Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели, задачи и функции Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, МВФ – СПециальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 189-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю гоcударствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года. В 1947 года фонд начал свою деятельность. Штаб-квартира МВФ располагается в г. Вашингтоне, США.

МВФ является международной организацией, которая объединяет 189 государства. Фонд был создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов; поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира; и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции — которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам — значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств – членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.

2. Анализ современной деятельности
Международного валютного фонда

В условии глобальной нестабильности работа МВФ по упорядочиванию международных финансовых отношений вызывает противоречивое отношение. Во многом это объясняется достаточно выраженной позицией проведения политики благоприятной для США. В этой связи не случайна критика МВФ за невнимание к сложившемуся накануне мирового кризиса дисбалансу в экономике развитых стран, в особенности США, обладающих правом вето в МВФ и способных блокировать важные решения. К примеру, Китай неоднократно призывал к усилению надзора за макроэкономической политикой стран-держателей резервных валют со стороны Фонда и в тоже время к созданию условий по увеличению влияния стран с динамично развивающимся рынком путем пересмотра распределения квот. На сегодняшний день такие страны не обладают реальными возможностями влияния на принятие важных решений в рамках МВФ. Такое положение вызвано позицией США, которые препятствуют реформированию в системе Фонда.

США являются крупнейшим государством-членом Международного валютного фонда, квота которых на сегодняшний день составляет 82,9 млрд. СДР (115,3 млрд. долл.) или 17,4% в акционерном капитале МВФ. При принятии стратегически важных решений необходимо 85% голосов. США обладают 16,5% от их общего числа. Этого не достаточно для принятия решений самостоятельно, однако данное количество поволяет блокировать любые решения МВФ по стратегическим вопросам, в том числе по вопросам реформирования. Согласно правилам МВФ, для принятия большинства решений до­статочно простого большинства (50% голосов). Для решения ряда оперативных вопросов, например, изменения процентной ставки по займам Фонду, необходимо 70% голосов членов МВФ[20]. На оперативные вопросы не распространяется право вето США, однако оказывать существенное влияние на позиции других стран-участниц может.


Проблема реформирования МВФ и перераспределения квот внутри организации является наиболее обсуждаемой на сегодняшний день темой. Совет управляющих МВФ не реже одного раза в пять лет проводит общие пересмотры квот. Последний четырнадцатый общий пересмотр квот был завершен в декабре 2010г., однако предложенные реформы были приняты лишь 26 января 2016 г.[21]

Квота государства является базовым показателем, определяющим его кредитные и организационные отношения с Фондом. Взносы по квотам являются основным источником финансирования Международного валютного фонда. Квота государства определяет максимальный размер его финансового обязательства перед Фондом, а также влияет на финансирование от МВФ, поскольку сумма, которую страна-член организации может получить от Международного валютного фонда, определяется на основе её квоты. Голоса участников Фонда распределяются пропорционально их взносам при принятии решений. В результате очевидна роль США в определении направления функционирования МВФ[22].

Когда ясно проявилось несоответствие между размером квот и права голоса данных стран в МВФ и величиной доли группы динамично развивающихся стран с формирующимся рынком в международных экономических отношениях, о проблемах Фонда заговорили многие. К тому же именно в эти годы стала острой нехватка финансовых ресурсов МВФ. Являясь организацией, основанной на принципах акционерного общества, в качестве основного источника пополнения капитала МВФ рассматриваются пере­смотры квот стран-участниц Фонда[23].

Решение реформировать МВФ было принято в 2010г. Планировалось, что квоты крупнейших развивающихся стран увеличатся за счет уменьшения доли развитых стран. Но США прикладывают немало усилий, чтобы затормозить реформу.

