Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций(Теоретические основы формирования кадровой стратегии кредитной организации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования кадровой стратегии кредитной организации
1.1. Понятие кадровой стратегии кредитной организации
1.2 Цели и принципы кадровой стратегии банка
1.3. Основные направления кадровой стратегии банка
2. Анализ кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.1 Формирование кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.2 Анализ реализации кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию кадровой стратегии банка
- миссия банка (например, его общая стратегическая ориентация на обслуживание элитарных клиентов определяет ориентацию кадровой стратегии на обеспечение элитными сотрудниками);
- социальные ценностные ориентиры собственников банка;
- степень развития регионального рынка труда (достаточность предложения квалифицированной рабочей силы, наличие профильных образовательных учреждений, кадровых агентств и консалтинговых центров);
- текущие возможности по финансированию данного направления.
1.2 Цели и принципы кадровой стратегии банка
Основные цели кадровой стратегии банка следующие:
«- полное и оперативное удовлетворение потребностей в трудовых ресурсах необходимого уровня квалификации и требуемой специализации;
- формирование в трудовом коллективе отношений корпоративного духа как главной предпосылки должной ответственности и лояльности всех категорий сотрудников;
- создание организационных, экономических и психологических условий для полного раскрытия трудового потенциала сотрудников» [8, с. 52].
Комплексный подход к управлению персоналом банка базируется на следующих основных принципах:
«- ориентация на решение основных стратегических целей банка;
- гибкое реагирование на изменение внешних условий деятельности банка;
- отношение к персоналу как к долгосрочным инвестициям, главному общекорпоративному ресурсу;
- создание условий для эффективной работы персонала банка» [11, с. 46];
- системность подхода к решению кадровых вопросов;
«- непосредственное участие линейных руководителей в реализации целей и задач управления персоналом;
- оптимизация численности персонала на основе принципа экономической целесообразности;
- обеспечение постоянной оценки деятельности персонала банка на основе мониторинга функций и показателей оценки работы сотрудников;
- прогнозирование потребностей и упреждающее планирование развития кадрового потенциала банка. Обеспечение высокого профессионального уровня всех категорий персонала» [5, с. 42];
- приоритетное выдвижение кандидатами на руководящие должности сотрудников банка;
- «ориентация на удовлетворение потребностей банка по новым направлениям или объемам работы путем перераспределения внутренних трудовых ресурсов на основе ротации кадров, переквалификации и обучения персонала, совмещения функций и повышения ответственности сотрудников;
- ориентация на создание сплоченных «команд» как на уровне подразделений, так и на уровне банка в целом» [17, с. 53];
- обеспечение достойных условий и оплаты труда, способствующих стабилизации коллектива и закреплению кадров;
- приоритетная направленность мотивации на ключевой персонал банка. Стимулирование инициативных и творчески работающих сотрудников;
- «поддержание сбалансированной системы материального и морального стимулирования персонала. Ориентирование системы стимулирования не только на высокую оплату труда, но и на новые возможности должностного и профессионального роста» [23, с. 39];
- безотлагательность, оперативность и гласность в принятии решений о поощрениях и взысканиях;
- постоянное информирование о положении дел;
- привлечение персонала к обсуждению и решению общебанковских вопросов.
«Управление персоналом банка осуществляется на 3 уровнях управления: на уровне руководства банка, на уровне линейных руководителей и на уровне кадровой службы» [20, с. 27].
Кадровая служба банка, выполняя основные задачи и функции, определяет направления работы с кадрами. Каждое направление работы с персоналом подкрепляется конкретным перечнем работ, содержащим сроки выполнения и ответственных за каждое мероприятие. Все направления тесно взаимосвязаны друг с другом, и успешная реализация стратегии развития персонала в целом зависит от работы по каждому направлению в отдельности.
1.3. Основные направления кадровой стратегии банка
Первым направлением кадровой стратегии кредитной организации является политика регулирования численности персонала.
Главная цель политики: «эффективная профилактика кадровых рисков количественного характера, обеспечивающая, с одной стороны, полное удовлетворение потребностей банка в трудовых ресурсах и, с другой стороны, отсутствие нерациональных затрат на содержание не в полной мере загруженных работой сотрудников» [13, с. 206].
Основными задачами и направлениями политики регулирования численности персонала являются:
- выбор приоритетного для конкретного банка сегмента рынка трудовых ресурсов, с которого предполагается привлекать основную часть новых сотрудников;
- «выбор приоритетных для конкретного банка методов привлечения кандидатов на трудоустройство, обеспечивающих возможность замещения вакантных рабочих мест преимущественно на конкурсной основе» [25, с. 37];
- «выбор приоритетного для конкретного банка подхода к организации отбора кандидатов на трудоустройство, а также приоритетного критерия целесообразности найма, которые уменьшат вероятность зачисления в штат сотрудников, не соответствующих ранее установленным требованиям к замещаемым рабочим местам» [1, с. 137];
- выбор приоритетного для конкретного банка подхода к организации сокращения персонала.
