Файл: «Особенности корпоративного управления в РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема корпоративного управления является актуальной для современной России и стран с пере­ходными экономиками и рассматривается как фундаментальная проблема управления бизнесом. Высокое качество корпоративного управления является одним из условий привлечения инвесторов. Однако трактов­ка категорий «корпоративное управление», «корпорация» неоднозначна. Существуют различные подходы, точки зрения к определению данных понятий.

Корпоративное управление, являющее собой систему взаимодействия между акцио­нерами компаний, их представительством - советом директоров - и менеджментом об­щества, работниками компаний, а также иными финансово-заинтересованными лица­ми (инвесторами) и органами государствен­ной власти, является основным инструмен­том, призванным обеспечить баланс интере­сов участвующих сторон в процессе реализа­ции основных целей деятельности.

Анализ корпоративного управления предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям:

1) Корпоративное управление в стране: анализ правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является степень возможного воздействия внешних факторов макроэкономического уровня на качество корпоративного управления в банковской сфере.

2) Корпоративное управление в компании. Главным объектом изучения является внутренняя структура и методы корпоративного управления. Основное внимание уделяется тому, что делается той или иной компанией и как это соотносится с лучшими образцами мировой практики.

Проблема улучшения корпоративного управления в последнее время вызывает повышенный интерес со стороны российского бизнеса, общественных организаций, государственных органов законодательной и исполнительной власти.

Основоположниками корпоративного управления принято считать ведущих зарубежных экономистов А.Берли и Г.Минза, хотя и ряд классиков экономической науки придавали этому аспекту экономической науки немаловажное значение - Дракер П., Кейнс Дж. М, Ламбен Ж., Маршалл А., Ойкен В., Портер М., Самуэльсон П., Чемберлин Э.

В дальнейшем их исследования были развиты в трудах таких видных зарубежных ученых, как Ансофф И., Батнер У., Лазер Р., Лорш Д., Милгром Р., Мэйн Б., Сейлер Д., Сэлливан Д., Тобин Д., Хессель М., Шлейфер А.и др.

Цель работы – разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности корпоративного управления в ПАО «Газпром».


Сформулированная выше цель исследования достигается посредством решения ряда поставленных задач:

- рассмотреть теоретические основы корпоративного управления на предприятиях;

- раскрыть особенности корпоративного управления в корпорации;

- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность корпорации;

- разработать рекомендации по совершенствованию корпоративного управления.

Объектом исследования является ПАО «Газпром». Предметом исследования – система организации корпоративного управления в ПАО Газпром».

В качестве теоретической основы исследования использовался круг работ в области корпоративного управления в компаниях, а также положения нормативных и законодательных актов, определяющих круг требований к организации систем корпоративного управления. В практической части работы использованы внутренние документы и отчетность ПАО «Газпром».

1 Теоретические аспекты корпоративного управления

1.1 Понятие и принципы корпоративного управления

В настоящее время исследование про­блем корпоративного управления обусловле­но необходимостью: интеграции корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализа­ции мировой экономики; обеспечения инве­стиционной привлекательности корпораций для инвесторов; создания эффективного меха­низма управления собственностью корпора­ции; соблюдения баланса интересов всех фи­нансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и/или участвующих в управ­лении организацией (корпорацией); разделе­ния функций владения и управления в круп­ных организациях; восстановления разрушен­ных хозяйственных связей между промыш­ленными организациями и др. Проблема кор­поративного управления как фундаменталь­ная проблема управления бизнесом актуальна для современной России и стран с переход­ными экономиками.

Сегодня к данной проблеме проявляют интерес различные исследователи. К их числу следует отнести, например, Ю. Винслава, С.А. Масютина, В.И. Россинского, В.Г. Анто­нова, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро и др.[6]

Однако многоаспектность вопросов, свя­занных с корпоративным управлением, объяс­няет то обстоятельство, что, во-первых, клю­чевые вопросы исследованы в различной сте­пени, во-вторых, по основным категориям су­ществуют различные подходы, прежде всего к трактовке их сущности, в-третьих, ряд вопро­сов исследован на уровне общей постановки.


В этой связи ин­терес основывается на рассмотрении следую­щих аспектов:

а) сущность понятий «корпорация» и «корпоративное управление», принципы кор­поративного управления;

б) точки зрения, подходы к определению понятий «корпорация» и «корпоративное управление»;

в) систематизация выявленных подходов с целью формирования укрупненных направ­лений, трактовок сущности основных катего­рий и их субординация в системе управления компанией.

Итак, рассмотрим сущность и содержа­ние понятий «корпорация» и «корпоративное управление».

Корпорации - это важнейший институт современной экономики. В развитых странах корпорация является неотъемлемым атрибутом системы власти.

В Гражданском кодексе РФ понятие «кор­порация» как таковое отсутствует. На практи­ке очень часто приходится сталкиваться с та­кими определениями, как «финансовая корпо­рация», «консалтинговая (консультационная) корпорация», «логистическая корпорация», «промышленная корпорация».[1]

Корпорация - это прежде всего акционер­ное общество, следовательно, предметом нау­ки корпоративного управления являются ор­ганизационно-управленческие отношения по поводу формирования и использования акцио­нерного капитала (собственности).

По результатам проведенного анализа ис­следований, посвященных вопросам корпора­тивного управления, можно выделить прин­ципиально две точки зрения на определение понятия «корпорация».

