Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности( Теоретические основы оперативно-розыскного закона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Типовым штатным расписаниям территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, объявленных Приказом Минюста России от 02.09.2016 № 698 «Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний»[11], в них предусмотрены: оперативное управление, отдел организации оперативно-розыскной деятельности, отделение оперативно-розыскной информации, отдел (отделение) розыска, которые функционально реализуют оперативно-розыскные полномочия. Осуществление проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом, кроме того, закреплено в качестве функции следственного изолятора в соответствии с п. 3.13 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 25.01.1999 № 20[12].

Организация самой оперативно-розыскной деятельности в УИС регламентируется соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами, имеющими ограниченный доступ. Подводя итог сказанному, следует констатировать, что уровень правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности в УИС отражает потребность в ней пенитенциарной системы, имеет достаточную степень разработанности и организационные структуры по реализации оперативно-розыскных полномочий, регламентированных базовыми законодательными актами. Конечно, в этом правовом поле, как и в других правовых конструкциях, имеют место и обнаруживаются пробелы и проблемы, что позволяет вести научный поиск и вырабатывать меры по их преодолению. Но даже в этой ситуации напрашивается вполне обоснованный вывод о ее адекватности потребностям практики УИС. Относительно регламентации уголовно-процессуальных полномочий пенитенциарной системы ситуация выглядит иначе.

С принятием нового УПК РФ уголовно-процессуальные функции УИС были резко сужены. Так, если в соответствии с п. 4 ст. 117 УПК РСФСР начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов были наделены правами органов дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений, то с вводом в действие УПК РФ с 01.07.2002 и уточнением его редакции (Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ[13]) для начальников учреждений и органов УИС на основании п. 5 ч. 2 ст. 157 были сохранены лишь полномочия по производству неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. Они утратили свою подследственность и в полном объеме полномочия органа дознания.


В отличие от иных органов дознания, перечисленных в ст. 40 УПК РФ, и имеющих достаточно подробную регламентацию в специальных нормах Кодекса, УПК РФ отнес Федеральную службу исполнения наказаний к числу органов дознания исключительно как иной орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 40). Право же ФСИН России на осуществление оперативно-розыскной деятельности, как было указано выше, было закреплено в п. 8 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Ни в одной из норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, помимо упомянутых, формирующих правовое положение органа дознания, дознавателя, предметную и видовую подследственность по уголовным делам, подведомственных УИС как органа дознания, иные полномочия по осуществлению досудебного производства, ни ФСИН России, ни должностные лица и органы УИС не упоминаются[14].

Многие исследователи настаивают на полноценной правовой регламентации уголовно-процессуальных полномочий пенитенциарной системы. Указанная проблематика в специальной литературе достаточно исследована[15]. Предложения ученых требует внимательной проработки, своего обобщения и детализации по субъектам.

Статусное положение ФСИН России, его органов и должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальные функции на этапе досудебного производства, неадекватны задачам, стоящим перед Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, и нуждаются в существенной корректировке. Предпринятый нами синхронный анализ правовой регламентации уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной функций УИС привел к неутешительным выводам для первой. Уголовно-процессуальные полномочия учреждений и органов УИС нуждаются в детальной регламентации и закреплении в конкретных нормах УПК РФ и УИК РФ.

В настоящее время в нашем государстве действует Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который вступил в силу 14.08.1995 года (с момента официального опубликования). Данный нормативно-правовой акт состоит из 6 глав (23 статей) и определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в результате проведенного исследования выяснилось, что исследуемые вопросы имеют правовую основу в виде специального федерального закона. В данном нормативно-правовом акте содержится официальное определение данной деятельности, ее цели и задачи.


1.2. Понятие оперативно-розыскной деятельности в действующем законодательстве

В действующем законодательстве содержится определение оперативно-розыскной деятельности. Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности под ней понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Несмотря на наличие законодательного определения данного понятия, исследователи предлагают свои интерпретации. К примеру, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин понимают под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[16].

Несмотря на наличие иных определений оперативно-розыскной деятельности, данных современными исследователями, предполагается актуальным проанализировать положения закона в данном аспекте. При анализе легального определения оперативно-розыскной деятельности становится возможным выделить: формы ее осуществления, ее субъектов и цели. В качестве форм можно назвать гласную и негласную деятельность. Целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства от данных посягательств.

