Файл: Физические и юридические лица. Общие понятия ( Юридические лица – субъекты гражданских правоотношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Физические лица: понятие и общая характеристика

1.1. Гражданско-правовая индивидуализация граждан (физических лиц)

1.2. Понятие правоспособности и дееспособности граждан

1.3. Основания и цели признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим

2 Юридические лица – субъекты гражданских правоотношений

2.1. Понятие и сущность юридического лица

2.2. Возникновение и прекращение деятельности юридических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). [Электронный ресурс] // URL : http://ivo.garant.ru/#/document/

"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // URL : http://ivo.garant.ru/#/document/

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315–ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6076;

Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 г. № 190– ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3627.

Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция) //http://www.consultant.ru

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315–ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6076;

Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 г. № 190– ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3627.

Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина"//http://www.consultant.ru

Белов, В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / В.А.Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007

Жайлин Г.А. Гражданское право Республики Казахстан. ‒ Алматы, 2008.

Иншакова А.О., Турбина И.А. Вопросы определения национальности юридического лица в обновленном ГК России // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2015. – № 6.

Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. Понятие, функции и признаки юридического лица // Юридические лица в российском гражданском праве. В 3-х т. Т. 1. Общие положения о юридических лицах : монография / А.В. Габов, О.В. Гутников, Н.Г. Доронина [и др.] ; отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2017. С. 163– 173. [Электронный ресурс] // URL : http://www.infra-m.ru/publication/774687

Новикова Ю.С. Некоторые вопросы разграничения понятий «правовое состояние» и «правовой статус» // Вестник ЮУрГУ. 2013. № 3.

Новицкий, И.Б. Римское право: учебник / И.Б. Новицкий. - М.: КНОРУС, 1997.

Пермяков А.В. Безвестное отсутствие гражданина как вид правового состояния. М., 2012.

Портянкина С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим. // Адвокат. 2008. № 2.

Рассолова М.М., Кузбагарова А.Н. Гражданское право: учебник. – 5- е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Сулейманова С. А. Временные пределы гражданской правоспособности физического лица // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2013

Теория государства и права: Учеб. / под ред. А.В. Малько. М., 2012.

Трапезникова А. В. Момент возникновения правоспособности граждан: вопросы, требующие решения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2012.

Хафизова Э.Р. Юридическое лицо// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 Alley-science.ru

Цыбизова Н.А. Безвестное отсутствие как юридический факт // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 380.

Чудиновская Н.А. Установление юридических фактов в гражданском и арбитражном процессе / под ред. В.В. Яркова. М.: 2015.

Ынтыкбаев А.К. К вопросу рассмотрения понятий «Статус», «Правовой статус», «Конституционный статус» и «Конституционно - правовой статус» // Символ науки. 2016. № 3.

По мнению ряда цивилистов, дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе — субъективное право гражданина.

По мнению других учёных, дееспособность (как и правоспособность) следует относить к категории правового состояния лица.

Дееспособность – категория динамическая, не постоянная, приобретаемая по мере психофизиологического роста человека, а также его активными действиями. Лицо можно ограничить в дееспособности или лишить его дееспособности (признать недееспособным).

Обладать дееспособностью — значит иметь способность лично совершать различные юридические действия:

-заключать договоры;

-выдавать доверенности;

-отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т.п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей.

Закон различает несколько разновидностей дееспособности:

-полная дееспособность;

-дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

-дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет.

Предусматривается также признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности граждан по определенным законом основаниям.

Все выше изложенные положения гражданского закона помогают сделать вывод о том, что отдельные элементы гражданской правоспособности возникают не с момента рождения, а лишь при достижении им определенного возраста и при наличии у него соответствующего объема дееспособности[7].

Данные утверждения наводят на мысли о разграничении понятий полной и частичной правоспособности, так как важнейшие элементы правоспособности появляются у каждого гражданина на конкретном жизненном этапе, характеризующимся длительной социализацией и достижением установленного возраста.

По мнению С. А. Сулеймановой, частичная правоспособность как категория права определяется следующим образом: «Частичная правоспособность означает способность несовершеннолетних граждан иметь некоторые гражданские права и нести обязанности не с момента рождения, а с достижением определенного законом возраста»[8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для более точного понимания момента появления правоспособности гражданина необходимо внесение изменений в ГК РФ, касающихся конкретизации терминологии, включающей в себя понятия полной и частичной правоспособности. Предложенное дополнение ГК РФ подобной нормой предполагало бы устранение явного и ничем не оправданного противоречия. В таком случае будет решена проблема несоответствия, во-первых, ст. 17 ГК РФ, провозглашающей признание гражданской правоспособности в равной мере за всеми гражданами, а, во-вторых, ряда нормативных актов, регулирующих наступление определенных элементов правоспособности с достижением законодательно установленного возраста.


