Файл: Организационная культура и её роль в современных организациях (Теоретические основы организационной культуры в организации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организационной культуры в организации
1.1 Понятие и сущность организационной культуры в организации с позиции различных авторов
1.2 Роль и элементы организационной культуры в организации
2. Анализ организационной культуры в ООО «Уралмебель»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ и оценка организационной культуры организации
3. Рекомендации по совершенствованию организационной культурой ООО «Уралмебель»
3.1. Пути оптимизации изменения организационной культуры
3.2. Внедрение оптимальной модели организационной культуры организации
На рисунке 2.2 изобразим динамику работников, повысивших квалификацию в ООО «Уралмебель»
Рисунок 2.2- Динамика работников, повысивших квалификацию в ООО «Уралмебель» за 2014-2016 гг.
Таким образом, из таблицы и рисунка видно, что на предприятии за 2014-2016 гг. произошло снижение количество работников, повысивших квалификацию с 89 чел. в 2014 году до 73 чел. в 2016 году, т.е. на (-16) человек. Снижение произошло из-за снижения:
- количества обученных работников непосредственно на предприятии с 23 человек в 2014 году до 19 человек в 2016 году, т.е. на (-4) человека;
- количества обученных работников в специальных учебных центрах с 47 человек в 2014 году до 42 человек в 2016 году, т.е. на (-5) человека;
- количества обученных работников в учебных заведениях города предприятии с 19 человек в 2014 году до 12 человек, т.е. на (-7) человека
Таким образом, за три года наблюдается снижение численности персонала ООО «Уралмебель», прошедшего повышение квалификации, почти на 20%. Сложившуюся динамику нельзя оценивать негативно в связи со следующими обстоятельствами:
- во-первых, резким снижением текучести кадров в 2014 году и последующей стабилизацией персонала (в основном, инженерно-технических работников, которые занимают наибольший удельный вес в численности руководителей и специалистов);
- во-вторых, в 2016 году прошла переподготовку основная масса руководителей и специалистов. Согласно плану повышения квалификации ООО «Уралмебель», периодичность повышения квалификации руководителей составляет 3 года, специалистов - 5 лет.
Для оценки организационной культуры в ООО «Уралмебель» были опрошены сотрудники предприятия, где были выявлены их предпочтения, которые необходимы для формирования организационной культуры в ООО «Уралмебель».
В ходе анкетирования выявлялась степень удовлетворенности потребностей в безопасности, в развитии, социальных потребностей и отношение сотрудников к организации. При этом в данных параметрах были выделены отдельные составляющие: потребность в безопасности; социальные потребности; потребность в развитии; отношение к организации.
Удовлетворенность основных потребностей показана в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Удовлетворенность основных потребностей
Потребность |
В безопасности |
Социальные |
В развитии |
Количество работников, % |
|||
Удовлетворена |
49 |
64 |
64 |
Не удовлетворена |
33 |
20 |
13 |
Не смогли определить |
18 |
16 |
23 |
Распределение количества удовлетворенных, неудовлетворенных и не определившихся работников по потребностям в безопасности, в развитии, социальным потребностям могут быть изображены графически.
Рис. 2.3 – Удовлетворенность основных потребностей персонала
Рассмотрев эти потребности, их составляющие, представим таблицу удовлетворенности работников отдельными параметрами потребностей.
Таблица 2.3 - Удовлетворенность отдельными параметрами потребностей
Потребность |
Параметры |
Кол-во удовлетворенных, % |
1 |
2 |
3 |
Потребность в безопасности |
Условия труда |
70 |
Социальный пакет |
55 |
|
Рабочая нагрузка |
53 |
|
Положительное отношение к изменениям и нововведениям |
48 |
|
Вознаграждение |
33 |
Продолжение таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
Социальные потребности |
Социально-психологический климат |
85 |
Информация и обратная связь |
62 |
|
Стиль управления |
67 |
|
Особенности взаимодействия |
54 |
|
Потребность в развитии |
Самореализация |
73 |
Профессиональный рост |
54 |
|
Карьерный рост |
50 |
|
Отношение к организации |
Восприятие организации как ценности |
67 |
Лояльность |
70 |
|
Престижность работы |
70 |
|
Оценка корпоративной культуры |
67 |
Графически данное распределение удовлетворенных сотрудников показано на рисунке 2.4.
Рис. 2.4 – Удовлетворенность основных потребностей персонала
Половина сотрудников в ООО «Уралмебель» не чувствует уверенности в способности организации обеспечивать защиту работников, удовлетворяя их базовые потребности. При этом наиболее удовлетворительной составляющей потребностей в безопасности являются условия труда, самой неудовлетворительной – вознаграждение.
Среди составляющих социальных потребностей наиболее удовлетворенными являются: благоприятность социально-психологического климата. Сложившимися особенностями взаимодействия удовлетворена только половина сотрудников.
Далее рассмотрим уровень трудовой, образовательной и социальной активности персонала.
В ООО «Уралмебель» предусмотрены определенные компенсационные пакеты, предоставляющие определенные возможности для сотрудников, по направлениям:
- командировки по территории РФ;
- средства мобильной связи;
- покупка справочной и специальной литературы, подписка на периодические издания;
- добровольное медицинское страхование;
- компенсация детских дошкольных учреждений, льготные путевки для работников и для детского отдыха:
- работники, совокупный доход которых ниже 15000 рублей в месяц имеют право на полную компенсацию оплаты бюджетных детских дошкольных учреждений;
- по итогам 2016 года 19 сотрудников имели возможность отдохнуть, поправить свое здоровье в санаториях-профилакториях России;
- в летние месяцы дети сотрудников ЗАО «Уралмебель» отдохнули по 9 путевкам, представленным администрацией предприятия и оплаченных из собственных средств предприятия, средств сотрудников, а также средств Фонда социального страхования;
- выделяется материальная помощь в связи со свадьбами, рождением детей и смертью близких родственников;
- в день рождения каждый сотрудник получает подарок.