При этом следует различать ОРД как одну из форм государственного сыска и частный сыск. Государственный сыск осуществляется правоохранительными органами государства в целях пресечения правонарушений и раскрытия преступлений, совершенных в отношении любого гражданина независимо от его социального и должностного положения и уровня доходов. Негосударственный сыск составляет негосударственная детективная (сыскная) деятельность, предусмотренная соответствующими законодательными актами. Частная сыскная деятельность обслуживает интересы только тех, кто может позволить себе это финансово[17].


Общая формулировка определения включает круг субъектов, которые уполномочены совершать оперативно-розыскную деятельность — оперативные подразделения уполномоченных государственных органов.

Задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Согласно данной статье задачами данной деятельности являются:

-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

-добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

-установление имущества, подлежащего конфискации.

Специфика ОРД состоит в том, что действия оперативных служб по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию противоправных деяний осуществляются в условиях режима секретности и конспиративности. Следовательно, они осуществляются в условиях отсутствия гласности и открытости, и обеспечение права на защиту лицам, в отношении которых проводятся такие ОРМ, лишено всякого смысла, поскольку само лицо, которое устанавливается на причастность к совершению противоправного деяния, не осознает, что попало под подозрение и что в отношении его проводятся ОРМ. Такое лицо не осознает, что нуждается в получении квалифицированной юридической помощи адвоката, поскольку в такие моменты не происходит непосредственного контакта этого лица с инициаторами и исполнителями проведения ОРМ[18].

Согласно ст. 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом.

Можно отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие эту деятельность, вправе решать ее задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных законодательством, регламентирующим их компетенцию.

Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов деятельности правоохранительных органов, который направлен на профилактику, выявление и раскрытие преступлений. Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» право осуществлять данный вид деятельности наряду с другими субъектами предоставлено и оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН). Указанные подразделения реализуют общие задачи ОРД, закрепленные в ст. 2 рассматриваемого Закона, в рамках полномочий, определенных для них федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами.


При этом следует различать ОРД как одну из форм государственного сыска и частный сыск. Государственный сыск осуществляется правоохранительными органами государства в целях пресечения правонарушений и раскрытия преступлений, совершенных в отношении любого гражданина независимо от его социального и должностного положения и уровня доходов. Негосударственный сыск составляет негосударственная детективная (сыскная) деятельность, предусмотренная соответствующими законодательными актами. Частная сыскная деятельность обслуживает интересы только тех, кто может позволить себе это финансово[19].

Закон об ОРД является ядром формирующегося оперативно-розыскного законодательства — совокупности юридических норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, закрепленных в законах и подзаконных нормативных актах государственных органов власти.

Таким образом, оперативно-розыскной закон сыграл важную роль, во-первых, в закреплении основных правовых и организационных параметров ОРД, во-вторых, в придании официального статуса ОРД как государственно-правовой формы борьбы с преступностью, в-третьих, в активном развитии ОРД как самостоятельной юридической науки и учебной дисциплины.

Глава 2. Сущность и содержание оперативно-розыскного закона

2.1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Под оперативно-розыскным законом понимается действующий в настоящее время Закон об ОРД. Данный закон сменил Закон РФ от 12 марта1992 г. № 2507-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Ранее оперативно-розыскное право существовало в иных формах и видах (в подзаконных секретных ведомственных актах и правовых обычаях). Заметим здесь, что до принятия закона 1992 г. ОРД как наука и учебная дисциплина тоже выглядела иначе: она развивалась исключительно в специальных учебных и научных заведениях ОВД, таможенных органов и органов государственной безопасности. При этом практически все публикации имели секретный характер и потому не были доступными для широкого круга юристов[20].Правовой характер ОРД неоднократно подтверждал Конституционный суд Российской Федерации. В январе 1999 г. ст. 5 закона была дополнена новой частью следующего содержания: «органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина по неприкосновенности частной жизни, личную и семейную тайну корреспонденции». В июле 2007 г. претерпела изменение редакция ч. 8 ст. 5 данного закона, в которую введена норма о запрете органам и должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, понуждать лиц в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, а также фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности»[21].