Файл: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы (Здоровьесбережение учащихся в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный блок опирается на следующие принципы сохранения и сбережения здоровья: здоровьецентрический, сознательности, активности, непрерывности, индивидуализации, системного чередования нагрузок и отдыха, которые находят свое отражение в средствах, формах и методах технологии.

Основными средствами здоровьесберегающей технологии являются: информационные, двигательной направленности, гигиенические, психотерапевтические, вербальные и невербальные. Оно включает следующие формы:

–интегрированные занятия, направленные на формирование здорового образа

жизни, пропаганда здорового образа жизни в мероприятиях, на сайте школы; организация кружков по интересам;

–проведение «Дня здоровья», занятий с учетом таблицы Сивкова;

–проекты по борьбе с вредными привычками, конкурсы рисунков и сочинений: «Мы выбираем жизнь!»;

–классные часы.

В соответствии с реализацией первого направления применяются следующие методы и приемы: физические упражнения, физкультминутки, подвижные игры; эмоциональные разрядки и минутки покоя, гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая‚ дыхательная, для бодрости), беседа, пример.[23]

Основными формами реализации являются коррекционные формы образования: уроки музыки и изобразительного искусства, проекты, коллективные творческие дела, игры. Они предполагают использование следующих методов: зрительных и слуховых ассоциаций, импровизаций, сказкотерапии, незаконченного предложения, сочинения загадок, пиктограмм, ситуационных, релаксационных и творческих методов.

При проведении мероприятий очень важно создавать доброжелательную обстановку. Спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление позволяют добиться хорошего результата.

Результативный блок включает в себя следующие критерии: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, деятельностный – и уровни: высокий, средний, низкий.

2.3. Роль учителей в формировании здорового образа жизни школьников


В настоящее время охрана здоровья школьников относится к наиболее острым дискуссионным вопросам. Проблему охраны здоровья школьников следует считать межведомственной и ее решение находится в пределах компетентности не только системы здравоохранения, но и системы среднего образования. Охрана здоровья школьников является инструментом как педагогической работы для усиления продуктивности образовательного процесса, так и воспитательной работы на основе современной теории педагогики, что формирует основные здоровьесберегающие подходы в процессе обучения детей в средних образовательных учреждениях. Задачи педагогических работников в здоровьесберегающем подходе заключаются в просвещении учащихся, формировании мотивационных установок, в том числе и на сохранение здоровья, создание положительного психологического климата в классе, выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания, индивидуальный подход к учащимся.[24]

В настоящее время, учитывая высокую занятость родителей в трудовой деятельности, именно школа и педагогические работники являются в большинстве случаев основным звеном в воспитании здорового образа жизни школьников.[25]

С целью изучения дополнительных направлений по формированию здорового образа жизни населения проведен опрос методом личного интервью педагогических работников школ. Средний стаж работы респондентов по специальности составил 19 лет.

По результатам опроса, большинство опрошенных педагогических работников (63,1 %) считают, что здоровый образ жизни является фактором укрепления здоровья населения а, по мнению 36,9 % – является, но в той или иной степени.

Большинство респондентов (64,6 %) считают необходимым и целесообразным проведение с населением работы по формированию здорового образа жизни и 23,8 % – частично разделяют такую точку зрения.

Только 10,8 % педагогических работников всегда принимают участие в научных конференциях и семинарах по вопросам здорового образа жизни и 70,8 % – также посещают конференции, но не всегда.

Однако опрошенные педагогические работники указали, что 4,6 % родителей всегда обращаются к педагогическим работникам по вопросам здорового образа жизни и 38,5 % – часто.

Педагогические работники по-разному оценивают свою компетентность по вопросам здорового образа жизни: в полной мере считают себя компетентными 20,0 %, а в большинстве вопросов – 27,7 % респондентов. Большинство респондентов (36,9 %) считают целесообразным пройти обучение по вопросам здорового образа жизни в перспективе; 26,2 % – при последующем повышении квалификации и 20,0 % – при первой возможности.