Первый подход связан с определением приоритетного сегмента отраслевого рынка трудовых ресурсов, на который ориентируется банк в процессе привлечения новых сотрудников:
- приоритетная ориентация на квалифицированных сотрудников. Вариант предполагает «замещение большинства освободившихся или вновь создаваемых рабочих мест сотрудниками, имеющими не только соответствующее профессиональное образование, но и достаточный опыт практической работы по специальности» [3, с. 206];
- приоритетная ориентация на молодых специалистов. Вариант предполагает «замещение большинства освободившихся или вновь создаваемых рабочих мест выпускниками высших и средних специальных образовательных учреждений» [22, с. 38];
- приоритетная ориентация на неквалифицированных работников. Вариант предполагает «замещение большинства освободившихся или вновь создаваемых рабочих мест категории исполнители сотрудниками, не имеющими профессионального образования и стажа работы (в современных условиях - преимущественно выпускниками средней школы)» [19, с. 155].
Второй подход связан с определением приоритетного метода привлечения кандидатов на трудоустройство:
- приоритетная ориентация на использование услуг рекрутинговых агентств;
- приоритетная ориентация на использование печатных средств массовой информации - рекомендуется использовать для привлечения сотрудников массовых специальностей при отсутствии каких-либо дополнительных требований со стороны работодателя;
- приоритетная ориентация на переманивание сотрудников у конкурентов;
- приоритетная ориентация на использование услуг государственной службы занятости.
Таким образом, приоритетные варианты привлечения новых сотрудников с различных сегментов рынка трудовых ресурсов определяются:
- в отношении молодых специалистов: ориентация на стратегическое партнерство с профильными образовательными учреждениями или на услуги кадровых агентств, созданных при этих вузах;
- в отношении высококвалифицированных специалистов: ориентация на услуги рекрутинговых агентств;
- в отношении неквалифицированных кадров: рекомендации сотрудников банка.
При этом обязательными элементами процедуры отбора остаются проверка кандидата службой безопасности банка и его собеседование с руководителем соответствующего подразделения работодателя.
Третий подход связан с определением приоритетного варианта организации отбора кандидатов на трудоустройство:
«- приоритетная ориентация на отбор силами собственной службы персонала;
- приоритетная ориентация на отбор с участием на первом этапе рекрутингового агентства» [15, с. 134].
Четвертый подход связан с выбором приоритетного критерия целесообразности найма:
- приоритетная ориентация на наем при полном соответствии кандидата требованиям работодателя. «Наем большинства сотрудников становится возможным лишь при наличии у них всех профессиональных и личностных качеств, определенных требованиями работодателя по вакантному рабочему месту» [7, с. 125];
- приоритетная ориентация на наем при соответствии кандидата основным требованиям работодателя. «Наем большинства сотрудников становится возможным даже при наличии у них некоторых терпимых и отсутствии некоторых желательных с позиции работодателя профессиональных и личностных качеств» [11, с. 48]. Вариант рекомендуется в качестве стратегического приоритета для любых категорий работодателей и соответствует идеологии доктрины развития человеческого капитала.
Пятый подход связан с выбором приоритетного варианта организации сокращения персонала:
- приоритетная ориентация на сокращение персонала в режиме, обеспечивающем интересы исключительно работодателя. Сокращение сотрудников осуществляется в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства, но без каких-либо дополнительных социальных гарантий со стороны работодателя;
- приоритетная ориентация на сокращение персонала в режиме, обеспечивающем относительный паритет интересов сторон. Вариант предполагает необходимость обеспечения работодателем эффективной профилактики сокращений, а при невозможности полностью избежать их - дополнительных социальных гарантий потерявшим работу сотрудникам. Вариант целесообразно использовать в качестве приоритетного любым современным банкам.
Второе направление кадровой стратегии банка – политика развития персонала. Главная цель политики: «эффективная профилактика кадровых рисков качественного характера, обеспечивающая постоянное соответствие квалификационного уровня, а также ответственности и лояльности сотрудников требованиям со стороны работодателя» [16, с. 203].
Задачами и направлениями политики развития персонала являются:
- «выбор приоритетного подхода к организации дополнительного обучения персонала, обеспечивающего оптимальное для конкретного банка соотношение затрат и результатов по этому направлению кадровой работы;
- выбор приоритетного для конкретного банка подхода к замещению вакантных руководящих должностей;
- выбор приоритетного для конкретного банка критерия отбора кандидатов в состав резерва на выдвижение, уменьшающего вероятность замещения ключевых для любого работодателя рабочих мест некомпетентными, т.е. профессионально непригодными руководителями» [4, с. 45].
Заканчивая теоретическое исследование кадровой стратегии кредитной организации, можно сделать следующие выводы.
Кадровая стратегия – совокупность стратегических целей банка по кадровому направлению его деятельности и избранных им приоритетных подходов к их практической реализации. Главной целью кадровой стратегии является обеспечение кредитной организации качественным персоналом.
2. Анализ кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
2.1 Формирование кадровой стратегии ПАО «Сбербанк России»
ПАО «Сбербанк России» - лидер банковской системы России, основа ее стабильности и надежности. Присутствие банка во всех секторах рынка банковских услуг делает его альтернативой любому другому банку, действующему на территории Российской Федерации, и обеспечивает функционирование банковской системы страны в любых условиях.
Сбербанк России – лицо банковской системы России на международном рынке. Банк имеет партнерские отношения с ведущими зарубежными банками, финансово – кредитными организациями, принимает участие в международных банковских конгрессах и форумах.
Для управления персоналом в ПАО «Сбербанк России» создана кадровая служба – подразделение, ответственное за организацию работы с кадрами.
Формирование кадровой стратегии Сбербанка происходит под влиянием внутрибанковских традиций, корпоративной культуры и сложившегося собственного имиджа.