1.3. Основания и цели признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим

В гражданском праве выделяют два важных и, безусловно, интересных института: объявление гражданина умершим и объявление гражданина безвестно отсутствующим.

Необходимость в этих институтах обусловлена, прежде всего, тем, что они направлены на защиту прав других субъектов гражданского правоотношения и на стабилизацию гражданского оборота. При рассмотрении цивилистического аспекта безвестного отсутствия невозможно не коснуться вопросов правового статуса безвестно отсутствующего гражданина. В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах[9]. Понятие правового статуса является одним из основополагающих в современной цивилистике. Д. Н. Горшунов делает вывод, что правовой статус предполагает статику правового состояния, а правовое положение характеризует динамику правового состояния субъекта[10].

А.В. Зиновьев полагает, что под правовым статусом следует понимать фактическое положение субъекта, определяемое правовыми и иными социальными нормами, обеспечиваемое соответствующими гарантиями[11]. Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что правовой статус – это закрепленное юридическое состояние субъекта в обществе, определяющееся в конкретном комплексе его прав и обязанностей.

Вероятность признания гражданина безвестно отсутствующим не считается самоцелью. Она нужна в целях предоставления стабильности гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.

Основание для признания гражданина безвестно отсутствующим отражено в ст. 42 ГК РФ, где говорится о том, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Бесспорным в оценке обозначенной нормы будет то обстоятельство, что само безвестное отсутствие гражданина являет своей личностью юридический факт, наступление которого самостоятельно без помощи либо в совместности с другими юридическими фактами может повлечь за своей личностью наступление тех либо хоть каких других правовых итоговых результатов. В частности ему характерны нормативные признаки юридического факта. Так, безвестное отсутствие предусмотрено нормами гражданского права. Необходимо отметить, что безвестное отсутствие непосредственно связано с юридической презумпцией. Безвестное отсутствие сохраняет предположение, что гражданин жив[12]. Говоря о длительности безвестного отсутствия невозможно предусмотреть его заранее. Безвестное отсутствие прекращается в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК РФ), что может произойти в любой момент времени. В этом случае суд новым решением переводит гражданина из состояния безвестно отсутствующего в состояние лица явившегося.


Такое состояние влечет за собой новые правовые последствия (отмена управления имуществом гражданина, аннуляция записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния и т. д.)[13].

Исходя из этого, положение безвестного отсутствия полагается отнести к виду правовых положений, которые, вместе с деяниями и событиями, выступают одним из видов юридических доказательств и которым в гражданско-правовой науке отведено совершенно малозначительное место.

Далее целесообразно рассмотреть тесно связанный с безвестным отсутствием институт объявления гражданина умершим.

Предположить факт смерти возможно только в том случае, если прошло порядочное количество времени, а известий о гражданине не поступает. Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и присутствие обстоятельств, которые предполагают, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, катастрофа, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, равно как и признание, безвестно отсутствующим, появляется в тех моментах, при которых длительная неизвестность места пребывания одного из субъектов правоотношения представляется преградой для других субъектов этого правоотношения в осуществлении субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

В соответствии со статьей 45 ГК РФ отсутствие гражданина в месте постоянного жительства и неизвестность места его пребывания в течение пяти лет, является основанием для признания гражданина судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим.

Суд признает не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти, поэтому в отношении данного института существуют много пробелов, не урегулированных законодателем.

Для определения срока следует произвести подсчет. В том случае, если дата последнего контакта с пропавшим известна, то именно она будет характеризующей в основе подсчета. Точкой отсчета будет считаться первое число следующего месяца. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака в органах ЗАГС по заявлению второго супруга (ст. 19 СК РФ).

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет. Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестного отсутствия, данном в этой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина, во-вторых, длительность - в течение 1 года - такой неизвестности, в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий.


Таким образом, гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству. В соответствии с эти разбирательством в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях.

ГК РФ предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели.

Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий. Особенность объявления гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств.

Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан. Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции.

Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее выход из данной ситуации.

Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.


В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного, умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина[14].

Объявления граждан умершими, следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах. Также от установления юридического факта регистрации смерти. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии, со ст. 64 ФЗ «Об актах гражданского состояния»[15], основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. Установление факта регистрации смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата.

Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе. Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений[16].

Разграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти. А в делах об установлении факта смерти – фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.