Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Конфликт как важнейшая научная категория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК ВАЖНЕЙШАЯ НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Понятие и сущность конфликта

1.2 Классификация конфликтов

1.3 Вертикальный конфликт как одна из разновидностей конфликта

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1. Организация как объект изучения конфликтологии

2.2. Роль руководителя в управлении персоналом организации

2.3. Проблемы урегулирования конфликтов в организации

ГЛАВА 3. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

3.1 Основные виды конфликтов в организациях общественного питания и причины их возникновения

3.2. Наличие и частота возникновения вертикальных конфликтов в организациях общественного питания

3.3 Особенности решения персоналом вертикальных конфликтов в организациях общественного питания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями развития науки и необходимостью улучшения состояния реализации теоретических наработок в сфере исследования конфликтов для решения современных практических проблем. Так, сложные политические и экономические процессы в нашей стране привели к повышенной напряженности и обострения противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной, информационной, а также в сфере государственного управления.

Не менее важным, на наш взгляд, является то, что урегулирование указанных проблем необходимо осуществлять не только за счет нормирования деятельности субъектов общественных отношений или влияния на них через соответствующие нормы морали. Необходимой предпосылкой такого урегулирования должны стать основательные научно-теоретические исследования.

При этом выяснения содержания понятия «конфликт» и исторических источников его развития позволит определить конститутивные признаки этого социального явления, установить причины возникновения и закономерности протекания. Исследование эволюции понятия «конфликт», по нашему мнению, способствовать пониманию его содержания и совершенствованию понятийного аппарата, позволит в дальнейшем определить критерии отграничения конфликта от родственных явлений, а также создать необходимые и достаточные инструменты для обеспечения своевременного их выявления и урегулирования.

Кроме того, отсутствие фундаментальных исследований в упомянутой сфере, как представляется, создает значительные препятствия для снижения уровня конфликтогенности в обществе, что в свою очередь, негативно влияет на уровень доверия граждан к власти, тормозит процесс развития гражданского общества.

Весомый вклад в исследования проблем конфликтов сделан в работах Н.Макиавелли, Ф.Бэкона, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, Г.Зиммеля, Т.Парсонса, Э.Мэйо, Р.Дарендорфа, Л.Козера, А.Анцупова, А.Шипилова, Ф.Бородкина, Н.Ковша, А.Дмитриева, В.Кудрявцева, Г. Кудрявцева, В.Овчинникова, В.Семенова, А.Пойченко, М Логуновой, Е.Ходаковского, Ю.Богоявленской, Е.Головахи, И.Бекешкиной, Д.Выдрина, В.Танчера, В. Королько, М. Ишмуратова, Т.Грабарь, И.Цимбалюк и др.

Однако, особого внимания заслуживают труды А.Гирныка, А.Бобро, М.Пирен, Л. Орбан-Лембрик, А.Урбанович, Г.Осовской, Н.Довгань, В.Тимофеева, в которых раскрывается содержание понятий «конфликт» и «управление конфликтом».


Значительное внимание указанные исследователи уделили определению этапов развития, природы и сущности конфликта, классификации конфликтов, установлению причин возникновения конфликтов, субъектному составу конфликтных отношений, проблемам типологии, а также вопросам прекращения конфликтов и предотвращения их возникновения.

Одновременно, такой вопрос, как установление содержания понятия «конфликт», на наш взгляд, нуждается в новых более глубоких исследованиях. Это позволит систематизировать полученные достижения в этой сфере и решить другие производные проблемы.

Объектом исследования является вертикальный конфликт в организации.

Целью работы является раскрытие содержания понятия «конфликт», исследование вертикальных конфликтов в организации на примере решения персоналом вертикальных конфликтов в организациях общественного питания.

