Файл: Теоретические аспекты построения организационных структур маркетинговой службы на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможен вариант, когда несколько промышленных компаний с взаимодополняющим производственным профилем создают совместную маркетинговую фирму, наделенную в числе иных и сбытовой функцией. Выгоды для всех участников в таком случае явные: возможность концентрации внимания изготовителей на научно-технических и производственных проблемах и получение ими эффекта синергизма от сбыта на рынке взаимодополняющих продуктов. Разумеется, при такой организации сбыта потребуются решение в договорном порядке многих проблем, наличие доброжелательности по отношению друг к другу и готовности пойти на взаимные уступки при решении спорных вопросов.

Рис. 2 Создание параллельно функционирующему отделу сбыта юридически самостоятельной маркетинговой фирмы

Рис. 3. Полное осуществление продажи продукции производителя через маркетинговую фирму

При всем своеобразии организационных форм маркетинга каждая из них должна соответствовать следующим критериям [8, с. 139].

Гибкость, мобильность, адаптивность. Эти качества которые необходимы не только собственно маркетинговой структуре фирмы, но и ее организационно-управленческому механизму в целом. Служба маркетинга - это тот «приводной ремень», который задает требуемый рынком ритм работы всей фирме, придает ему черты гибкости и адаптивности к меняющимся рыночным условиям.

Гибкость обеспечивается возможностью оргструктуры своевременно менять свои формы при изменении стратегических задач, причем возможность к изменениям должна быть заложена в самой структуре.

Простота маркетинговой организационной структуры - непременное условие ее эффективности. Усложненность структуры всегда вызывает удорожание процесса управления, делает его более громоздким, а следовательно, и менее восприимчивым к происходящим переменам. Простота - это также одно из условий эффективности связей между подразделениями службы маркетинга и наличия небольшого количества ее звеньев.

Соответствие масштабов, сложности структуры маркетинговой службы структурной и пространственной расчлененности организационной структуры фирмы, особенностям профиля ее деятельности, характеру стратегических целей и соответствующих им задач.

Соответствие организационной структуры маркетинга характеру производимых продуктов, широте, полноте и глубине ассортимента. Это означает, что в любую оргструктуру должен быть заложен в той или иной степени товарный принцип.


Ориентация оргструктуры маркетинга при всех ее конкурентных различиях на конечных потребителей. Любая оргструктура, не придерживающаяся данного принципа, в конечном счете обречена на неудачу.

Наделенность маркетинговой оргструктуры должными правами, в том числе координационными, которые позволяют ей интегрировать всю хозяйственную деятельность фирмы с целью достижения рыночных целей.

2. Анализ организационной структуры маркетинговой службы на примере предприятия ТОО «Донер"

2.1 Общая характеристика коммерческой работы по оптовой продаже товаров на предприятии ТОО «Донер"

Предприятие ТОО «Донер", успешно развивающаяся сеть быстрого питания, основана в 2010 году. Основная продукция включает в себя В меню - шаурма и донер-кебаб (мясо с овощами и соусом в большой булке). Работает в основном в формате уличных павильонов с небольшой зоной обслуживания внутри и 5 посадочными местами. Имеются также небольшое кафе и точка на фуд-корте в торговом центре.

Структура управления имеет следующий вид: непосредственной руководство компанией осуществляет Генеральный директор компании.

Управление предприятием осуществляется генеральным директором предприятия. Ему же подчиняется отдел кадров. Структура управления сбытом осуществляется коммерческим директором. Финансовая деятельность предприятия подчинена финансовому директору.

Производится рекламное обеспечение продаж через средства массовой информации - газеты, радио, а также рекламные щиты расположенные на улицах города.

Таблица 3

Основные экономические показатели деятельности ТОО «Донер» за 2016-2017 годы

пп

Показатели

2016

2017

абсолют

Темп

Темп

ед изм

изменение

роста

прироста

1

Объем оборота

тыс руб

140 000

182 000

42 000

130

30

2

Численность персонала

чел

133

142

9

107

7

в т ч продавцов

чел

55

69

14

125

25

3

Производительность труда

тр/чел

1 053

1 282

229

122

22

в т ч продавцов

тр/чел

2 545

2 638

92

104

4

4

Торговая площадь

м2

1 120

1 120

-

100

-

5

Оборот на 1 М2

тр/м2

125

163

38

130

30

6

Сумма оборотных средств

тыс руб

15 000

18 000

3 000

120

20

7

Оборачиваемость оборотных ср-в

кол.об

9,33

10,11

0,78

108

8

8

Прибыль

тыс руб

12600

20020

7420

159

59

9

Рентабельность

%

9,0

11,0

3

122

22

10

Издержки обращения

Тыс руб

127400

161980

324580

127

27


Из приведенных в таблице 3 данных мы видим, что в 2017 г экономические показатели ТОО «Донер» изменились по сравнению с 2016 следующим образом :

1) темп роста объема оборота ТОО «Донер» составил 130 %

2) за этот же период средний темп роста численности всего персонала ТОО «Донер» составил 107 %, в том численность продавцов возросла на 25 % . Из приведённых данных следует, что темп роста численности продавцов ТОО «Донер» обгоняет темп роста численности всего персонала,

3) производительность труда продавцов ТОО «Донер» г выросла на 4 % годом, а производительность труда персонала в целом выросла на 22 %

4) Торговая площадь ТОО «Донер» в 2016-2017 гг оставалась неизменной,

5) зато оборот на 1 м2 торговой площади ТОО «Донер» возрос на 30 %, что говорит о повышении эффективности её использования.

