Файл: Оборотные активы предприятия (Теоретические основы формирования оборотных средств предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Агрессивный подход к финансированию оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала финансируется лишь небольшая доля постоянной их части (не более половины), в то время как за счет краткосрочного заемного капитала — преимущественная доля постоянной и вся переменная части оборотных активов. Такая модель (тип политики) создает проблемы в обеспечении текущей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем, она позволяет осуществлять операционную деятельность с минимальной потребностью в собственном капитале, а следовательно, обеспечивать при прочих равных условиях наиболее высокий уровень его рентабельности. [19, c. 244].

На первом этапе расчетов прогнозируется объем кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде. Расчет прогнозируемого объема кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде осуществляется по следующей формуле: ,

где КЗп — прогнозируемый объем кредиторской задолженности предприятия;

КЗт — средняя фактическая сумма кредиторской задолженности предприятия по товарным операциям в аналогичном предшествующем периоде;

КЗвн — средняя фактическая сумма внутренней кредиторской задолженности (кредиторской задолженности прочих видов) предприятия в аналогичном предшествующем периоде;

КЗпр — средняя фактическая сумма просроченной кредиторской задолженности предприятия (всех видов) в аналогичном предшествующем периоде;

Tp — планируемый темп прироста объема производства продукции, выраженный десятичной дробью.

На втором этапе расчетов, исходя из ранее определенных плановых объемов запасов товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности, а также прогнозируемого объема кредиторской задолженности, определяется прогнозируемый объем текущего финансирования оборотных активов (текущих финансовых потребностей) предприятия.

Расчет осуществится по следующей формуле:

ОТФп = Зп + ДЗп - КЗп ,

где ОТФп — прогнозируемый объем текущего финансирования оборотных активов (текущих финансовых потребностей) предприятия;

Зп — планируемый объем запасов товарно-материальных ценностей в составе оборотных активов предприятия;

ДЗп — планируемый объем дебиторской задолженности предприятия;

КЗп — прогнозируемый объем кредиторской задолженности предприятия. [4, c. 99].

Если в предстоящем периоде продолжительность финансового цикла предприятия не меняется, то расчет прогнозируемого объема текущего финансирования оборотных активов (текущих финансовых потребностей) предприятия осуществляется по упрощенной формуле:


ОТФп = ПФЦ × ОРп ,

где ОТФп — прогнозируемый объем текущего финансирования оборотных активов (текущих финансовых потребностей) предприятия;

ПФЦ — продолжительность финансового цикла предприятия, в днях;

ОРп — планируемый однодневный объем реализации продукции.

На третьем этапе расчетов с учетом вскрытых в процессе анализа резервов разрабатываются мероприятия по сокращению прогнозируемого объема текущего финансирования оборотных активов (а соответственно и продолжительности финансового цикла) предприятия. Основное внимание при разработке таких мероприятий уделяется обеспечению сокращения объема дебиторской задолженности и особенно — увеличению объема кредиторской задолженности предприятия. [4, c. 100].

Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов предприятия. При определении структуры этого финансирования выделяют следующие группы источников:

−собственный капитал предприятия;

−долгосрочный финансовый кредит;

−краткосрочный финансовый кредит;

−товарный (коммерческий) кредит;

−внутренняя кредиторская задолженность предприятия.

Объемы финансирования оборотных активов за счет товарного кредита поставщиков (кредиторской задолженности по товарным операциям), а также за счет внутренней кредиторской задолженности были определены при прогнозировании общего объема и состава кредиторской задолженности. [5, c. 76].

Результаты разработанной политики формирования и политики финансирования оборотных активов получают свое отражение в сводном плановом документе — балансе формирования и финансирования оборотных активов. [2, c. 68].

2. Оборотные активы торгового предприятия ЗАО «Панорама»

2.1. Характеристика ЗАО «Панорама»

ТЦ «Панорама» был открыт 15 ноября 2002 года. Общая площадь двухэтажного центра – 15,0 тысяч м2. На территории торгового комплекса расположены бесплатная удобная парковка, а также уникальная автостоянка на крыше центра с заездом через автомобильный пандус.

