Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (на примере ООО «ТехСервис» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учредителем ООО «ТехСервис» является физическое лицо. Уставный капитал составляет 100000 рублей.

Компания предлагает большой спектр работ по газификации, техническому обслуживанию газового оборудования котельных, выполняет ремонт любой сложности котлов отечественных и иностранных производителей для юридических и с частных лиц на территории г. Сургут.

Организационная структура управления ООО «ТехСервис» относится к линейно-функциональному типу организационных структур, т.е. в ее основу положены линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам.

На рис. 2 изображена организационная структура управления ООО «ТехСервис».

Рис. 2. Организационная структура ООО «ТехСервис»

Генеральному директору предприятия непосредственно подчиняются начальники отделов, в подчинении которых, в свою очередь находятся специалисты по функциям. За конечный результат деятельности предприятия в целом отвечает директор предприятия.

Среднесписочная численность персонала на 2017 г. составляет 89 чел., из которых 5 чел. – это руководители; 15 чел. – рабочие, 71 чел. – специалисты.

На сегодняшний день сложившуюся структуру и численность персонала можно, в целом, назвать достаточной для выполнения функций компании. Руководящий состав укомплектован полностью, также, как и штат специалистов и рабочих.

От обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объемы выручки и прибыли, которые, в свою очередь, непосредственно влияют на уровень заработной платы, т.к. при увеличении производительности труда на основе накопления капитала возрастает количество труда и появляется возможность для повышения заработной платы.

Проанализируем персонал ООО «ТехСервис» по таким признакам как: категория персонала, возраст, пол, образование.

Проведем анализ состава работающих по категориям персонала в табл. 3.

Таблица 3

Анализ состава работников по категориям персонала

Категория персонала

2016

2017

2018

Кол-во чел.

Доля, %

Кол-во чел.

Доля, %

Кол-во чел.

Доля, %

Среднесписочная численность работников, всего, в т.ч.

90

100,00

89

100,00

91

100,00

руководители

5

5,56

5

5,62

5

5,49

специалисты

15

16,67

15

16,85

15

16,48

основные рабочие

70

77,78

69

77,53

71

78,02


Источник: составлено автором

На основе данных аналитической таблицы 2 можно сделать следующий вывод: в 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается тенденция к снижению среднесписочной численности работников ООО «ТехСервис» на 1 чел., а в 2018 году – увеличение на 2 чел.

За исследуемый период доля руководителей в общей численности работников сократилась с 5,56% (5 чел.) до 5,49% (5 чел.), при этом их численность не изменилась.

Сравнивая специалистов можно отметить, что за исследуемый период их численность не изменилась и равнялась 15 чел., при этом их доля сократилась с 16,67% (15 чел.) до 16,48% (15 чел.)

Что же касается основных рабочих, то в 2016 г. их доля в общей численности составляла 77,78% (70 чел.), в 2017 г. – 77,53% (69 чел.), а в 2018 г. доля – 78,02% (71 чел.).

Структура работников по образованию представлена на рис. 3.

Основную долю занимают работники со средним образованием (практически 70%), причем численность работников со средним образованием возросла на 5 чел.

Доля работников с высшим образованием достигает 12,50%, работников со средним специальным образованием – 17,65%.

Рис. 3. Структура работников по образованию в 2018 г.

На рис. 4 представим структуру работников по возрасту.

Рис. 4. Возрастной состав работников в 2018 г.

Более половины работников предприятия имеют среднее образование, значительная часть работников достаточно молоды (30-50 лет).

Поскольку изменения в составе работников происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе необходимо уделить большое внимание. Как правило, такой подход позволяет выявить отношение работников к уровню заработной платы и организации политики мотивации персонала в целом.

Произведем анализ движения рабочей силы в табл. 4.

Таблица 4

Анализ движения рабочей силы

Показатели

Периоды

2016

2017

2018

1. Состояло работников, чел.

93

87

91

2. Принято всего, чел., в том числе

5

9

8

3. Выбыло всего, чел., в том числе

11

5

8

а) переведено на другие предприятия

б) по собственному желанию

11

5

8

в) за прогулы

г) в связи с окончание срока трудового контракта

д) прочие причины

4. Состояло работников на конец периода, чел.

87

91

91

5. Среднесписочная численность, чел.

90

89

91

Коэффициент оборота по приему, %.

5,56

10,11

8,79

Коэффициент оборота по увольнению, %

12,22

5,62

8,79

Коэффициент текучести, %

12,22

5,62

8,79

Коэффициент постоянства персонала, %

78,89

86,52

82,42


Источник: составлено автором

В 2017 г. по сравнению с 2016 г. среднесписочная численность работников сократилась на 1 чел., в 2018 г. возросла на 2 чел.

В 2018 г. число принятых работников составляло 8 человек, что на 1 чел. меньше, чем в 2017 г. и на 3 чел. больше, чем в 2016 г. Число выбывших в 2018 г. составляло 8 человек, что на 3 человека больше, чем в 2017 г. и на 3 чел. меньше, чем в 2016 г.

Коэффициент оборота по приему составил в 2016 г. 5,56%, в 2017 г. - 10,11, что на 4,55 больше, чем в 2016 г. В 2018 г. коэффициент оборота по приему равен 8,79%, это меньше уровня 2017 г. на 1,32%, значение коэффициента свидетельствует о том, что в 2018 г. 8,79% от среднесписочной численности составляют вновь принятые работники.

Коэффициент оборота по увольнению в 2017 г. составляет 5,62%, в 2018 г. данный коэффициент возрастает на 3,17% и равняется 8,79%, это значит, что в 2018 г. 8,79% от среднесписочной численности составляют уволенные работники.