Для достижения этой цели будут решены такие задачи:

  1. осуществить всесторонний анализ понятия «конфликт» как важнейшей научной категории;
  2. определить сущность конфликта и провести его классификацию;
  3. выделить вертикальный конфликт как одну из разновидностей конфликта;
  4. изучить понятие «организация» как объект изучения конфликтологии;
  5. определить роль руководителя в управлении персоналом организации;
  6. рассмотреть проблемы урегулирования конфликтов в организации;
  7. исследовать основные виды конфликтов в организациях общественного питания и причины их возникновения;
  8. выявить наличие и частоту возникновения вертикальных конфликтов в организациях общественного питания;
  9. рассмотреть особенности решения персоналом вертикальных конфликтов в организациях общественного питания.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК ВАЖНЕЙШАЯ НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Понятие и сущность конфликта

Понятие «конфликт» относится к системе базовых категорий конфликтологии, противоположностью которого выступает согласие, мир, единство, интеграция, сотрудничество, сплоченность и т.п., содержание которых должно отражать желаемые перспективы после конфликтного взаимодействия.


Над природой конфликтов задумывались философы еще в период античности. В их трудах редко употребляется понятие «конфликт», однако они им оперируют через понятия добра и зла, порядка и хаоса, борьбы, противоречия и т.п..

Следует отметить, что в объяснениях причин возникновения различных конфликтов мыслителями дохристианского и христианского периодов усматривается довольно много общего. Все они признавали, что противоречия, конфликты, борьба, которая их сопровождает, являются органическими свойствами бытия. Вместе с тем, одни видели в этих явлениях свойство, изначально характерное природе, бытию, другие же (Тертуллиан, А.Августин, Ф. Аквинский) – идеи и волю Бога[1].

Развития философии конфликта содействовал гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения. При всей искренности критики войны большинство тогдашних гуманистов по-настоящему не понимали, что является причиной воин, и через то не могли указать на реальные средства борьбы против военной опасности и против самих воин.

Первая попытка системного анализа социальных конфликтов сделана итальянским политическим мыслителем Н. Макиавелли, который считал конфликт универсальным и непрерывным состоянием общества ввиду порочной природы человека и утверждал, что интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых состоят их отношения, порождаемые конфликтом.

Впервые глубоко проанализировал причины социальных конфликтов внутри государства английский философ эпохи Возрождения Ф. Бэкон. К основным причинам конфликтов он относил:

  • сложное материальное положение народа;
  • пренебрежение правителей мыслями сената и сословий;
  • политические ошибки;
  • распространения сплетен.

В период Нового времени, как и в предыдущие эпохи, конфликт продолжают рассматривать в абстрактном смысле, в связи с философскими категориями «борьба», «противоречие», «гармония», «интерес», как всеобщее свойство не только социального, но и природного бытия.

Несмотря на производительность идей относительно природы конфликта, недостатком указанного периода является то, что общие черты конфликта как феномена социальной жизни, их специфика в целом не исследовались, в связи с чем не возникло и самостоятельной теории конфликтов[2].

В этот период выделяются два основных подхода к пониманию социального конфликта: пессимистический и оптимистический. Представители первого подхода утверждают об иррациональной природе человека, для которой проявления агрессии и насилия Не считаются отклонением от естественного состояния (Т. Гоббс, Ч. Дарвин, Л. Гумплович, Г. Спенсер, У. Самнер, Г. Ратценхофер), представители второго, придерживаются мнения о рациональной природе человека как миролюбивого существа, для которой характерны проявления жестокости лишь при условии необходимости защиты жизненно важных интересов (Г.Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо).


В конце XIX в. – Нначале XX в. в социально-политической жизни возникает очевидный интерес к проблемам конфликта. Большой интерес среди исследователей указанного периода вызвала социологическая теория К. Маркса, согласно которой конфликты в условиях классовой борьбы признаются как неизбежные явления общественной жизни.

Создателем теории решения макро конфликтов в научной литературе называют Э. Дюркгейма, который исследуя проблемы взаимодействия общества и индивида, считал, что социальная солидарность более нормальное и универсальное явление, чем социальный конфликт, поэтому именно в ней видел критерий общественного прогресса. При жизни философа теория получила значительную популярность, однако иррациональные стремление оказались сильнее и через некоторое время к его идеям мало прислушивались.

