Файл: Построение бизнес-процессов (Описание предметной области).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Построение бизнес-процессов «как есть»
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
1.3 Моделирование бизнес-процессов «как есть»
2. Построение бизнес-процессов «как должно быть»
2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Среди российских разработок можно выделить:
- Бизнес-инженер (БИТЕК);
- ИНТАЛЕВ: Корпоративный навигатор (ИНТАЛЕВ);
- ОРГ-Мастер Про (Бизнес Инжиниринг Групп).
Из наиболее популярных зарубежных программных продуктов необходимо отметить:
- ARIS Business Performance Edition (IDS Scheer AG);
- CA ERWin Process Modeler, ранее BPWin (CA);
- Hyperion Performance Scorecard (Oracle);
- IBM WebSphere Business Modeler (IBM);
- SAP Strategic Enterprise Management (SAP).
В основу каждого из них заложена определенная методология.
В целом, можно выделить два подхода к моделированию.
Структурно-алгоритмический - функции (процедуры) являются основными строительными блоками модели при использовании этого подхода. Модель является выстроенной последовательностью функций, в то же время имеется возможность декомпозиции этих функций на составные части; данные поступают на вход каждой функции, определенные результаты выполнения имеются на выходе, а также показывается ресурсное окружение функции – информационные системы, регламенты, люди.
К этому блоку относится методология IDEF (I-cam DEFinition или Integrated DEFinition) - методологии семейства ICAM (Integrated Computer-Aided Manufacturing) для решения задач моделирования сложных систем, позволяют отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах;
Инструментом, который реализует данную методологию, является BPWin.
Объектно-ориентированный подход заключается в использовании объектов - сущностей, которые обладают идентичностью, состоянием и поведением.
В данном случае модель является всесторонним описанием объекта исследования. Кроме описания самого бизнес-процесса, она содержит описание: операционных и регламентирующих документов, структуры информационных систем и организационной структуры предприятия. Единая база данных объектов модели создаётся при моделировании в соответствии с объектно-ориентированным подходом, благодаря чему появляется возможность для отслеживания взаимосвязей между объектами и безубыточностью построенной модели.
Методологии, которые поддерживают объектно-ориентированный принцип: методология UML (продукт Rational Rose) и методология Aris (группа продуктов IDS Sheer «Aris»). Методология UML, в основном, ориентирована на разработку программного обеспечения, а методология Aris используется для описания бизнес-процессов предприятия.
В том числе, Aris предоставляет возможность для оценки процессов по заданным параметрам. Например, с точки зрения времени и стоимости их выполнения.
Интеграция нескольких систем возможна при моделировании деятельности организации, если требуется обоснование необходимости, в таком случае в их состав обязаны входить соответствующие механизмы импорта/экспорта.
Для моделирования и анализа бизнес-процессов в России широко распространены и используются следующие средства моделирования: ARIS, Power Designer, AllFusion Process Modeler (BPWin), Rational Rose, Oracle Designer, и AllFusion ERwin Data Modeler (ERWin. За рубежом наряду с вышеупомянутыми активно используются: ReThink, Ithink Analyst, System Architect, SAP Strategic Enterprise Management (SAP) и другие.
Для качественного обоснования выбираемой конфигурации средств моделирования и производственной необходимости необходимо:
1 - чётко сформулировать все «производственные» задачи по моделированию;
2 - определить необходимый функционал по моделированию под каждую постановку задачи, который будет поддерживаться инструментальной средой моделирования;
3 - сравнить различный функционал по моделированию возможных к использованию инструментальных средств (модулей инструментальных средств).
Исходя из поставленных задач, в данной работе на примере рекламного агентства будет проводиться анализ информационных потоков без проведения проектирования хранилищ данных, также определятся слабые стороны существующей технологии и определятся пути для совершенствования бизнес-процессов.
Методология UML применяется при непосредственном проектировании информационных систем Методология, IDEF3 служит для анализа участков работы основного бизнес-процесса, поведения системы в различных ситуациях, DFD предполагает анализ и проектирование хранилищ данных. Для реализации поставленных в данной работе задач подходят методологии ARIS и IDEF0.
Выберем нотацию IDEF0 и программное средство моделирования - CA ERWin Process Modeller в качестве инструмента моделирования.
IDEF0 Модель IDEF0 построена в виде иерархической пирамиды, в основании которой находится множество детальных описаний, а в вершине представляется общее описание системы.
Нотация IDEF0 построена на следующих принципах:
1) Лаконичность. Графический язык предоставляет большой объем информации о бизнес-процессах и позволяет изобразить их на одной диаграмме.
2) Возможность графического описания моделируемых процессов. Информационные потоки и процессы изображены в форме блоков и дуг. Функции или операции отображаются в виде блоков, а взаимодействие между входами и выходами операций, которые входят в блок или выходят из него отображаются в форме дуг.
3) Нотация IDEF0 имеет единые подходы к стандартам и это позволяет избегать двойных толкований графического изображения. Основные стандарты IDEF0:
- четко определенные роли, данные и разделение входов и управляющих воздействий;
- диаграммы обладают связанностью интерфейса, когда ICOM коды, дуги и номера блоков имеют единую структуру;
- построение модели всегда производится с позиции определенной точки зрения и с определённой целью;
- наличие от трёх до шести функциональных блоков;
- наименования дуг и имена функций блоков должны быть уникальными;
- информация не может выходить за рамки контекста;
- каждый функциональный блок сопоставляется как минимум одной управляющей дуге;
- лаконичность замечаний для дуг и имен функций.
