Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели, задачи и функции Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений[11].

Глобальная программа мер экономической политики директора-распорядителя (ГПП) представляется два раза в год Международному валютно-финансовому комитету (МВФК), который является органом, определяющим политику МВФ. В ГПП определяются проблемы политики, с которыми сталкиваются государства-члены МВФ, оцениваются успехи, достигнутые со времени предыдущей ГПП, намечаются ответные меры политики, необходимые на глобальном и национальном уровне, а также излагаются возможные методы поддержки этих ответных мер политики со стороны МВФ.

В ГПП, принятой в апреле 2016 года, основное внимание уделялось мерам политики, направленным на то, чтобы вернуть мировую экономику на более прочный и надежный путь. В ней говорилось, что страны должны укрепить свою приверженность устойчивому глобальному росту и использовать трехсторонний подход, предусматривающий взаимно усиливающие рычаги экономической политики. Этому будут способствовать успешно функционирующий финансовый сектор и сотрудничество на глобальном уровне[12].

Задачи МВФ можно укрупнено объединить в пять направлений (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Задачи МВФ

Задача

Характеристика

Денежно-кредитная политика

В странах с развитой экономикой денежно-кредитная политика должна оставаться мягкой там, где разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства является отрицательным, а инфляция слишком низкой. Но денежно-кредитная политика должна сопровождаться другими мерами политики для обеспечения необходимой поддержки спроса, и она не может устранить структурные препятствия экономическому росту. Нетрадиционные меры денежно-кредитной политики помогают поддерживать спрос, хотя очень низкие (и, в ряде случаев, отрицательные) процентные ставки могут также оказывать прямое влияние на рентабельность банков. В странах с формирующимся рынком денежно-кредитная политика должна противостоять воздействию более низких валютных курсов на инфляцию и балансы частного сектора

Налогово-бюджетная политика

Имеются веские аргументы в пользу внутренней координации мер политики. Некоторые страны по-прежнему страдают от высокого уровня долга, повышенных суверенных спредов и низкого уровня сбережений в государственном секторе и должны реализовать свои планы бюджетной консолидации, тогда как странам, располагающим бюджетным пространством, следует продвигаться к дальнейшему смягчению налогово-бюджетной политики. В случае ряда стран-кредиторов это также способствовало бы глобальному перебалансированию. Все страны также могут внести свой вклад, стремясь к более благоприятной для роста структуре доходов и расходов, в частности, к увеличению расходов на инфраструктуру в ряде стран

Структурные реформы

Многие признают, что для повышения производительности и потенциального объема производства необходимы структурные реформы. Были приняты многие обязательства, в том числе в связи с деятельностью Группы 20-ти, но их реализацию следует ускорить. Страны, располагающие бюджетным пространством, должны воспользоваться синергизмом мер политики, направленных на поддержку спроса, и структурных реформ. Структурные реформы со встроенными бюджетными стимулами могут принести позитивные результаты в ближайший период. Учитывая разнообразие структур экономики, последовательность приоритетов отдельных структурных реформ должна быть определена в соответствии с различиями в стадиях экономического развития и прочности институтов. В странах – экспортерах биржевых товаров и развивающихся странах с низкими доходами существенное значение имеют меры политики, направленные на содействие диверсификации экономики, и структурные преобразования.

Действия в отношении финансового секто

Необходимы также решения для недопущения того, чтобы сворачивание операций во избежание риска создавало необоснованные препятствия для доступа к финансовым


Продолжение таблицы 1.1

Задача

Характеристика

ра

услугам, включая корреспондентские отношения между банками. Странам следует предпринять дальнейшие шаги в целях ускорения восстановления балансов частного сектора, избегая длительного процесса сокращения доли заемных средств, который ослабляет кредитный канал денежно-кредитной политики и повышает неопределенность. Крайне важно завершить формирование банковского союза в Европейском союзе путем введения последнего элемента – общей программы гарантирования депозитов – наряду с усилиями по сокращению рисков в банковских системах. Необходим дальнейший прогресс в последовательной реализации и завершении процесса глобальной реформы регулирования, включая меры политики, направленные на преобразование теневого банковского сектора в стабильный источник рыночного финансирования

