Файл: Налоговые регистры по НДФЛ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Доходы, к которым применяется ставка 13%, а также налоговые вычеты отражаются и помесячно, и нарастающим итогом с начала года. Доходы, к которым применяются другие ставки, достаточно указывать только помесячно.

Доходы, необлагаемые НДФЛ, можно не включать (например, пособие по беременности и родам).

Доходы, размер которых лимитирован при расчете НДФЛ, необходимо указывать в реестре для контроля соблюдения такого лимита. Одним из таких доходов является материальная помощь, которая не будет облагаться НДФЛ, пока ее размер не достигнет 4 000,00 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК РФ).

6. Дата выплаты дохода

Последний день месяца, за который начислена зарплата, признается фактической датой ее получения (ст. 223 НК РФ). Если трудовые отношения завершены в день, который является не последним в данном месяце, то датой получения зарплаты будет являться последний день выхода на работу.

При отражении сумм отпускных необходимо руководствоваться указаниями письма Минфина РФ от 06.06.2012 № 03-04-08/08-139: датой их получения будет являться день выплаты. Данный подход целесообразно применять и при указании даты выплаты пособий по больничным листам.

Трудовое законодательство обязывает рассчитываться с работниками по зарплате не реже, чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ). Но, несмотря на полученный аванс, доход у работника не возникает, а обязательство перед бюджетом образуется в последний день месяца, поэтому дату перечисления аванса отражать не нужно.

7. Дата перечисления налога

В п. 6 ст. 226 НК РФ отмечено, что организация обязана перечислить удержанный НДФЛ не позже даты погашения задолженности перед сотрудниками.

Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ с 01.01.2016 внесено дополнение в п. 6 ст. 226 НК РФ: закреплен крайний срок, когда можно будет погасить задолженность перед бюджетом по НДФЛ с отпускных и пособий по больничным листам. Данный срок приходится на последний день месяца, в котором произведена выплата.

Таким образом, основными задачами при разработке налогового регистра по НДФЛ являются:

  1. отражение в полном объеме достоверной информации;
  2. группировка показателей для получения аналитических данных.

Требования к перечню информации, которая должна быть отражена в налоговом регистре для заполнения 6-НДФЛ, перечислены в ст. 230 НК РФ. Привлечь к ответственности налогоплательщика за неведение регистра по НДФЛ можно только в том случае, если в регистре отсутствуют обязательные реквизиты, или в случае не составления регистра, предусмотренного учетной политикой.


Глава 2. Налоговая политика предприятия

Большинство налоговых правил закреплено в НК РФ, при этом никакие вольности в порядке налогообложения не допускаются. Однако для некоторых ситуаций такие правила не установлены, а Налоговый кодекс прямо предписывает налогоплательщикам их разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. А для отдельных операций он предусматривает варианты учета, из которых нужно выбрать подходящий. Как раз эти задачи и решает налоговая политика организации.

Перечислим основные налоги и отметим те вопросы, которые нужно включить в налоговую политику. Начнем с налога на прибыль.

Первый и самый главный вопрос здесь — выбор метода, которым вы будете признавать доходы и расходы. Напомним, что их два: метод начисления и кассовый метод.

Далее нужно выбрать метод амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный (ст. 259.1, 259.2 НК РФ). Заметим, что здания, сооружения, передаточные устройства и НМА, входящие в 8–10 амортизационные группы, амортизируются исключительно линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Кроме того, в части амортизации в налоговой политике организации следует закрепить применение:

- амортизационной премии;

- повышающих или понижающих коэффициентов.

Затем следует определиться с учетом материальных ценностей, не относящихся к амортизируемому имуществу. В этой части в налоговой политике организация закрепляет:

- метод оценки сырья и материалов при списании в производство, товаров при реализации — ФИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ);

- вариант списания малоценки — единовременно или равномерно (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В части учета затрат необходимо сформировать перечень прямых расходов и определить порядок их распределения на остатки НЗП (ст. 318, 319 НК РФ). Если вы оказываете услуги, вы вправе единовременно списывать все расходы, как косвенные. Это тоже нужно отразить в налоговой политике организации.

Торговой фирме следует определить, как будет формироваться стоимость приобретения товаров — с учетом или без учета расходов, связанных с их приобретением.

Конечно же, налоговая политика организации должна регулировать вопрос уплаты ежемесячных авансов по налогу на прибыль - по прибыли за прошлый квартал или по фактически полученной прибыли.


Также следует прописать порядок применения и заполнения форм налоговых регистров, решение о создании резервов или отказе от них.

Это лишь самые основные вопросы, которые должна включать налоговая политика организации. С учетом специфики деятельности могут быть и иные.

2.1. Налоговая политика по НДС

Круг вопросов, требующих закрепления в налоговой политике по НДС, не так широк. Касается он не всех налогоплательщиков, а только тех, кто осуществляет операции:

- облагаемые НДС по ставке 0%;

- освобожденные от НДС;

- с длительным производственным циклом.

Первые и вторые должны самостоятельно разработать и закрепить порядок распределения «входного» НДС на обычные и «нулевые» и (или) необлагаемые операции, а третьи — избрать момент определения налоговой базы по авансам в счет «длительных» поставок (общий для всех или на день отгрузки).

Обратите внимание, отсутствие правил раздельного учета в налоговой политике организации может повлечь за собой претензии со стороны проверяющих и проблемы с налоговыми вычетами.

