Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы (Здоровьесбережение учащихся в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Они используются для снятия эмоционального напряжения, создания благоприятного психологического климата на уроке, охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни.

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Для снятия эмоционального напряжения педагог использует игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, что позволяет обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.[7]

И самый главный, на наш взгляд, здоровьесберегающий подход – это мониторинг здоровья учащихся, процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка. Он помогает сформулировать основные направления деятельности, позволяет учителю на основе сравнительных характеристик установить причинно - следственные связи различных педагогических действий и динамику состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями.

Цель использования здоровьесберегающих подходов - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, ослабить воздействие неизбежных факторов, сформировать у ребенка знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Грамотная реализация педагогом здоровьесберегающего подхода в образовательном процессе способна значительно минимизировать влияние здоровьеразрушающих факторов, избежать перегрузок и стрессообразующих факторов у детей.

Педагогическая наука на её современном уровне развития разрабатывает и предоставляет педагогам достаточное количество подходов к формированию здоровьесберегающей образовательной среды. Нужно лишь грамотно воспользоваться предоставляемым им инструментарием.


1.2. Проблемы сбережения здоровья детей в начальной школе

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМНза последние 20 лет число абсолютно здоровых школьников сократилось в 5 раз и составляет в настоящее время всего 10% от общего количества детей.[8]

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровьяобучающихся и воспитанников образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей организма.

Показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. Причем, если в начальной школе основная ротация происходит между первой и второй группами здоровья (функциональные нарушения), то к концу обучения наблюдается хронизация заболеваний с переходом детей из второй в третью группу здоровья.

В настоящее время менее 5-10% учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 1-3%, одновременно с 50% до 38% уменьшается численность школьников, имеющих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45% до 59%. У большинства современных детей и подростков диагностируется 2-3, а у учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев) -3-5 хронических заболеваний и функциональных отклонений.[9]

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В то же время здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Дети из неблагополучных семей более подвержены нежелательным воздействиям. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.


Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

- детская безнадзорность и беспризорность;

- побеги из дома;

- половая распущенность;

- правонарушения и преступная деятельность;

- алкоголизм;

- наркомания и токсикомания.

Снижение показателей здоровья детей и подростков, особенно из неблагополучных семей, актуальная проблема современного общества.

Поэтому главной целью школы, помимо передачи знаний, становится обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения в учебном заведении, формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Однако в практике начальной школы недостаточно внимания уделяется здоровому образу жизни и духовному осмыслению здоровья как ноосферному явлению. Часто не учитываются особенности эффективного использования здоровьесберегающих технологий. К ним относятся:

– незнание факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды;

– слабая ориентация учителей начальных классов на сохранение здоровья и создание здорового образа жизни в образовательном процессе;

– недостаточная организация совместной работы педагогов и медиков;

– слабая материальная база;

– слабая организация спортивно-оздоровительной работы во внеурочной деятельности. Все это делает данную проблему актуальной и важной.[10]

2. Разработка здоровьесберегающей технологии для начальной школы

2.1. Теоретические основы здоровьесберегающей технологии

Сегодня здоровьесберегающая технология рассматривается как

комплексная, построенная на единой методической основе, система организационных, психолого-педагогических функций, методов, форм, средств, обеспечивающих социальное здоровье и здоровый образ жизни в образовательном процессе младших школьников, и позволяющая синтезировать биоритмы окружающей среды, мозга и тела. Ее реализация связана с экологически здоровым образом жизни, не нарушающим законы мироздания. Она включают систему мер образовательного и воспита-


тельного характера, обеспечивающих хорошее самочувствие детей, здоровый микроклимат, работоспособность.[11]

Здоровьесберегающая технология имеет следующую структуру, состоящую из целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков.

Целевой блок включает в себя цели и задачи здоровьесбережения младших школьников.

С позиций современного подхода целью реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании является направленность всех компонентов образовательного процесса в начальной школе на:

– создание мотивации к здоровому образу жизни в соответствии с требованиями СанПиН;

– понимание здоровья как общечеловеческой ценности (данная цель опирается на основные законы ноосферного подхода к развитию природы и общества);

– определение смысла здорового образа жизни и ценностно-эмоциональных ориентиров для младшего школьника;

–особенности развития самосознания личности.

Задачами данной технологии являются:

1) познакомить учащихся начальных классов с традициями бережного отношения к собственному здоровью;

2) развивать способность младших школьников к адаптации в школе;

3) повысить стрессоустойчивость психики младших школьников;

4) сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;

5) создать благоприятный климат в классе;

6) определить систему средств, форм, методов, обеспечивающую потребностьучащихся в здоровом образе жизни, основанном на субъект-субъектном взаимодействии.

2.2. Практика реализации здоровьесберегающей технологии в начальной школе

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Одним из направлений реализации этой задачи является реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, использованы здоровьесберегающие технологии и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями.[12]


Таким образом, работа учителей начальной школы направлена на то, чтобы помочь детям осознать, что здоровье – это прекрасный дар, первооснова счастья человека, поэтому его надо беречь и укреплять.

Только в тесной взаимосвязи с учениками, родителями, медицинскими работниками, практическими психологами, социальными педагогами, всеми теми, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья детей и молодежи, педагоги способны создать здоровьесберегающую образовательную среду. Если мы приучим детей к здоровому образу жизни, то забота о собственном здоровье станет естественной формой поведения.

Практика реализации здоровьесберегающей технологии в начальной школе нуждается в исследование факторов влияющих на уровень здоровья учащихся начальных классов.

Исследование было проведено в начальной школе 2019/2020 учебном году. В исследовании приняли участие 20 обучающихся младшего школьного возраста 3 «В» класса (возраст участников исследования 9-10 лет.) Работа предполагала использование разнообразных форм, методов и средств работы, а также тесное сотрудничество педагога, родителей и обучающихся.

По данным комплексного медицинского обследования, которые были получены нами от медсестры образовательной организации, мы установили, что 45% обучающихся относятся к основной медицинской группе, к подготовительной группе относятся 30%, специальную медицинскую группу составляют 20%, освобождены от занятий 5% учеников. Медсестрой образовательной организации был проведен анализ уровня здоровья младших школьников по функциональной пробе Руфье. Установлено, что 30% учащихся имели высокий уровень здоровья; подавляющее большинство учащихся (60%) относится к среднему уровню; 10% учащихся имели низкий уровень здоровья.

Анализ видов заболеваний среди учащихся младшего школьного возраста показал, что ученики имеют такие заболевания, как бронхиальная астма, нарушения зрения, болезни системы кровообращения, болезни нервной системы.

Кроме этого, нами был проведен анализ применения здоровьесберегающих технологий начальной школы.

Как показал проведенный нами анализ образовательно-воспитательной среды, учитель максимально использует игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов.

Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. При этом следует учитывать требования СанПин: для учеников 3 класса продолжительность работы за компьютером должна составлять 15 минут.