В указанный промежуток времени начала создаваться общая концепция социального конфликта. Главный вклад в ее рождения внесли М. Вебер и Г. Зиммель, которые доказали, что конфликты являются неотъемлемой частью социальной жизни и выполняют определенные позитивные функции. Они, как и многие другие исследователи упомянутого периода, утверждали, что противоположностью между руководящей меньшинством и управляемым большинством является вечная истина, которая всегда порождает различные коллизии[3].

В 20-е годы ХХ в. конфликт не всегда занимает доминирующее положение в объяснении социальных процессов и изменений. Однако с середины ХХ ст.- начала ХХ в. конфликты наряду с философским подходом начинают рассматриваться в рамках социального подхода, у разных исследователей указанного периода позиции относительно конфликтов были не одинаковы, однако на данном этапе все они признавали важную роль конфликтов в общественной жизни и необходимость их дальнейшего исследования.

Активному развитию научно-практического осмысления конфликтов в середине ХХ в. способствовали концепция «социального согласия» Парсонса и теория «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые рассматривали конфликт как социальную аномалию, видя в гармонии нормальное состояние общества.

В современной научной литературе также изложено большое количество определений понятий «конфликт».

Анализ указанных и других понятий дал возможность выделить основные признаки современного понимания понятия конфликт, в которых выдается целесообразным отнести[4]:

1. Взаимоисключаемость интересов – именно противоположность интересов является предпосылкой возникновения конфликта, в то время, как удовлетворение интересов конфликтующих сторон приводит к отсутствию предмета конфликта, а, следовательно, к его деэскалации и завершению.


2. Осознание противоположности интересов – социальные противоречия превращаются в конфликт лишь при условии осознания (в той или иной степени) субъектами конфликта противоположности интересов. В противном случае, обычные социальные противоречия, основанные на незначительных недоразумениях, ложно квалифицируются конфликтом, в конечном счете, и приводят к его возникновению. Определение понятия конфликта как противодействия между людьми обязательно должно содержать указание на осознанный характер противоречия интересов.

3. Субъективная реакция на конфликт как способ разрешения противоречия, который выражается в форме противодействия, борьбы, столкновения, соперничества.

Более подробно указанные составляющие понятия раскрываются в процессе исследование сущности конфликта. Сущность конфликта, по нашему мнению, – это внутреннее содержание конфликта, совокупность его составляющих без наличия которых конфликт не может существовать[5].

Выяснение сущности конфликта предполагает необходимость выделения составляющих структуры конфликта (участники, предмет и объект конфликта, позиции сторон; мотивы, интересы, цели; макро – и микро среду; течение конфликта; конфликтное поведение, представления сторон о ситуации, временные измерения) и выяснения жизненного цикла конфликта (от возникновения предконфликтной ситуации до завершения конфликта и постконфликтной ситуации).

Возвращаясь к исследованию понятия «конфликт», следует заметить, что в определенной части определений авторы акцентируют внимание на одной или нескольких признаках, изложенных нами выше. По нашему мнению, такой подход значительно сужает содержание данного понятия и может привести к ошибочности соответствующих выводов.

1.2 Классификация конфликтов

Даже в результате предварительного осмотра существующей совокупности классификационных признаков возникают вопросы, которые наталкивают на понимание того, какой должна быть классификация конфликта. Прежде удивляет то, что нет однозначности в выборе признаков, которые бы объединяли одинаковые конфликты, например, внутриличностные, межличностные и т.п., конфликты классифицируют и по количеству участников, и по содержанию, хотя, в свою очередь, по содержанию выделяют иные конфликты.

Также непонятно выделение конфликтов, использования информации о которых выглядит ненужным или невозможным. При построении другой, отличной от существующих, классификации, прежде всего, нужно выяснить цель такого построения.