Внести изменения в налоговую политику в середине года и сразу начать их применять можно только в случае изменения налогового законодательства. Дополнить ее вы вправе, если у вас появились новые операции, порядок учета которых ранее не был установлен ввиду неосуществления. Во всех остальных случаях принятые изменения можно начать применять не ранее следующего года.

При изменении учетной политики следует иметь в виду, что некоторые правила вы не можете менять чаще, чем это предусмотрено НК РФ, например:

- не чаще чем раз в 2 года можно менять порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП или порядок формирования покупной стоимости товаров;

- перейти с нелинейного метода амортизации на линейный можно не чаще одного раза в 5 лет.

Изменения и дополнения так же, как и сама налоговая политика, оформляются приказом руководителя организации.

Обратите внимание: сдавать налоговую политику в ИФНС не нужно. Налоговый кодекс не предусматривает такой обязанности.

2.2. Аналитические регистры налогового учета

Аналитическим регистрам налогового учета посвящена ст. 314 НК РФ. Кодексом определено, что эти регистры предназначены для систематизации данных налогового учета (НУ).


В ст. 313 НК РФ расшифровано понятие НУ как системы обобщения учетной информации на основе первичных документов, позволяющей рассчитать налог.

В Налоговом кодексе вопрос необходимости оформления аналитических регистров и расшифровка термина НУ рассматривается в отдельных статьях. Например, в ст. 314 25-й главы НК РФ (налог на прибыль) или в п. 1 ст. 230 23-й главы НК РФ (НДФЛ). Это означает только одно: все компании, рассчитывающие и уплачивающие эти налоги, обязаны организовать налоговый учет и формировать аналитические регистры налогового учета.

Сделано это совсем не для того, чтобы загрузить бухгалтерские службы дополнительной работой. Необходимость ведения НУ и составления аналитических регистров налогового учета продиктована существенными различиями бухгалтерского учета (БУ) и НУ по отдельным объектам учета или конкретным хозяйственным операциям.

Несмотря на то, что расчет, например, налога на прибыль производится на основе тех же первичных документов, с использованием которых формируются записи в бухучете, без дополнительных вычислений, группировок и обобщений не обойтись. Для этого и предусмотрены специальные документы - аналитические регистры налогового учета.

Для небольших фирм с ограниченным объемом стандартных хозяйственных операций существует возможность существенно облегчить ведение НУ. При этом на правильность расчета налогооблагаемой базы (например, по налогу на прибыль) это не повлияет, а требования ст. 313 по организации налогового учета будут выполнены.

Для этого учетной политикой необходимо предусмотреть, что отдельные регистры БУ служат одновременно регистрами НУ. Это возможно в том случае, когда порядок учета объектов или операций для целей обоих видов учета одинаков.

Рассмотрим пример:

Фирма «Ижора-Строй» приобрела дорогостоящий металлорежущий станок первоначальной стоимостью 6 300 000 руб. в октябре 2015 года и сразу ввела его в эксплуатацию, установив срок полезного использования 90 мес. Учетной политикой для целей БУ и НУ начисление амортизации предусмотрено линейным способом. В этом случае ежемесячная сумма амортизации по данным бухучета совпадет с налоговой амортизацией данного объекта и составит: 6 300 000 руб. / 90 мес. = 70 000 руб.

Формировать отдельный налоговый аналитический учет амортизационных сумм не имеет смысла - достаточно одного (общего) регистра для целей БУ и НУ. При расчете налога на прибыль будет участвовать расход, подтвержденный данными бухучета.


Иная ситуация возникнет в том случае, если фирма захочет быстрее признать в налоговых расходах стоимость ОС и предусмотрит учетной политикой применение амортизационной премии.

О последствиях такого шага расскажем в следующем разделе.

Применение амортизационной премии приводит к тому, что величина налоговых расходов в первом месяце эксплуатации ОС превысит бухгалтерские, а сумма налоговой амортизации, учитываемая при расчете налога на прибыль в течение периода эксплуатации станка, составит меньшую сумму по сравнению с бухгалтерской амортизацией.

Увеличить единовременно налоговые расходы за счет амортизационной премии позволяет п. 9 ст. 258 НК.

Продолжим рассмотренный ранее пример:

Бухгалтер фирмы «Ижора-Строй» в ноябре 2015 года включил в налоговые расходы амортизационную премию в сумме 6 300 000 руб. * 0,3 = 1 890 000 руб. (для объектов 3-7 амортизационных групп амортизационная премия может составлять 30% от их первоначальной стоимости), а также амортизацию за первый месяц работы станка. Ежемесячная сумма налоговой амортизации составила: (6 300 000 - 1 890 000) руб. / 90 мес. = 49 000 руб.

Если учетная политика компании предусматривает применение амортизационной премии, воспользоваться этим правом она может только при вводе ОС в эксплуатацию - позднее это сделать нельзя (письмо Минфина от 21.04.2015 № 03-03-06/1/22577).

Все рассчитанные выше расходы должны найти отражение в аналитических регистрах НУ либо в расширенной версии регистра БУ, дополненной недостающей информацией. Если фирма решит оформить отдельный налоговый регистр, его форма может иметь произвольный характер, но обязательно должны присутствовать следующие реквизиты (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

- название регистра;

- дата составления (в том числе указание на период, за который составлен регистр);

- натуральные (если это возможно) и денежные измерители операции;

- наименование объектов учета или хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) ответственного за составление регистра лица.

При этом не следует забывать, что форма применяемых фирмой регистров должна быть утверждена в качестве приложения к учетной политике (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

2.3. Последствия отсутствия налоговых регистров