных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами субъектов Федерации, а в некоторых случаях отражаются и в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ (приказах, указаниях), приобретая, тем самым, обязательный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соблюдении законности и правопорядка в области осуществления государственной исполнительной власти выделяют особый вид правоохранительной деятельности – это государственный надзор, заключающийся в непрерывном, систематическом наблюдении за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности. Он выполняется специальными государственными органами. И самая значимая форма государственного надзора – это прокурорский надзор, который является одним из направлений органов прокуратуры РФ.
Динамичные прокурорские проверки за органами административной юрисдикции, а именно органами внутренних дел, полицией и иные, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нацеливают на борьбу с преступностью, ее предотвращению.
Борьба с преступностью в первую очередь ложиться на «плечи» органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, которые в свою очередь входят в структуру органов внутренних дел. Но для получения положительных результатов на данном направлении, все проблемы, которые появляются в ходе выполнения ОРД, должны быть истреблены.
Самым главным гарантом законности является прокуратура РФ. На нее возложено одно из направлений деятельности – это надзор за органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. Но более актуальной проблемой современности становится прокурорский надзор именно за ОРД, поскольку оперативно-розыскные органы теряют свою ступень приоритета в соотношении с органами дознания и следствия. Работа прокурора при этом начинает дезориентироваться. Кроме этого, прокуроры, которые работают в данном направлении просто входят в состав отраслевых отделов по надзору за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.