Таким образом, компания создает большое количество условий, благоприятствующих работе персонала в части удовлетворения материальных потребностей, потребностей в безопасности. Соотношение постоянной и переменной частей в зарплате работников дирекции по индустриальным и региональным продажам и дирекции по обеспечению основной и оперативной деятельности способствуют усилению мотивации персонала.
Далее рассмотрим степень удовлетворенности различными сторонами профессиональной деятельности в ООО «Уралмебель».
Таблица 2.4 Степень удовлетворенности различными сторонами профессиональной деятельности[5]
Показатель |
Удовлетворен |
В среднем удовлетворен |
Не удовлетворен |
Оплата труда |
36 |
22 |
42 |
График работы |
56 |
32 |
12 |
Отношения с коллегами |
90 |
8 |
2 |
Условия труда на рабочем месте |
50 |
30 |
20 |
Отношения с непосредственным руководителем |
77 |
17 |
6 |
Отношения с руководством предприятия |
76 |
20 |
4 |
Перспективы профессионального роста |
40 |
35 |
25 |
Работа в целом |
62 |
33 |
5 |
Основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играют служба управления персоналом компании и психологи, разрабатывающие комплекс мероприятий, который позволяет снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников, а также система наставничества (приложение 5).
В ООО «Уралмебель» было проведено исследование, направленное на выявление факторов адаптации молодых специалистов. В исследовании принимали участие молодые специалисты в возрасте до 25 лет (52,6%) и от 25 до 30 лет (47,4%). Стаж работы по специальности у 33% составлял менее года, у 31% от года до двух лет, у 36% от двух до трех лет. При этом 82,6% составляли мужчины и 17,4% женщины[6].
Рис. 2.5 – Удовлетворенность выбранной специальностью
Одним из важнейших компонентов профессионального становления для молодых специалистов является удовлетворенность выбранной специальностью. Как показывают исследования, удовлетворены своим профессиональным выбором 93% и только 5% молодых специалистов испытали разочарование в выбранной профессии.
Важным элементом процесса адаптации считается и профессиональная подготовка. Подготовленными считают себя 66% молодых специалистов, плохо подготовленными 16% (рис. 2.6). При этом 57% молодых специалистов имели достаточно реальное представление о своей будущей работе, а для 30% ожидания не соответствовали выполняемым обязанностям (рис. 2.7).
Рис. 2.6 – Оценка своей подготовки к работе после окончания учебного заведения
Рис. 2.7 – Соответствие реальной ситуации на работе ожиданиям
Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки осложняет адаптацию, что снижает эффективность организационной культуры и увеличивает ее сроки и требует больших финансовых вложений. Кроме того, несоответствие реальной работы ожиданиям может говорить о недостаточном количестве практических занятий в процессе обучения специалистов.
Оценивая факторы, помогающие адаптации, сами молодые специалисты как наиболее действенные, выделили мотивационные (желание работать и интерес к работе), поддержку коллег и личностные качества (рис. 2.8).
Рис. 2.8 – Аспекты трудовой деятельности, помогающие молодым специалистам адаптироваться к работе
К числу наиболее значимых аспектов, мешающих специалистам быстро и успешно адаптироваться к работе, относятся[7]:
- недостаток практики во время обучения (33%);
- недостаток общей информации по целям и задачам организации (30%);
- слабая подготовка в учебном заведении к реальным условиям работы (23%);
- невнимательное отношение со стороны руководства (22%).
Неудовлетворенность жилищными условиями также относится к числу факторов, мешающих адаптации. Исследования показали, что 63% молодых специалистов не довольны своими жилищными условиями. Это свидетельствует о необходимости и актуальности разработки реально работающих социальных программ для молодых специалистов.
В связи с этим самими молодыми специалистами предложен комплекс мероприятий, направленных на закрепление кадров (рис. 2.9). В первую очередь это касается материальной сферы – заработной платы и обеспечения жильем. Это говорит о том, что социальная детерминанта не является доминирующей в первые годы работы.
Рис. 2.9 – Мероприятия, необходимые для закрепления молодых специалистов на предприятии
Анализ, выполненный в ООО «Уралмебель» показал, что для большинства молодых специалистов характерна удовлетворенность профессиональным выбором, а это, безусловно, является позитивным фактором их вхождения в профессиональную среду, принятия своей профессиональной роли, реально соответствующей рабочей обстановке.
Положительно на процесс организационной культуры влияют отношения в коллективе, помощь и поддержка коллег, взаимопонимание и хороший контакт с руководством, а также наличие профессионального наставника. Можно предположить, что значение этих факторов в некоторой мере компенсирует неудовлетворенность заработной платой.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что проблемы, существующие в компании с точки зрения структуры и персонала, и проводимой работы в управлении персоналом, обусловлены нежеланием работников выполнять работу на должном уровне. Что в свою очередь объясняется работой в области управления персоналом, выстроенной с учетом не всех потребностей персонала. Особо следует обратить внимание на категорию молодых работников, составляющих большую часть персонала и наиболее проблемную. В соответствии с этим, первоочередную важность приобретает программа совершенствование организационной культуры в ОО «Уралмебель».