Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов(.Теоретические основы деятельности органов Федерального казначейства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление Федерального казначейства по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам исполнения соответствующих бюджетов, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства и Положением об Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области [26].

Управление Федерального казначейства по Оренбургской области является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности Управления Федерального казначейства по Оренбургской области осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В Положении об Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области отражены основные задачи УФК по Оренбургской области, а именно:

1) кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

2) кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

3) кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

4) осуществление в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств;

5) осуществление учета доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

6) составление и представление в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации, а также иной бюджетной отчетности;


7) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

8) иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации [6].

Для выполнения вышеуказанных задач Управление Федерального казначейства по Оренбургской области наделено следующими полномочиями:

1) получать от распорядителей и получателей средств федерального бюджета в установленном порядке отчетность об использовании средств федерального бюджета и иные документы и сведения, связанные с получением, перечислением и использованием средств федерального бюджета;

2) приостанавливать в установленном порядке операции по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля, а также для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

4) организовывать проведение необходимых экспертиз, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении ущерба, причиненного нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

6) представлять в судебных органах на основании доверенности, выданной Министерством финансов Российской Федерации, интересы Министерства финансов Российской Федерации и интересы Правительства Российской Федерации, в случае, когда их представление поручено

Министерству финансов Российской Федерации, а также на основании доверенности, выданной Федеральным казначейством, интересы Федерального казначейства;

7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации.

Управление Федерального казначейства по Оренбургской области имеет право создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности [26].

Должностные лица Управления Федерального казначейства по Оренбургской области при осуществлении контрольных мероприятий:

8) имеют право прохода в установленном порядке на территорию объекта контроля, а также во все здания и помещения, занимаемые этим объектом, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;


9) имеют право в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах;

10) при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность объектов контроля, если иное не установлено законом.

Основными функциями Управления Федерального казначейства по Оренбургской области являются:

- применяет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации меры принуждения к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

-  участвует в ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- осуществляет на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-  составляет и представляет в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации и исполнении принятых Управлением на учет бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, а также иную бюджетную отчетность;

- осуществляет учет и распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов.

Таким образом, Управления Федерального казначейства по Оренбургской области является территориальным органом Федерального казначейства, который реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства.


Глава 2 Состояние и перспективы финансово-правового регулирования деятельности Федерального казначейства

2.1 Порядок участия Федерального казначейства в обеспечении доходов федерального бюджета и осуществление расходов его органами

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 166.1 БК РФ обладает полномочиями производить распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным БК РФ, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, и перечислять их на единые счета соответствующих бюджетов.

Выделяют следующие этапы бюджетного процесса:

  • составление проекта бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Исполнение бюджета – это важный этап бюджетного процесса, который направлен на действия по мобилизации и использованию бюджетных средств.

Исполнение бюджета законодательно осуществляется как исполнение бюджета по доходам (ст. 218 БК РФ) и расходам (ст. 219БК РФ). Исполнение бюджета по доходам, предусматривает процедуру использования доходов, фактически полученных при использовании бюджета, сверх утвержденных законом (решением) о бюджете (ст. 232БК РФ).

В соответствии со ст. 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам;
  • перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
  • зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
  • уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает:

  • составление и утверждение сводной бюджетной росписи;
  • утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и их доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателем бюджетных средств;
  • подтверждение денежных обязательств, принятых получателем бюджетных средств со стороны Федерального казначейства;
  • расходование средств [14].

По состоянию на 1 января 2019 года в органах Федерального казначейства ведется обслуживание 441241 лицевого счета, из них по уровням бюджетов:

– 40344 лицевых счета УБП федерального уровня;

– 45048 лицевых счетов УБП субъектов Российской Федерации;

– 158791 лицевой счет УБП муниципальных образований;

– 3708 лицевых счетов УБП ГВФ;

– 355 лицевых счетов УБП территориальных ГВФ;

–192995 лицевых счетов, предназначенных для отражения операций со средствами организаций, а также бюджетных (автономных) учреждений. Федеральным казначейством совместно с Центральным банком Российской Федерации обеспечен переход Федерального казначейства со 2 июля 2018 года на использование сервисов, предусмотренных Положением Банка России от 6 июля 2017г. N595 - П «О платежной системе Банка России». Федеральным казначейством обеспечен полномасштабный переход на использование третьего варианта защиты электронных сообщений при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России, в том числе, при взаимодействии Федерального казначейства с полевыми учреждениями Банка России.

Федеральным казначейством в рамках проведения мероприятий, направленных на централизацию расходных операций клиентов закрытого контура территориальных органов Федерального казначейства, по состоянию на 01.01.2019 на обслуживание в Межрегиональное операционное УФК успешно переведены лицевые счета, открытые в закрытом контуре 15 управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Необходимо сказать, что качественное исполнение бюджета является основой для обеспечения эффективного государственного управления. В процессе исполнения бюджета задействовано достаточно большое количество участников бюджетного процесса, в том числе органы исполнительной власти, финансовые органы, администраторы доходов, получатели бюджетных средств (приложение 2).