Согласно первой точке зрения, под корпо­рацией понимается любое акционерное обще­ство (АО). С другой точки зрения под корпорацией подразумевается любая орга­низация, отвечающая признакам корпоратив­ной идентичности, к числу которых относятся:

1) сложный по структуре имущественный комплекс;

2) сложная организационная структура управления;

3) высокая степень диверсификации;

4) наличие штаб-квартир (головной орга­низации) и филиалов/представительств за ру­бежом;

5) интернациональный штат сотрудников;

6) численность сотрудников в головной организации не менее 1000 человек;

7) осуществление онлайновой поддержки бизнеса;

8) доля экспортных хозяйственных опе­раций в выручке организации не менее 30 %;

9) подготовка бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами;

10) осуществление предпринимательской и эмиссионной деятельности;

11) котировка акций на рынке;

12) соблюдение «мягкого законодательст­ва» (кодексов корпоративного поведения и др.);

13) вклад организации в валовой внутрен­ний продукт (ВВП) страны не менее 0,5-1 %;


14) транспарентность бизнеса, т. е. фи­нансовая и информационная открытость орга­низации;

15) наличие консолидированной отчетно­сти, но не с целью выявления налогооблагае­мой базы, а для получения общего представ­ления о работе организации в целом.[6]

Существуют и другие подходы к опреде­лению понятия «корпорация». Так, А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин корпора­цию (организацию) рассматривают в качестве социально-экономической системы и понимают ее как наиболее развитую форму организации. Интеграционное образование (корпо­рация) представляет собой новую организаци­онную форму, отличную от той, к которой от­носятся все входящие в ее состав организации. Принципиальное отличие корпораций состоит не только в том, как они формируются, но и как строятся в них отношения управления. Корпо­рации как интеграционные формы, состоящие из ряда самостоятельных организаций, пред­ставляют собой системы особого рода с неярко очерченными границами, часто меняющимся элементным составом.[27]

Н. В. Сонькин называет следующие эконо­мические и юридические признаки современ­ной корпорации:

- это сложный имущественный комплекс;

- собственность корпорации определяет­ся долями в собственном капитале компании;

- акционеры контролируют компании, соб­ственниками которых они являются и в фор­мирование уставного капитала которых они вложили свои собственные средства;

- управляющие и директора в корпораци­ях обладают юридическим правом принятия решений.

Он дает следующее определение: «Кор­порацию можно определить как единый произ­водственно-хозяйственный комплекс, обладаю­щий необходимым для осуществления своей деятельности имуществом, созданный само­стоятельными субъектами экономики (граж­данами и юридическими лицами) для ведения определенной хозяйственной деятельности и руководства ею, состоящий из наделенных хозяйственной компетенцией и находящихся в устойчивых связях внутрикорпоративных структур и органов управления, один из кото­рых является центром системы».[30]

Корпоративное управле­ние как общественно-экономическая наука представляет собой систему знаний о законо­мерностях и эффективных формах, методах и средствах целенаправленного воздействия на субъекты корпоративных образований, их ор­ганы управления, материально-вещественные элементы, финансовые системы и другие компоненты, обеспечивающих эффективное функционирование механизма взаимодейст­вия и достижение гармонии и синергетического эффекта.


По мнению С.А. Масютина, понятие «кор­поративное управление» связано с понятием «корпорация», но следует иметь в виду, что корпоративное управление не идентично управ­лению корпорацией. Корпоративное управление следует рассматривать в широком смысле, т. е. как управление, характеризующееся вы­соким уровнем организованности и присущи­ми ему особыми свойствами.[25]

Термин «корпора­тивное управление» встречается в литературе в узкой и расширенной трактовках. Узкая трак­товка исходит из того, что поскольку корпора­ция - это акционерное общество, то корпора­тивное управление рассматривается как часть менеджмента предприятия, которая нацелена на регулирование отношений между «участ­никами» акционерного общества по поводу формирования и использования акционерного капитала (собственности). Управление сводит­ся к задаче установления баланса интересов разных групп лиц (акционеров, в том числе крупных и миноритарных, владельцев приви­легированных акций, государственных орга­нов).

По мнению специалистов, под корпоративным управлением следует по­нимать систему отношений между органами управления и должностными лицами пред­приятий-эмитентов, владельцами ценных бу­маг таких эмитентов, а также другими заинте­ресованными лицами, так или иначе вовлечен­ными в управление эмитентом как юридиче­ским лицом. При этом в первую очередь речь идет об открытых акционерных обществах, где в силу большого количества владельцев ценных бумаг и их относительно большого размера наблюдается особенно силь­ное ущемление интересов.

Не следует рассматривать корпоративное управление как узкий набор функций управ­ления, характерных для открытых акционер­ных обществ, регулирующих только взаимо­отношения между акционерами и менеджмен­том на основе прав собственности. Все функ­ции управления на предприятии тесно взаи­мосвязаны. Корпоративное управление долж­но опираться на стратегический подход, а кор­поративная стратегия - охватывать все глав­ные функциональные стратегии, предопреде­ляющие доходное и устойчивое состояние предприятия.

Формирование кор­поративных структур в России, учитывающее отмеченные выше аспекты их функциониро­вания, разработанные на основе зарубежных и отечественных исследований, будет способст­вовать не только определению их формально­го статуса и успешной адаптации к специфи­ческим условиям российского рынка, но и эф­фективному решению как экономических, так и социальных проблем в рамках корпорации и общества в целом.