На встрече в Сеуле в 2010г. лидеры «Большой двадцатки» (G20) договорись о пересмотре квот в МВФ в пользу развивающихся стран. Предполагалось к январю 2013г. разработать новую формулу распределения квот, а провести реформу уже в январе 2014г. Рассчитывалось, что осенью 2013г. Конгресс США одобрит договоренность. В апреле 2014г. очередное обсуждение данного вопроса зашло в тупик. Тогда Антон Силуанов – министр финансов РФ, заявил, что если США не ратифицирует пересмотр квот, то Международный валютный финансовый комитет к концу года подготовит альтернативные предложения по реформе МВФ[24].


Четырнадцатое перераспределение квот внесло значительные изменения. Во-первых, вдвое увеличится общий размер квот с 238,5 млрд. до 477 млрд. СДР (около 659 млрд. долл.). Перераспределится 6% квот от стран с чрезмерным представительством в Фонде к странам с недостаточным представительством. Еще более 6% достанется странам с быстрорастущей экономикой[25].

Хотя перераспределение кажется незначительным, расстановка сил в Фонде изменилась обстоятельно. Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ (с 2,94% до 6,9%). Квота России увеличится до 2,7%, доля голосов до 2,6%. Так же возрастут квоты Индии и Бразилии, а страны БРИКС в целом войдут в десятку крупнейших акционеров фонда. Доля БРИКС вырастет на 3,46% и достигнет 14,7%. Манкируя то, что 15% блокирует любое решение Фонда, странам БРИКС будет легче найти единомышленников и союзников[26].

В тоже время доля США сократится с 17,68% до 16,4%. Потеря ощутима, хотя блокирующий пакет голосов в МВФ американцы все же сохранят. Нежелание США отказываться от власти всем известно. Развитые страны, ЕС и США, явно не заинтересованы в утрате контроля над такими организациями, как МВФ и Всемирный банк. С помощью МВФ и ВБ страны-доноры могут диктовать не только экономические условия предоставления кредита, но и политические, чем искусно пользуются США и ведущие страны ЕС[27].

Увеличение доли развивающихся стран повлияет на принимаемые Фондом решения, постепенно свяжут руки Вашингтону и Евросоюзу. После удвоения денежных взносов размер фонда и объемы помощи нуждающимся странам заметно вырастут. В результате развивающиеся страны, при условии их сотрудничества, смогут изменить политику МВФ в своих интересах[28].

Доля России после пересмотра квот останется небольшой. А вот Китай фактически сможет противостоять США в рамках МВФ. Какую политику поведет КНР с учетом новых возможностей, предсказать сложно.

Реформа позволила Китаю опередить представителей старого света: Францию, Германию и Великобританию, что не соответствует интересам европейских стран, на сегодняшний день квота Германии составляет 5,59%, Великобритании - 4,23% и Франции - 4,23%. Из этого становится ясно почему страны ЕС молчаливо поддерживают политику США по сдерживанию процесса реформирования МВФ[29]. В настоящее время квоты в Фонде распределены так, что у стран G7 есть возможность принять или заблокировать любое решение в рамках МВФ. Хотя голосующая квота Германии в случае проведения реформы снизилась всего на 0,22% до 5,59%, а Франции и Великобритании на 0,6% до 4,23%, страны Европы не заинтересованы в реформе МВФ. На протяжении 2010-2014 гг. Фонд выдавал странам ЕС большое количество кредитов, направленных на рефинансирование государственных долгов.


Согласно резолюции Совета управляющих о реформировании МВФ, увеличение квоты любого государства в рамках четырнадцатого общего пересмотра квот не может вступить в силу без выполнения трех общих условий. Во-первых, на уве­личение квот должны дать согласие страны-члены, обладавшие не менее 70% всех квот по состоянию на 5 ноября 2010г. Во-вторых, должна вступить в силу «шестая поправка» к статьям Соглашения, принятая в 2008 г. о числе голосов и участии в МВФ. В-третьих, должна вступить в силу поправка 2010г. о реформе Исполнительного совета. Что касается первого условия, то уже на 30 апреля 2013г. 149 государств-членов МВФ, обладающих 77,42% квот в Фонде по состоянию на 5 ноября 2010 г. дали согласие на предложенное увеличение квот. Таким образом, все условия были выполнены[30].