Глобальное сотрудничество

Каждая страна должна принять обязательство по набору мер политики, который вносит вклад в глобальный пакет реформ, в целях повышения экономического роста как внутри страны, так и во всем мире. Трехсторонний подход, применяемый совместно государствами-членами, может взаимно усиливать экономическую активность и снижать риски для финансовой стабильности. Необходимо также глобальное сотрудничество. К числу примеров относятся укрепление механизмов корректировки и обеспечения ликвидности, поддержка глобальной торговли, борьба с коррупцией и продвижение вперед в реализации программы реформ в области регулирования

Источник[13]

Международная деятельность МВФ заключается в изучении мировых тенденций в экономике, итоги которого фонд излагает в двух изданиях, публикующихся раз в семестр: Перспективы развития мировой экономики и Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности. В первом специалисты фонда обобщают результаты анализа экономической ситуации в мире, а во втором дают оценку мировым финансовым рынкам, раскрывают их перспективы и указывают на диспропорции, которые могут угрожать стабильности этих рынков. Кроме того, фонд публикует и другие экономические доклады, посвященные анализу пяти основных регионов мира и перспектив развития их экономик, а также активно участвует в разных экономических форумах, например саммитах «Большой двадцатки» (G20).

Еще одна из важнейших функций МВФ, наряду с наблюдением за мировой экономикой, - кредитование государств-членов, столкнувшихся с проблемой оплаты внешнеторговых сделок, то есть стран с диспропорциями платежного баланса. Кредиты помогают стабилизировать валюту и содействуют поддержанию резервов на таком уровне, который позволит удовлетворять будущие потребности. Это дает МВФ возможность оказывать большее влияние на корректировку экономической политики и проведение реформ, необходимых для укрепления экономики этих стран. Объем кредитования, предоставляемого МВФ, часто менялся в зависимости от разных экономических циклов, влиявших на мировую экономику, и региональных кризисов. Например, нефтяной кризис 1970-х годов и наступивший в следующем десятилетии долговой кризис стали причиной увеличения финансирования со стороны МВФ. Усиление кредитования вызвали также переходные процессы в Центральной и Восточной Европе в 1990-х годах и глубокие кризисы, охватившие на рубеже веков государства Латинской Америки. Спрос на ресурсы МВФ вновь вырос в конце 2008 года, после кризиса, с которым столкнулось большинство развитых стран мира. Чтобы получить кредит, страна должна предоставить программу экономического развития и письмо о намерениях в Совет управляющих МВФ. Кредит, как правило, выдается несколькими траншами по мере реализации


программы[14].

Усилия Международного валютного фонда также направлены на борьбу с бедностью. С этой целью была разработана программа кредитования государств-членов с низким уровнем доходов.

Глобальный экономический кризис конца первого десятилетия XXI века привел к реформированию программы кредитования МВФ для более непосредственного удовлетворения нужд самых уязвимых стран и оказания поддержки в краткосрочной перспективе, которая могла бы смягчить негативные последствия экономического спада. Новые льготные условия кредитования начали действовать в январе 2010 года, когда был создан Трастовый фонд для сокращения бедности и содействия экономическому росту. Кредиты стали предоставляться посредством механизма расширенного кредитования, кредитов стэнд-бай и механизма ускоренного кредитования.

Для стран с более прочной экономикой фонд создал новые кредитные линии, рассматривая их как средство оказания поддержки этим странам в условиях мирового кризиса. Так появились превентивная кредитная линия (ПКЛ) и гибкая кредитная линия (ГКЛ)[15].

Кроме того, МВФ предоставляет экстренные кредиты, поддерживая тем самым восстановление экономики стран, пострадавших от стихийных бедствий или военных конфликтов. В связи с этим был создан Трастовый фонд для облегчения бремени задолженности после катастроф.

1.3. Схема финансирования участников-членов МВФ

Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая в целом основана на его относительном положении в мировой экономике. Взносы по квотам являются центральным компонентом финансовых ресурсов МВФ. Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ и его число голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ.

Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости для мировой экономики (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется как составной показатель ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.


Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР) — учетной единице МВФ. Крупнейшим государством-членом являются США, квота которых (по состоянию на 30 апреля 2016 года составляет 83 млрд СДР (приблизительно 118 млрд долларов), а самым небольшим государством-членом является Тувалу, квота которого составляет 2,5 млн СДР (приблизительно 3,5 млн долларов)[16].