В первую очередь педагогические работники желают пройти обучение по вопросам здорового образа жизни по следующим направлениям: здоровый образ жизни в целом – 64,6 % (на 100 опрошенных) респондентов; вопросы питания – 64,6 %; профилактика курения – 35,4 %; профилактика сахарного диабета – 15,4 %; профилактика артериальной гипертензии – 26,2 %; актуальность и своевременность вакцинации – 13,8 %; профилактика профессиональных заболеваний 29,2 %; профилактика травматизма и несчастных случаев – 36,9 %; профилактика алкогольной и наркотической зависимости – 41,5 %; инфекционная безопасность – 15,4 % и оптимальная двигательная активность – 32,3 %.

Наиболее удобной формой повышения своей компетентности в вопросах здорового образа жизни, опрошенные педагогические работники считают обучение в Региональном центре медицинской профилактики или Центре здоровья – 60,0 % (на 100 опрошенных); обучение по месту работы – 15,4 % респондентов; обучение в региональном медицинском ВУЗе – 6,2 % и дистанционно (по сети Интернет) – 4,6 %. Только 21,5 % опрошенных педагогических работников высказались о готовности участвовать в формировании информационных материалов по вопросам здорового образа жизни, и 54,9 % высказались о частичной готовности.

Большинство опрошенных педагогических работников считают, что здоровый образ жизни является фактором укрепления здоровья школьников, и большинство педагогических работников считают необходимым пройти обучение по вопросам здорового образа жизни, и наиболее удобными формами повышения своей компетентности в вопросах здорового образа жизни опрошенные педагогические работники считают обучение в Региональном центре медицинской профилактики или Центре здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе рассмотрены проблемы реализации различных подходов к использованию здоровьесберегающей технологии образования младших школьников; описаны ее основные блоки (целевой, содержательный, процессуальный и результативный), обеспечивающие решение задач сохранения, сбережения, коррекции здоровья и духовного воспитания учащихся. С позиций современной науки показана специфика реализации двух направлений: 1) создание масимально комфортной здоровьесберегающей среды; 2) коррекция учебно-воспитательного процесса в зависимости от психологического и физиологического состояния детей.

В работе предложена методика использования музыкальной и художественной психотерапии, здоровьесберегающий эффект которой достигается путем создания звуковой и цветовой гармонии, оказывающей положительное воздействие на личность, ее интеллектуальную саморегуляцию.


Можно констатировать, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы занимают важное место. Современный подход к здоровьесберегающей технологии образования младших школьников связан с экологически целесообразной системой сохранения и сбережения здорового образа жизни, направленной на физическое, психическое и духовное становление младшего школьника. Его рассмотрение является наиболее благоприятным и эффективным для решения задач гармонического мироощущения личности.

Реализация данного подхода к использованию здоровьесберегающей технологии связана с разработкой содержания целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков, обеспечивающих решение задач сохранения, сбережения, коррекции здоровья и духовного воспитания учащихся начальных классов. Ее положительный эффект достигается на основе реализации двух направлений: создание комфортной здоровьесберегающей среды и коррекция учебно-воспитательного процесса в зависимости от психологического и физиологического состояния детей.

Здоровьесберегающий эффект реализации технологии достигается на основе музыкальной и художественной психотерапии, ноосферное значение которых заключается в создании звуковой и цветовой гармонии, оказывающей положительное воздействие на личность, освобождая ее от глубинных переживаний и негативных чувств, создавая ощущение радости и счастья и способствуя интеллектуальной саморегуляции.

Эффективность здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе младших школьников определяется критериально-оценочным аппаратом, включающим в себя когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, деятельностный критерии, а также соответствующие им методики и уровни (высокий, средний, низкий).

