Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (Оперативно-розыскные  мероприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Понятие оперативно-розыскных  мероприятий


 Под оперативно-розыскными мероприятиями понимаются закрепленные действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач оперативно-розыскная деятельность. Согласно  ст.6 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной  деятельности", к оперативно-розыскным  мероприятиям относятся:

-Опрос граждан;

-Наведение справок;

-Сбор образцов для сравнительного исследования;

-Проверочная закупка;

-Исследование предметов и документов;

-Наблюдение;

-Отождествление личности;

-Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и

транспортных средств;

-Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

-Прослушивание телефонных переговоров;

-Снятие информации с технических каналов связи;

-Оперативное внедрение;

-Контролируемая поставка;

-Оперативный эксперимент;

    Оперативно-розыскные мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый  характер и направлены на получение  следующей информации:

- о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

 - о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования  в качестве источников доказательств  при раскрытии преступления;

 - о существовании и местонахождении  лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);

-  о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;

- о без вести пропавших гражданах.

 К этим мероприятиям привлекаются как  оперативные сотрудники, так и  агентура, а также граждане. 

Оперативно-розыскные  мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации[7].


1.3. Содержание оперативно-розыскной информации

Автор Кваша Ю.Ф., считает что сведения, добываемые в ходе оперативно-розыскного процесса, прежде всего, дифференцируются на две категории: данные, которыми оперирует оперативно-розыскной процесс, осуществляемый оперативными аппаратами спецслужб, информация, свойственная оперативно-розыскному процессу, проводимому оперативными подразделениями правоохранительных органов. Основное  внимание законодатель в оперативно-розыскных законах уделяет информации, касающейся оперативно-розыскного процесса, осуществляемого правоохранительными органами. Прежде всего, для ее обозначения используются подобные понятия, в частности, такие как: криминальная информация; информация о сфере и инфраструктуре преступности; сведения, необходимые для защиты прав и законных интересов граждан, их здоровья, жизни, собственности[24; с.399].

  К их числу относятся:

а) лица, подготавливающие, совершающие или совершившие противоправные деяния, в том числе преступления, правонарушения, получение незаконных доходов. При этом встречается упоминание и о группах лиц, занимающихся противоправной деятельностью;

б) лица, по разным причинам разыскиваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

в) граждане, сбор сведений о которых необходим в профилактических целях.

Помимо такого информационного элемента оперативно-розыскных данных, как физические лица, законодатель называет конкретные факты, события, процессы, охватываемые понятием оперативно-розыскной информации. Климов И.А., пишет, что в их числе такие категории, как сведения о преступлениях, противоправных деяниях, правонарушениях и преступной деятельности. При этом в оперативно-розыскных законах называются различные признаки, свойства и особенности, подчеркивающие качества указанных фактов и событий. Прежде всего, констатируется то обстоятельство, что сведения о противоправных деяниях могут быть результатом оперативно-розыскного процесса[25; с.490].

Например, указывается, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий служат сведения, ставшие известными, поступившие в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Автор Костюк М.Ф., указывает, что с этой же целью используется такой термин, как первичная информация. Также называется и признак, подчеркивающий правовое  значение данных о противоправных деяниях с точки зрения возможности их использования для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Например, что сведения о противоправной деятельности могут быть недостаточными для возбуждения уголовного дела, что указывает на необходимость осуществления оперативно-розыскных мероприятий по восполнению соответствующих пробелов. Помимо этого подчеркивается, что анализируемые сведения по своему содержанию предназначаются для информирования других правоохранительных органов[26; с.194].


   В оперативно-розыскных законах декларируется и разновидность оперативно-розыскной информации с точки зрения ее значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности в виде сведений, имеющих значение для выявления и раскрытия преступления. Эта норма исключительно важна в силу рассредоточения оперативно-розыскной функции между различными оперативно-розыскными ведомствами, деятельность которых порой дублирует друг друга и приводит к возникновению многочисленных проблем. В оперативно-розыскных законах выделяются и такие разновидности оперативно-розыскной информации с точки зрения их значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности, как:

- сведения, позволяющие или необходимые для пресечения;                                          

- сведения, требующиеся для предупреждения и профилактики преступлений (правонарушений).

Законодатель не поясняет, что это за сведения и каков их механизм применения для решения вышеуказанных проблем.   Особое внимание законодатель в оперативно-розыскном законе уделяет тем свойствам оперативно-розыскных данных, которые предопределяют их пригодность для использования в сфере уголовного процесса. Здесь выделяются сведения, удовлетворяющие определенным требованиям, установленным для соответствующих уголовно-процессуальных процедур. Исходя из этого, оперативно-розыскные данные дифференцируются на определенные виды в зависимости от их значения для уголовного процесса:

а) сведения, которые могут служить поводом (предлогом) для возбуждения уголовного дела;

б) данные, позволяющие успешно расследовать противоправные деяния (сведения об источниках доказательств, сведения, позволяющие подготовить и осуществить следственные действия, исполнить поручения следователя, указания прокурора, определение суда).

  Таким образом, автор Крылов И.Ф. показывает, что законодатель в оперативно-розыскном законе обозначает с определенными особенностями спектр данных, образующих результатами оперативно-розыскной деятельности[27; с.411].

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


2.1 Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий

В абзац 1 ст.8 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» конкретизируется конституционный принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований оперативно-розыскных мероприятий могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения[7].

Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента, депутатов Федерального Собрания и судей. Одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве оперативно-розыскной деятельности является обеспечение субъектами оперативно-розыскной деятельности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, то есть обязанность субъектов оперативно-розыскной деятельности соблюдать эти самые права и свободы. Отличие данного понятия от понятия «обеспечение прав и свобод» состоит в том, что последнее, как уже говорилось, шире, и включает в себя помимо первого понятия также понятие контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью, и перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении оперативно-розыскных мероприятий[9].

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Обязанность государства - их признание, соблюдение и защита. В ст. 17 - 64 Конституции РФ названы правовые основы статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, определенном Конституцией РФ (ст. 64). Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Это означает, что согласно закону в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме. Гарантией выполнения этого предписания являются ведомственный и судебный контроль за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность[1] [7].


В то же время защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 25, 55) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека. Основания и условия ограничения прав граждан при производстве оперативно-розыскной деятельности являются важнейшими (но не единственными) гарантиями соблюдения прав и свобод человека и гражданина[1].

Лиханова, И.И., считает, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. По своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также не процессуальным и не оперативно-розыскным путем[28; с.510].

Законодатель не ставит жестких ограничений или критериев появления таких данных. Автор Лобанова Л.В. пишет, что основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий тесно связаны с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности. Рассматривая основания в соотношении с целями и задачами, можно сделать вывод, что для проведения оперативно-розыскных мероприятий достаточно лишь предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может носить характер версии, основанной на фактах. В случае оконченного общественно опасного деяния, когда уже очевидны данные, указывающие на признаки преступления, речь идет о реализации задачи раскрытия преступления, обнаружения лица (лиц), его совершившего, а если такое лицо установлено и скрылось, то о его розыске. Сказанное вытекает из таких задач оперативно-розыскной деятельности, как: выявление, предупреждение, пресечение преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ[29; с.126-132].