Каждое государство-член обязано предоставить финансовые ресурсы, которые определяются на основе его квоты. ВЗНОСЫ Взнос государства-члена по квоте определяет максимальную сумму финансовых ресурсов, которую государство-член обязано предоставить МВФ. Государства-члены должны вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в Фонд: до 25 процентов должно быть внесено в СДР или в валютах других государств-членов, указанных МВФ, а остальное — в собственной валюте государства-члена.

Каждое государство-член получает доступ к финансированию на основе его квоты. Сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты. Например, при некоторых видах кредитов государство-член может заимствовать до 145 процентов своей квоты ежегодно и до 435 процентов нарастающим итогом при обычном доступе. Сверх этих уровней может предоставляться «исключительный доступ», если соблюдаются конкретные критерии снижения рисков.

Квота государства-члена в МВФ является главным фактором, определяющим число его голосов при принятии решений МВФ. Каждое государство-член получает равную долю голосов, именуемых «базовыми», а также дополнительные голоса на основе его квоты. Квоты также определяют, как СДР распределяются среди стран.

Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот через регулярные промежутки времени (обычно раз в пять лет). Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 процентов от общего числа голосов, и квота государства-члена не может быть изменена без его согласия. При общем пересмотре квот решается два главных вопроса: общий размер увеличения и его распределение между государствами- членами. Что касается первого вопроса, общий пересмотр квот позволяет МВФ оценить адекватность квот как относительно потребности государств-членов в финансировании платежного баланса, так и с точки зрения его собственной способности удовлетворить эти потребности. По второму вопросу, общий пересмотр позволяет увеличить квоты государств-членов с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике. Специальные увеличения вне общих пересмотров производятся нечасто, но увеличения квот для 54 государств-членов, утвержденные в рамках реформы 2008 года, представляют собой недавний пример[17].


Пятнадцатого декабря 2010 года Совет управляющих, высший орган, принимающий решения в Фонде, завершил 14-й общий пересмотр квот, который предусматривал пакет далеко идущих реформ квот и управления Фонда. Этот пакет реформ, который вступил в силу 26 января 2016 года, обеспечивает беспрецедентное 100-процентное увеличение совокупных квот и существенное перебалансирование долей квот. Это позволит более точно отражать меняющиеся относительные веса государств-членов МВФ в мировой экономике[18].

Этот пакет реформ опирается на предыдущие реформы, которые были приняты в 2008 году и вступили в силу 3 марта 2011 года. Они позволили укрепить представительство стран с динамично развивающейся экономикой, многие из которых относятся к категории стран с формирующимся рынком, путем специальных увеличений квот 54 государств- членов. Они также расширили право голоса и участие стран с низкими доходами благодаря увеличению числа базовых голосов почти в три раза.

Развивая реформы 2008 года, 14-й Общий пересмотр квот обеспечит следующее:

1) будет увеличен вдвое общий размер квот с приблизительно 238,5 млрд СДР до приблизительно 477 млрд СДР (примерно 659 млрд долл. по текущим обменным курсам);

2) будет перераспределено более 6 процентов долей квот от государств-членов с чрезмерным представительством государствам-членам с недостаточным представительством;

3) будет перераспределено более 6 процентов долей квот динамично растущим странам с формирующимся рынком и развивающимся странам;

4) будут существенно реструктурированы доли квот. Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) войдут в число 10 крупнейших акционеров Фонда;

5) будут сохранены доли квоты и голосов беднейших государств-членов. Эта группа стран определяется как страны, которые отвечают критериям Tрастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) и чей доход на душу населения в 2008 году был меньше 1135 долл. США (порогового уровня, установленного Международной ассоциацией развития) или двукратного размера этой суммы в случае малых стран[19].

Комплексный пересмотр действующей формулы расчета квот, был завершен в январе 2013 года, когда Исполнительный совет представил свой доклад Совету управляющих. Результаты этого пересмотра послужат основой для достижения Исполнительным советом широкого консенсуса относительно новой формулы расчета квот в ходе его работы над 15-м общим пересмотром квот. Работа по 15-му общему пересмотру квот была отсрочена до реализации реформ 2010 года.