Требование четкости определения направления разработки модели является очень важным в процессе моделирования, а также немаловажным является определение её контекста, цели и точки зрения.
При помощи контекста модели описываются взаимосвязи моделируемой системы с внешней средой и очерчиваются её границы.
При помощи точки зрения определяется угол зрения и объект рассмотрения с позиции автора. Для каждой точки зрения нужно выстраивать отдельную модель.
Цель определяет назначение модели и отражает причину её создания. Все взаимодействия в модели рассматриваются с точки зрения достижения поставленной цели.
Модель системы в рамках методологии IDEF0 включает в себя серию взаимосвязанных диаграмм, которые разделяют сложную систему на составные части. Диаграммы (А-0, А0) являются диаграммами более высокого уровня и являются наиболее общим описанием системы, которое представлено в виде отдельных блоков. Разложение этих блоков на составляющие позволяет достигать требуемого уровня детализации описания системы.
Разработка IDEF0-диаграмм начинается с построения самого верхнего уровня иерархии (А-0) - одного блока и интерфейсных дуг, которые описывают внешние связи рассматриваемой системы. Имя функции, записываемое в блоке 0, является целевой функцией системы с принятой точки зрения и цели построения модели.
При дальнейшем моделировании блок 0 раскладывается на диаграмме А0, в которой целевая функция уточняется при помощи нескольких блоков, между которыми взаимодействие описывается с помощью дуг. Также, функциональные блоки на диаграмме А0 могут быть разложены для детального представления.
В итоге, имена функциональных блоков и интерфейсные дуги, которые описывают взаимодействие всех блоков, представленных на диаграммах и образуют иерархически взаимосогласованную модель.
1.3 Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Создадим модель деятельности организации А-0 и проведём анализ взаимодействия отделов основных процессов рекламного агентства в методологии IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рис.2.
Рисунок 2. Диаграмма
На рисунке 2 показано, что входящими информационными потоками для рекламного агентства являются:
- информация о состоянии внешних и внутренних факторов;
- материалы для изготовления баннеров и др. рекламы;
- средства заказчиков;
- заказы клиентов.
Результаты деятельности агентства:
- отчеты для внешних пользователей;
- контракты с поставщиками;
- деловое кредо рекламного агентства;
- выполненные заказы;
- реализованные проекты.
ООО «Рекламно-Производственная компания «Vектор» руководствуется следующими стандартами:
- должностные инструкции;
- нормативно-правовая документация;
- Законодательная база РФ.
Диаграмма декомпозиции нулевого уровня представлена на рис.3.
Рисунок 3. Подпроцессы деятельности рекламного агентства
На рисунке 3 отображены подпроцессы деятельности рекламного агентства:
- основные бизнес-процессы;
- корпоративное управление;
- управление развитием предприятия;
- стратегическое управление.
Рисунок 4. Диаграмма декомпозиции процесса «Стратегическое управление»
На рисунке 4 показана диаграмма декомпозиции процесса стратегическое управление, содержащая следующие подпроцессы:
- разработать мероприятия;
- управлять рисками;
- планировать риски;
- разработать стратегию.
Рисунок 5. Диаграмма декомпозиции процесса «Управление развитием предприятия»
На рисунке 5 показана диаграмма декомпозиции процесса управление развитием предприятия, содержащая следующие подпроцессы:
- осуществление модернизации;
- формирование планов;
- планирование бизнес-портфеля;
- маркетинг.
Рисунок 6. Диаграмма декомпозиции процесса «Корпоративное управление»
На рисунке 6 показана диаграмма декомпозиции процесса корпоративного управления компании, которая состоит из:
- исполнительной администрации;
- собрания акционеров;
- генерального директора;
- совета директоров.
В организации ООО «Рекламно-Производственная компания «Vектор» отделами основных производственных бизнес-процессов, отвечающих за оформление заказов и их выполнение являются:
- финансовый отдел;
- юридический отдел;
- отдел менеджмента;
- обработка заказа;
- полиграфический отдел.
Все эти отделы соответственно связаны друг с другом. На входе получаем заказы клиентов, которые обрабатываются менеджером по продажам, который далее передаёт информацию всем отделам, а с юридическим и финансовым отделом имеются обратная связь, как и с отделом менеджмента.
2. Построение бизнес-процессов «как должно быть»
2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Во время исследования было выяснено, что договор может быть согласован не после каждого согласования. В таком случае он направляется менеджеру на дальнейшую доработку. А после доработки договора менеджером цикл снова повторяется.
После получения клиентом согласованного со всеми условиями договора, клиент может сказать, что его неправильно поняли. В таком случае ошибка заключается на самом первом этапе процесса во время приёма устной информации.
Оценка оптимальности будет проводиться по такой схеме.
Начальник отдела продаж разрабатывает бланк-заказ, помогающий менеджеру определить требования клиента, стоимость работ, условия выполнения, и тип договора. Юридический отдел разрабатывает формы типовых договоров и совместно с начальником отдела продаж устанавливает четкие правила и определения типов договора и того, к какому типу относится сделка.
Менеджер заполняет бланк-заказ в самом начале взаимодействия с клиентом, помогающий ему чётко понять, какие работы должны быть проведены по мнению клиента и чего именно он хочет. Далее заполненный бланк-заказ менеджер показывает клиенту и получает подтверждение того, что его правильно поняли. После этого менеджер берёт типовой договор и заполняет все реквизиты, цену, состав работ, т.д., а затем передаёт начальнику отдела на проверку.