У коллектива, который за 15 лет вырос с 50 до 1500 человек большое будущее. Компания растет, ежедневно осваивая передовые технологии торговли, воплощая в жизнь новые проекты.


В перспективе компания «Панорама» будет направлять свои силы и творческий поиск на повышение качества работы, расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, более глубокое изучение потребностей покупателей.

Рассматриваемый супермаркет «Панорама» № 1 является частным предприятием, которое специализируется по продаже продовольственных товаров. Индивидуальный предприниматель – Исмаилов Т.А. Магазин расположен по адресу Россия, Республика Дагестан, Дербент, улица Х. Тагиева, 35Е.

Форма собственности – частная – Индивидуальный предприниматель Исмаилов Т.А. Режим работы магазина – с 9 до 23 ч.

Магазин «Панорама» осуществляет следующие виды деятельности:

▪ заказы, закупка, хранение партий товаров народного потребления и снабжения ими покупателей;

▪ закупка всех продовольственных и некоторых непродовольственных групп товаров (товаров бытовой химии);

▪ продажа продовольственных товаров и товаров бытовой химии;

▪ оказание платных услуг – доставка товаров на дом покупателей.

В магазине «Панорама» реализуются основные группы продовольственных товаров и некоторые виды непродовольственных товаров, в частности, товары бытовой химии, посуда, игрушки, следовательно, тип магазина – универсальный.

Контингент обслуживаемых покупателей – покупатели со средними и высокими доходами, в целом, обеспеченные группы покупателей.

2.2. Анализ оборотных активов ЗАО «Панорама»

Анализ таблицы 5 “Анализ динамики и структуры оборотных активов ЗАО "Панорама" за период с 2013-2015 год”. (см. приложение)

Из приведенных данных видно, что в течение анализируемого периода с 2013-2015гг. оборотные активы положительно изменились в 2013г. На 1101 тыс. р. или 12,18%, в 2008г. Уменьшились на 887 тыс. руб., т.е. 8,74% и к концу 2015 года оборотные активы предприятия увеличились на 4436 тыс. руб., или на 47,94%, но при этом не сильно изменялась структура баланса: как на начало, так и на конец анализируемого периода неизменно высока доля товарных запасов предприятия (70,44; 60,28; 70,40 соответственно).

Как следует из вышеприведенных данных, в составе оборотных активов наиболее быстрыми темпами росли запасы организации в 2015 году. Общий объем запасов на конец года составил 9637 тыс. руб., из чего следует, что приращение товарных запасов торговой организации за год составило свыше 4000 тысяч рублей. При таких обстоятельствах можно утверждать, что при такой доле прироста увеличилась доля труднореализуемых активов, а при потере объемов реализации товаров (работ, услуг) такое вливание средств приведет к их замораживанию. Значительный перекос в структуре активов в сторону запасов отрицательно сказывается на ликвидности и финансовой устойчивости организации, для торговой организации ЗАО "Панорама" это означает затоваривание, неблагоприятную концентрацию товара на складах, падение продаж и т.д.


Сумма денежных средств в кассе и банках организации увеличилась в 2013 году на 25,53% (430 тыс. р), в 2008 году на 22,28% (471 тыс. р) и к 2015 году на 10,41%, или на 269 тысяч рублей. На основании ранее полученных данных - в виду того, что денежные средства занимают около 20% валюты актива баланса, можно утверждать, что это положительный фактор, объем денежных средств, находящихся в организации на конец анализируемого периода, в виду возросшей кредиторской задолженности, - это, скорее всего, страховой запас на случай несбалансированности денежных потоков в результате различий в объемах реализации и закупок, а также других непредвиденных расходов.

Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей не дают полной аналитической картины. Поэтому, для выяснения, достаточно ли у организации собственных оборотных активов, чтобы покрыть текущие краткосрочные обязательства, исчислим коэффициент текущей ликвидности:

Конец 2013года:

Кт. л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 10140/6733 = 1,5

Конец 2008 года:

Кт. л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 9253/5126 = 1,81

Конец 2015 года:

Кт. л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 13689/9091 = 1,51.

Если учесть, что нормативное значение коэффициента ликвидности при удовлетворительной структуре баланса должно быть равно 2,0, то у ЗАО "Панорама" недостаточно ликвидных активов для погашения текущих краткосрочных обязательств. Следовательно, администрация торговой организации должна придерживаться политики наращивания оборотных активов при снижении роста кредиторской задолженности.

Устойчивость финансового состояния может быть повышена путем:

ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет его относительное сокращение на рубль оборота;

обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);

пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.

Важным показателем при анализе материальных активов является их оборачиваемость, которая выражается длительностью оборота в днях и числом оборотов в течение отчетного периода.

Наиболее распространенным является показатель оборачиваемости в днях. Его определяют как частное от деления средней величины материальных активов на среднегодовой оборот по реализации товаров:

ОМА = 11471*360/13750 = 300,33.

Скорость оборота материальных активов = 13750/11471 = 1, 20.

Для ускорения оборачиваемости материальных активов организации необходимо способствовать совершенствованию процессов их транспортировки, сокращение запасов, увеличению объема продаж, улучшению организации хозяйственной деятельности.


Анализируя дебиторскую задолженность, следует сравнить ее сумму с размером кредиторской задолженности, определив коэффициент долга:

на начало года:

Кд = 1076/5126=0,21

на конец года:

Кд = 1175/9091=0,13.

Сумма дебиторской задолженности непосредственно зависит от объема продаж, что отражает коэффициент соотношения объема продаж и средней суммы дебиторской задолженности – оборачиваемость дебиторской задолженности:

ОДЗр = 13750/1125,50 = 12,22 раз.

Однако наиболее удобным выражением оборачиваемости является продолжительность оборота в днях:

ОДЗд = 1125,50*360/13750 = 29,47 дн.

Таким образом, организация не должна иметь большую дебиторскую задолженность, так как это приводит к отвлечению оборотных средств, к задержке их оборачиваемости, что, в конечном итоге, ведет к образованию потребности в дополнительных источниках средств и ухудшает финансовое состояние организации.

Объем денежных средств, находящихся в организации на данный момент, - это, скорее всего страховой запас на случай несбалансированности денежных потоков в результате различий в объемах реализации и закупок, а также других непредвиденных расходов. Однако как их чрезмерное наличие, так и недостаток не являются положительными моментами в работе организации. Это объясняется тем, что денежные средства сами по себе, без использования их в хозяйственной деятельности, не приносят дохода, а их недостаток может привести к неплатежеспособности.

Анализ таблицы 6 “Анализ динамики и структуры внеоборотных активов ЗАО "Панорама" за период 2013-2015гг."

Как видно из таблицы, приращение внеоборотных активов шло в основном по линии увеличения основных средств. Так увеличение стоимости ОС в 2013г. Составило 674 тыс. р., в 2008г. Произошел спад стоимости ОС на 461 тыс. руб., но к концу 2015г. Увеличение основных средств составило 1154 тыс. р. или 79,97% к началу года.

Таким образом, за анализируемый период в ЗАО "Панорама" собственный капитал и привлеченные средства на равных играют решающую роль в составе источников средств, можно сделать вывод, что основной составляющей источников средств являются именно эти статьи баланса.

Распределение средств пока не является эффективным. Основную массу средств организация направила на прирост оборотных активов, что вызвано спецификой торговой деятельности. Но даже и при таких условиях коэффициент текущей ликвидности на 2015г. составил 1,51, что ниже норматива, следовательно, торговая организация пока еще не может перекрыть ликвидными активами большую инертную массу привлеченных средств.