Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Теоретические основы монополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что конкуренция между товаропроизводителями выводит более успешных участников рынка в лидеры, что с одной стороны, предоставляет им возможность улучшать свою продукцию и улучшать организацию производства, а с другой стороны, открывает им возможности для злоупотребления своим рыночным положением - поглощение других компаний, способствуя усилению концентрации и централизации производства, что, в свою очередь, обуславливает тенденцию к монополизации экономики и появлению монопольных образований.

Противостояние конкуренции и монополии на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание большинства экономистов.

Проблему возникновения монополий рассматривали такие западные ученые, как Р. Гильфердинг, Р. Дорнбуш, К. Каутский, Х. Лейбенстайн, А. Пигу, Дж. Робинсон, И. Шумпетер, Э. Чемберлин, А. Харбергер, С. Фишер, Ф. Эджуорт. Проблема функционирования монополистических объединений всегда считалась достаточно актуальной.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды
российских ученых – Б.Г. Бадмаева, С.А. Бартенева, Н.И. Белоусовой, И.И. Большаковой, А.С. Булатова, В.Б. Вакса, Ю.В. Вертаковой, Э.В. Вишневер, Л.М. Капица, В.И. Кушлина, Д.С. Петросяна, К.А. Писенко, Е.В. Порезановой, Е.С. Титова, Е.В. Харченко, И.А. Цинделиани, Е.В. Шолудько и других специалистов в области макроэкономики и антимонопольного регулирования.

Целью курсового исследования является изучение особенностей формирования монопольных рынков, появление монополистических объединений и оценка их роли в современной экономике.

Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

  • дать понятие монополии;
  • рассмотреть Сущность монополии;
  • выявить характеристику основных видов монополий;
  • рассмотреть регулирование деятельности монополий в России;
  • проанализировать причины возникновения монополистических объединений;
  • исследовать основные формы монополистических союзов;
  • дать оценку влияния монополий на экономику;
  • проанализировать монополистические объединения в российской экономике;

Объектом исследования являются монополистические объединения и рынки монополистической конкуренции.

Предмет исследования – влияние деятельности монополий на современную рыночную экономику России.


При подготовке работы были использованы общенаучные и специальные методы исследования, такие как: метод логического обобщения, методы анализа и синтеза, графической визуализации, классификационно-аналитические методы и метод экспертных оценок.

Информационной базой работы послужили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные публикации и монографии отечественных учёных, аналитические данные российских научно-исследовательских организаций, ресурсы глобальной сети Интернет.

Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы монополии

1.1. Понятие и сущность монополии

Монополия означает исключительное право в определенной сфере государства, организации, компании, предприятия, фирмы. Другими словами, монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единым производителем продукта, не имеющего аналогов.

Монополист занимает уникальное положение на рынке, как единственный производитель товара. Если он решил поднять цену, ему не нужно беспокоиться о конкурентах, которые за счет установления более низких цен захватили бы большую долю рынка в ущерб монополисту. Монополист и есть рынок: он полностью контролирует объем производства, предлагаемый на продажу.

Для того, чтобы получить максимальную прибыль, монополисту необходимо определить свои совокупные затраты и характеристики рыночного спроса. Знание спроса и общих затрат является решающим моментом для фирмы при принятии экономических решений. С учетом этих сведений монополист должен решить, какой объем товара производить и продавать. Цена за единицу товара, которую получит монополист, напрямую следует из кривой рыночного спроса. Объем производства, который он будет продавать по этой цене, выводится из кривой рыночного спроса точно так же, как и цена.

В экономической науке существует две противоположные точки зрения относительно закономерности возникновения монополий. Одни экономисты-теоретики полагают, что монополии возникают случайно, а другие, среди которых в том числе и А. Пигу, настаивают, что монопольная власть является логическим завершением стратегии предприятия[1]. Данные взгляды базируются на выводах А. Смита о том, что экономическая выгода принуждает фирмы постоянно искать возможности максимизации прибыли. А монопольная власть не только дает возможности иметь большую прибыль, но и выступает самозащитой[2].


Монополистические образования в промышленном производстве – это отдельные крупные предприятия или объединения предприятий, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке.