6) сумма оборотных средств ТОО «Донер» увеличилась на 20 %, что даже для года работы очень большой результат

7) оборачиваемость оборотных средств ТОО «Донер» выросла на 8 %, что является позитивным результатом.

8) темп прироста прибыли составил 59 %, а темп прироста издержек - 27 %,

Из приведённых в таблице 3 данных видно, что в целом значительное влияние на рост объёма оборота (+30 %) оказал рост производительности труда всего персонала ТОО «Донер» (+22 %) при несколько меньшем росте производительности труда продавцов (+4 %). Такое возможно, если произошло структурное изменение численности кадров, когда численность продавцов возросла, а численность прочего персонала была сокращена. И действительно, темп прироста численности всего персонала в 2016 составил +7%, а темп прироста численности продавцов составил +25 %.

Вывод: экономические показатели ТОО «Донер» говорят о росте объема оборота, о росте численности продавцов, о росте оборачиваемости оборотных средств при росте так же их суммы, создается впечатление расширения бизнеса.

2.2 Организационная структура управления маркетингом на предприятии ТОО «Донер»

Руководство маркетинговой службой на предприятии ТОО «Донер» осуществляется коммерческим директором предприятия.

Рассмотрим основные задачи и функции подразделений службы маркетинга предприятия:

1. Задачи отдела конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции: разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей и т.д.


Для выполнения этих задач осуществляются следующие функции:

анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием продукции;

анализ коммерческих и экономических факторов;

исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей;

влияние тенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия и т.д.

2. Задачи отдела сбыта: своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами; контроль за поставкой продукции структурными единицами; обеспечение правильного учета приемки и отчетности по отгрузке продукции и т.д.

Функции отдела сбыта:

обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции;

подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;

участие совместно с соответствующими службами предприятия в формировании номенклатурных планов производства и сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в установленные сроки и по номенклатуре и т.д.

3. Задачи отдела технического обслуживания выпускаемой продукции: фирменное обслуживание выпускаемой продукции; организация опорных баз по эксплуатации и ремонту выпускаемой продукции; организация работ по досборке, регулировке, обкатке, предпродажному сервису и поставке потребителям продукции в собранном виде и т.д.

Функции:

организация и руководство работой опорных баз и опорных пунктов по гарантийному обслуживанию продукции;

организация на местах технической помощи в гарантийном обслуживании и ремонте техники, вышедшей из строя в гарантийный период;

рассмотрение претензий по поводу качества выпускаемой продукции и их удовлетворение и т.д.

4. Задачи бюро прогнозирования и планирования маркетинга: разработка прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного спроса, перспектив развития предприятия, номенклатуры продукции, планируемой к постановке на производство, и цен; разработка стратегии маркетинга; выработка рекомендаций по формированию производственных мощностей и плана производства.

Функции:

изучение потребностей покупателей;

своевременное определение того, насколько учтены в продукции требования потребителей к ее надежности и качеству, уровню цен, условиям поставки, и другие требования;


изучение данных о запасах, а также о поступлении и портфеле заказов на продукцию и разработка на основе этого прогноза производственных мощностей и т.д.

5. Задачи бюро изучения рынка сбыта и спроса: исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия (исследование конъюнктуры рынка); определение конкурентоспособности продукции предприятия; исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ним потребительских требований.

Функции:

разработка планов исследования конъюнктуры рынка, потребностей, платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию;

анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов; потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием продукции;

изучение новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции и т.д.

6. Задачи бюро рекламы: определение наиболее эффективных направлений проведения рекламы с учетом особенностей выпускаемой продукции и конъюнктуры рынка; организация всех необходимых видов рекламы продукции и формирование доверия и уважения к предприятию-изготовителю.

Функции:

определение совместно со специалистами по изучению спроса и по сбыту объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать продукцию;

выбор и применение наиболее эффективных методов проведения рекламы, учитывающей особенности рекламируемой продукции, а также особенности рынка;

разработка и представление на утверждение планов проведения рекламных мероприятий и планов проведения рекламных кампаний по отдельным изделиям и т.д.

Кроме того, для успешного выполнения задач и функций службы маркетинга необходимо ее взаимодействие и координация деятельности с другими отделами предприятия, с такими как:

коммерческий отдел;

финансовый отдел;

отдел юридической службы;

отдел кадров.

Для оценки эффективности деятельности различных подразделений предприятия , в том числе и маркетингового комплекса служба персонала предприятия провело анкетирование сотрудников предприятья.

Цель анкетирования заключалась в оценке качества работы первого руководителя и руководителей подразделений. На основании оценки их деятельности возможно сформировать представление об авторитетности конкретного руководителя.

Рассмотрим результаты анкетирования.

Таблица 3

Анализ персоналом эффективности работы крупных подразделений предприятия (в % к общему числу опрошенных)