Коэффициент текучести кадров за период снижается с 12,22% в 2016 г. до 8,79% в 2018 г., это положительно. Все уволенные работники за период уволены по собственному желанию. Отсутствуют уволенные за прогулы, что свидетельствует о высоком уровне трудовой дисциплины.

За исследуемый период возрастает коэффициент постоянства персонала с 78,89% в 2016 г. до уровня 82,42% в 2018 г. Все рассчитанные показатели свидетельствуют о росте стабильности кадров ООО «ТехСервис», это является положительной тенденцией в его деятельности.

Основная причина увольнения работников – по собственной инициативе, причем самая значительная причина – неудовлетворённость уровнем заработной платы, в динамике возрастает численность уволившихся по причине недостаточности заработной платы.

Далее проведем анализ динамики производительности труда за анализируемый период (табл. 5).

Таблица 5

Анализ производительности труда

Показатели

2016

2017

2018

Отклонение 2018 от 2017 г.

абсол.

относит.

Численность работников, чел.

90

89

91

2

102,25

Объем реализации, тыс. руб.

810170

623520

565005

-58515

90,62

ФЗП, тыс. руб.

15854,4

16853

17231,8

378,72

102,25

Выручка на 1-го работника, тыс.руб./чел.

9001,89

7005,84

6208,85

-797

88,62

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб./чел.

14,68

15,78

15,78

0

100


Источник: составлено автором

За исследуемый период в ООО «ТехСервис» происходит снижение производительности труда. В 2017 г. выработка на 1 работника составила 7005,84 тыс. руб., что на 1996,05 тыс. руб. меньше, чем в 2016 г. В 2018 г. выработка на 1 работника составила 6208,85 тыс. руб., что на 11,38% меньше, чем в 2017 г.

Производительность труда снижается, а средняя зарплата остается в 2018 г. на уровне 2017 г., это свидетельствует о перерасходе средств на оплату труда.

Перерасход средств на оплату труда может быть обусловлен неэффективной политикой мотивации персонала в части неправильно подобранных методов мотивации.

Рассчитаем потери предприятия.

17231,8 – 16853*0,9062 = 1959,54 тыс. руб.

Таким образом, возможные потери от неэффективной политики мотивации персонала составили в 2018 г. 1959,54 тыс. руб.

Снижение производительности труда свидетельствует о сокращении эффективности использования трудовых ресурсов ООО «ТехСервис».

Таким образом, анализ текучести кадров позволяет прийти к выводу о том, что практически все уволившиеся по собственной инициативе недовольны уровнем заработной платы и её организацией. Возможные потери от неэффективной политики мотивации персонала составили в 2018 г. 1959,54 тыс. руб.

Далее необходимо исследовать имеющуюся политику мотивации персонала предприятия.

2.2 Политика мотивации персонала в ООО «ТехСервис»

Мотивационная политика предприятия — это совокупность действий по реализации системы стимулирующих и мотивирующих воздействий на длительный период времени, использование которых позволит предприятию создать устойчивые конкурентные преимущества в условиях циклически развивающейся экономической системы.

План совершенствования политики мотивации персонала организации предполагает прохождение нескольких этапов.

Первый этап плана совершенствования политики мотивации персонала предполагает оценку текущего состояния и определение требований к политики мотивации персонала организации.

На данном этапе, прежде всего, выявляются и анализируются стратегические установки и цели организации, и отражающие их документы, выясняется видение и предполагаемая политика руководства организации в области мотивации персонала. Далее проводится тщательный анализ документов, регламентирующих деятельность персонала и структурных подразделений (субъектов) организации.


Целью мотивационной политики ООО «ТехСервис» является формирование у работников желательного для руководства и необходимого для достижения стратегических целей предприятия поведения.

Далее на данном этапе анализ политики мотивации проводится тщательный анализ документов, регламентирующих деятельность персонала.

Оплата труда ООО «ТехСервис» Положению условиях оплаты (Прил. 1) из оклада, выплаты выслугу лет, за и работы и за результаты - деятельности.

работников управленческого инженерно-технического персонала ООО ТехСервис устанавливается повременно премиальная система труда, предусматривает только оплату времени, но выплату за работы.

Для персонала устанавливается система труда, предполагает выплату должностного оклада, повременной оплаты где заработная определяется в с отработанного

Для работников ремонта и обслуживания повременная оплаты труда, предусматривает, что плата от затраченного времени отработанного) с квалификации и труда, учёт ведётся в с учёта времени (табелями).

оклады первого и директора в размере от оклада Должностные заместителей устанавливаются в 80% от руководителя. оклад начальника отдела в размере от начальника

Работникам ООО ТехСервис» выплаты надбавок должностным окладам выслугу лет следующих

- 3 до лет - %;

от до 13 - 15

- 13 18 лет 20 %;

от до лет - %;

- свыше 23 - %.

Для стажа, дающего на доплаты выслугу лет, период работы должностях и в системе хозяйства, на и должностях.

надбавка за и напряженность установлена 30 от оклада. доплаты работникам работе компьютере до 24

Премирование производится по работы. предприятия размер условия выплаты устанавливаются директора «ТехСервис

Премия по работы работникам 50 % должностного оклада, не шести в год.

выплачивается в объеме выполнение показателей:

- и качественное функций соответствии уставом ООО ТехСервис» - %;

выполнение правовых Российской Федерации, Российской и местного самоуправления 15 %;

соблюдение и дисциплин - %.

Работникам предприятия счет средств по оплаты может выплачиваться помощь в с датами: 55-летием, 60-летием в особых (несчастный смерть его родителей, стихийные бедствия) пределах

Основанием начисления выплаты являются данные статистической иной

Премия выплачивается фактически отработанное время, месяц, также проработавшего месяц и по основаниям:

уход на (по инвалидности,

- на повышения квалификации отрывом от

- на работу по сторон;

- в заведения;