С экономической точки зрения выгода от пересмотра квот для России только косвенная. Но факт того, что она настаивала на пересмотре квот МВФ, можно рассматривать как попытку заявить о себе на мировой арене. Это особенно важно при существующей необходимости перераспределения товарооборота, возникшей в результате введения санкций против России. В нынешних условиях это служило дополнительным аргументом для США в пользу того, чтобы не спешить с пере­смотром экономических позиций стран участников МВФ[31].

Решение о пересмотре квот в ряде стран нуждается в утверждении национальными парламентами и США относится к таким странам. В Конгрессе США существуют разногласия по поводу одобрения положения пересмотра квот, а именно удвоении квоты США в Фонде в рамках НСЗ (Новых соглашений о займах, существующих с 1998г.). Доля США в НСЗ составляла ранее 18,7% от общей суммы. В следствии реформы квота США в организации составляет в абсолютном выражении около 127 млрд. долл., в тоже время в процентном отношении не изменилась[32]. Американские сторонники реформы утверждают, что принятие предлагаемых мер станет утверждением статуса МВФ, как организации, основанной на системе квот, а также укрепит позиции США в ней. Противники реформ утверждают, что в этом случае средства американских налогоплательщиков переданные в Фонд будут расходоваться бесконтрольно, поскольку для одобрения предоставления займов МВФ стране требуется простое большинство голосов членов Исполнительного совета.

В условиях блокирования реформы со стороны США Международный валютный фонд не может принять документы по реформированию деятельности Фонда, из-за доли голосов Соединённых Штатов в нем. Это еще раз подтверждает определяющую роль американских институтов власти в принятии решений, касающихся основных направления политики МВФ[33].


Позиция США остаётся весьма серьезной в системе управления МВФ. Исполнительный директор от США систематически предоставляет отчеты Конгрессу по вопросам участия страны в Международном валютном фонде. Интересы США в МВФ представляются министром финансов и председателем Федеральной резервной системы в должности управляющего от США и его заместителем в Совете управляющих Фонда, а также назначаемыми исполнительным директором от США и его заместителем для работы в Исполнительном совете МВФ. Исполнительный совет Фонда состоит из 24 директоров, 19 из которых являются представителями США, оставшиеся 4 – из числа представителей Японии, Германии, Франции и Великобритании. Китай, Россия и Саудовская Аравия имеют единый офис исполнительного директора на избирательной основе[34].

Необходимость проведения реформы МВФ обусловлена второй не маловажной причиной – несовершенством действующей формулу расчета квот. Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50%), открытости (30%), экономической изменчивости (15%) и международных резервов (5%). Для этой цели ВВП измеряется с помощью составного показателя ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60%) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40%). Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами- членами. Исполнительный совет в январе 2013г. представил доклад, в котором отмечалось, что показатель ВВП должен пользоваться в формуле наибольшим весом. При этом открытым остается вопрос о корректировки ВВП по паритету покупательской способности (ППС), тогда в порядке убывание представятся страны: США, КНР, Япония, Индия, ФРГ, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия[35].

В апреле 2014г. на встрече глав центральных банков и министров финансов G20 была принята объединённая декларация о намерении провести реформу МВФ без участия США в случае ее неодобрения до конца 2014г. Но чиновники из МВФ настаивали, по-прежнему, на обязательном одобрении реформы Конгрессом США, постоянно подчеркивая, важность утверждения любых изменений Советом управляющих большинством в 85% от общего числа голосов. Подобную позицию руководства Фонда можно объяснить растущей зависимостью МВФ от Федеральной резервной системы США, предоставляющей значительную часть денежных активов Фонду, в условиях глобальной нестабильности испытывающему нехватку средств. Многие страны-должники не способны не только выплачивать долги по кредитам, но часто не могут даже платить проценты[36].