По материалам работы можно сделать вывод, что сами по себе здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы очень важны. Проблема школьного образования младших школьников в процессе модернизации современного общества связана со здоровьем подрастающего поколения, пониманием его материальной и духовной составляющей в развитии личности. Оно направлено на воспитание положительного отношения детей к сохранению и укреплению здоровья и основано на понимании ценности жизни, образа жизни и поведения младших школьников. Эта проблема носит глобальный характер и рассматривается с позиций физического и социального здоровья в его личностном и общественном контексте.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Источники:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (последняя редакция) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
  2. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. / Официальный сайт Научного центра здоровья детей РАМН. URL:http://niigd.ru/ (дата обращения 04.10.2019)

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита–Русь». 2019. 333 с.
  2. Алямовская, В. Г. Оздоровительные технологии в образовательном учреждении: инновационный аспект. Лекции 1-4 [Текст] / В. Г. Алямовская. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2017. — 92 c.
  3. Айдаркин, Е. К., Иваницкая, Л. Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии. [Текст] / Е. К. Ацдаркин. Учебное пособие. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2018. — 176 с.
  4. Агаджанян, Н. А. Здоровье и концепции его развития. [Текст] / Н. А. Агаджан. М.: Изд-во РУДН, 2018. - 27 с.
  5. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы. [Текст] / И. Е. Аверина. М.: Айрис-пресс, 2017. - 144 с.
  6. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2019. 234 с.
  7. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2014. 222 с.
  8. Бурова Л. И. Здоровьесберегающие технологии. М.: Академия, 2015. 464 с.
  9. Бурлаков, А. Н. Здоровьесберегающие технологии, их роль в развитии личности ребенка.//Сборник тезисов и статей шестой научно-практической конференции, посвященной 15-летию Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАРС» г. Бердска (1-2 ноября 2006 г.), 2017. – 272 с.
  10. Бойченко, Я. Здоровьесбережение в современной школе. [Текст] / Я. Боцченко. Монография. — Харьков: Изд-во И.С. Иванченко, 2013. — 195 с.
  11. Белогурова, Я. Г., Медведь Р. В. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций [Текст] / Я. Г. Белогурова // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 9-10.
  12. Вайнер, Э. И. Как сохранить здоровье учеников. Методические разработки для учителя.М.: Чистые пруды, 2016. — 30 с.
  13. Гладкова М.Н. Исследование и развитие здоровьесберегающих технологий.// БГЖ. 2019. №1 (26). С.44-47.
  14. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе [Текст] / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.
  15. Дыхан, Л. Б., Кукушкин, В. С., Трушкин, А. Г. Педагогическая валеология. [Текст] / Л. Б. Дыхан. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.-Ростов н./Д. Изд.центр «МарТ», 2005. - 528 с.
  16. Замышляева Н. В. Проблема здоровье сбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2015 . №6.С.55-57.
  17. Ирхина, И. В. Учитесь на здоровье. Здоровье ориентированный образовательный процесс на уроке. М.: Чистые пруды, 2018.239 с.
  18. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  19. Киевская О.Г. Предпосылки и перспективы развития здоровьесберегающей педагогики.// СНВ. 2019. №1.С.3-6.
  20. Кукушкин, В. С., Трушкин, А. Г. Педагогическая валеология. [Текст] / Л. Б. Дыхан. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.-Ростов н./Д. Изд.центр «МарТ», 2015. - 528 с.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность (сборник). Общая психология – М.: Смысл, Академия, 2004. – 211с.
  22. Марко А.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3.С.9-11.
  23. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  24. Морозова Е. Е. Здоровьесберегающая деятельность в системах образования и здравоохранения. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2016. 152 с.
  25. Новоселова И.И. Развитие культуры духовного и физического здоровья школьника. Йошкар-Ола, 2019 С.29–32. 
  26. Овчинникова А.Ж. Ноосферный подход к использованию здоровьесберегающей технологии образования младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета.2019.№2.С.8-9.
  27. Седых Н.В. Здоровьесберегающие технологии в школьных учреждениях.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019 № 1. - С. 49–57. 
  28. Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2012. 322 с.
  29. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе - М.: Сентябрь, 2016. - 96с.
  30. Ямбург Е. Школа и ее окрестности / под ред. Николаевской А. Г. - Центр книги Рудомино, 2019. -330 с.
  31. Ячменникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. №5.С.55-58.