Главным признаком монополии является занятие монопольного положения, которое трактуется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно (или вместе с другими предпринимателями) ограничивать конкуренцию на рынке определенной продукции.

Монопольное положение является желанным, как для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: а именно занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; более того влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы[3].

Предприятие может достичь монопольного положения тремя путями: монополия отдельной фирмы на основе постоянного повышения эффективности деятельности для получения конкурентного преимущества над другими фирмами, монополия на основе слияния фирм и монополия на основе дифференциации продукта. Такое положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы.

Еще одним условием, для того чтобы фирма занимала монопольное положение на рынке, продукт, который она выпускает, должен быть уникальным, т.е. не иметь близких заменителей. Такая рыночная власть также может быть установлена через исключительные права, предоставленные государством фирме, в результате получения фирмой патентов или лицензии на все предложение ресурса, через установление низких цен на продукт.

Монополист сознательно создает условия для поддержания своего монопольного положения на рынке с помощью применения различных инструментов неценовой конкуренции (имидж, реклама, связи с общественностью и т.п.). Все это создает барьеры для входа в отрасль других компаний (рисунок 1.1). К таким барьерам можно отнести:


1. Эффект масштаба. Высокая эффективность производственной деятельности с низкими издержками достигается в условиях крупного промышленного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентам трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений (инвестиций). Имея более низкие издержки производства, доминирующая фирма-монополист в состоянии временно снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

Рисунок 1. Барьеры, защищающие монопольный рынок[4]

2. Исключительные права. В США и ряде европейских стран правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспорт, услуги связи, газоснабжение). Но взамен правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и интересы конечных потребителей.

3. Патенты и лицензии. Государство гарантирует патентную защиту новым продуктам и технологиям производства, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на некоторое время гарантирует их исключительные права.

4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые предприятия являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками главного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

Итак, из вышесказанного следует, что основными характеристики монополии являются: наличие одного производителя, отсутствие близких заменителей продукта, значительный контроль над ценой, барьеры для входа на рынок, неценовая конкуренция.

1.2. Характеристика основных видов монополий

Монополии могут нарушать рыночное ценообразование и деформировать распределение ресурсов. Конкуренция, в которой участвуют монополии, является несовершенной. Виды монополизма определяются в зависимости от особенностей создания и функционирования фирм-монополистов. Различные монопольные образования возникают по разным причинам и в соответствии с этим, несут различные последствия как для рынка, на котором они возникают, так и для социально-экономической ситуации в целом.

Вид монополии зависит от формы конкуренции и рыночной структуры. Учитывая степень охвата рынка, можно выделить следующие виды монополистических объединений:


1. Чистая монополия. При чистой монополии на рынке присутствует только одна фирма. Дифференциация товара здесь отсутствует, но она может появиться в виде дополнительных услуг или модернизации технологии.

2. Абсолютная монополия. Абсолютная монополия сосредоточена в руках государства или государственных органов.

В зависимости от того, каков характер и причины возникновения, различают такие виды монополий, как естественная, административная и экономическая. Некоторые авторы к этому перечню добавляют технологический и инновационный монополизм.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. В этой ситуации конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить газо- и энергоснабжение, услуги связи и т. д. Естественная монополия возникает и существует тогда, когда одна фирма может поставлять продукцию для всего рынка и имеет более низкие издержки производства на единицу продукции, чем имели бы конкурентные фирмы.

Административная монополия возникает вследствие действий правительства. С одной стороны, это предоставление отдельным предприятиям исключительного права на выполнение определенного рода деятельности в интересах государства. С другой стороны, административные монополии выступают организационными структурами для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам (ассоциациям). Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйствующий субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной и возникает вследствие концентрации и централизации производства с целью укрупнения предприятий. Приводит к уменьшению затрат фирмы и дает возможность получать сверхприбыли. Экономическая монополия нуждается в постоянном вмешательстве государства.

Технологическая монополия возникает в случае необходимости использования специфических технологий в производстве, что исключает появление конкурентов, также достигается путем освоения новых технологий, пока еще неизвестных конкурентам.

Инновационная монополия появляется под влиянием разработки и внедрения научно-технологического прогресса принципиально новых товаров, технологий и т.д., имеет временный характер и исчезает по мере распространения и внедрения в практику новых научных исследований.