Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (на примере ООО «ТехСервис» ).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы политики мотивации персонала малых предприятий
1.1 Сущность, цели и задачи разработки политики мотивации персонала
1.2 Основные методы и формы мотивации
1.3 Отличительные черты политики мотивации персонала малых предприятий
2. Анализ политики мотивации персонала на примере ООО «ТехСервис»
2.1 Краткая характеристика организации и кадров
2.2 Политика мотивации персонала в ООО «ТехСервис»
2.3 Разработка предложений по совершенствованию политики мотивации труда персонала
На практике социальная и экономическая эффективность имеют обобщенный вид.
Социально-экономическая эффективность выражается в улучшение условий труда и отдыха, совершенствовании стимулирования персонала, мотивированности увеличения качества и производительности труда, укрепления корпоративного духа для достижения целей организации.
Представим в табл. 8 социальную и экономическую эффективность комплекса мероприятий по совершенствованию политики мотивации персонала предприятия ООО «ТехСервис».
Таблица 8
Социальная и экономическая эффективность комплекса мероприятий по совершенствованию политики мотивации персонала предприятия
Мероприя-тия |
Социальная эффективность |
Экономическая эффективность |
Мероприя-тия по совершенствованию политики мотивации персонала предприятия |
1. Рост здоровья и работоспособности 2. Рост заинтересованности работника в результатах своего труда. 4.Рост уровня квалификации работников. 5.Рост лояльности работников и степени удовлетворенности работой 6. Рост групповой мотивации, сплочение, рекреация коллектива |
1. Снижение текучести кадров. 2. Рост производительности труда 3. Увеличение выручки и прибыли. |
Источник: составлено автором
Планируемое увеличение производительности труда от предложенных мероприятий – 5%. Рассчитаем размер показателей после проведения мероприятий по совершенствованию политики мотивации персонала в табл. 9.
Таблица 9
Изменение показателей деятельности предприятия
Показатели |
2018 |
С учетом мероприятий |
Изменение |
|
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
|||
Выручка, тыс. руб. |
565005,00 |
593255,25 |
28250,25 |
105,00 |
Среднесписочная численность персонала |
91,00 |
91,00 |
0,00 |
100,00 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
6208,85 |
6519,29 |
310,44 |
105,00 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
20552,00 |
21579,60 |
1027,60 |
105,00 |
Источник: составлено автором
Мы видим, что за счет предложенных мероприятий по совершенствованию политики мотивации персонала ООО «ТехСервис» увеличится показатель производительности труда, а вследствие и выручка - на 28250,25 тыс. руб. и чистая прибыль - на 1027,60 тыс. рублей.
Таким образом, в качестве мероприятий по совершенствованию политики мотивации персонала ООО «ТехСервис» предложены следующие:
- проведение корпоративных праздников, особенно с привлечением членов семьи сотрудников (например, на празднование Нового года).
- поздравление сотрудника с днем рождения от руководства и членов коллектива. Это могут быть также различные формы поощрения в виде подарков по важному поводу и материальная помощь в случаях тяжелой болезни или смерти родственников сотрудника.
- оплата обедов для лучшего работника месяца;
- оформление скидок для сотрудников на посещение ближайшего фитнес-клуба.
- в целях совершенствования премирования целесообразно внедрить в ООО «ТехСервис» участие персонала предприятия в распределении прибыли – это один из способов текущего перераспределения, отложенных выплат (отсроченное перераспределение) и их комбинация.
Данные мероприятия эффективны, что подтверждается ростом выручки предприятия на 28250,25 тыс. руб., а чистой прибыли – на 1199,56 тыс. руб. (на 5,84%), при этом производительность труда работников ООО «ТехСервис» возрастет на 5%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование системы мотивации эффективной деятельности персонала становится особо актуальной задачей в условиях развития малого предпринимательства.
Мотивационная политика предприятия представляет собой совокупность действий по реализации системы стимулирующих и мотивирующих воздействий на длительный период времени, использование которых позволяет предприятию создать устойчивые конкурентные преимущества в условиях циклически развивающейся экономической системы.
В целом, мотивация эффективной деятельности персонала малого предприятия представляет собой слабо систематизированный порядок действий. Однако комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к мотивации персонала.
Во второй главе курсовой работы был проведен анализ политики мотивации персонала малого предприятия ООО «ТехСервис».
Целью мотивационной политики ООО «ТехСервис» является формирование у работников желательного для руководства и необходимого для достижения стратегических целей предприятия поведения.
Оплата труда работников ООО «ТехСервис» согласно Положению об условиях оплаты труда состоит из должностного оклада, выплаты за выслугу лет, надбавки за сложность и напряженность работы и премии за результаты финансово - хозяйственной деятельности.
Для более детального изучения существующей политики мотивации персонала в ООО «ТехСервис» был проведен опрос сотрудников по специально разработанной анкете. По результатам исследования было выяснено, что наименее низкая удовлетворенность работников размером и условиями оплаты труда.
В курсовой работе по результатам опроса были предложены пути совершенствования политики мотивации персонала ООО «ТехСервис».
В качестве мероприятий по совершенствованию политики мотивации персонала предложены следующие:
- проведение корпоративных праздников, особенно с привлечением членов семьи сотрудников (например, на празднование Нового года).
- поздравление сотрудника с днем рождения от руководства и членов коллектива. Это могут быть также различные формы поощрения в виде подарков по важному поводу и материальная помощь в случаях тяжелой болезни или смерти родственников сотрудника.
- оплата обедов для лучшего работника месяца;
- оформление скидок для сотрудников на посещение ближайшего фитнес-клуба.
- в целях совершенствования системы премирования целесообразно внедрить в ООО «Техсервис» участие персонала предприятия в распределении прибыли – это один из способов текущего перераспределения, отложенных выплат (отсроченное перераспределение) и их комбинация.
Данные мероприятия эффективны, что подтверждается ростом выручки предприятия на 28250,25 тыс. руб., а чистой прибыли – на 1199,56 тыс. руб. (на 5,84%), при этом производительность труда работников ООО «ТехСервис» возрастет на 5%, что подтверждает эффективность совершенствования политики мотивации персонала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 24.07.2007 №209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
- Андреева И.В., Кошелева, С.В., Спивак, В. А. Управление персоналом. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2014. — 224 с.
- Виханский О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономист, 2016. — 670 с.
- Володина Н., Куркина Н. Инструменты нематериальной мотивации // Мотивация и оплата труда. — 2016. — № 5. — С. 6.
- Жаворонков А.В., Гришина Г.П. Мотивационные модели и системы стимулирования // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 5. – № 10. – С. 72-77.
- Зайцев Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г. Зайцев, С. Файбушевич. — СПб.: Питер, 2016. — 248 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2017. — 512 с.
- Калигин Н. А. Принципы организационного управления. — М.: Финансы и статистика, 2016. — 272 с.
- Кетько Н.В. Основные трудности построения мотивационной структуры предприятия и эффективные пути их преодоления // Креативная экономика. – 2015. – Том 3. – № 5. – С. 86-91.
- Кетько Н.В. Стратегия мотивации: цели, задачи, экономическая целесообразность разработки и применения // Известия ВолгГТУ. – 2016. - №7. – С. 27-32.
- Комаров Е.И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего». - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 135 с.
- Коноваленко В.А. Психология управления персоналом. - М.: Юрайт, 2016. - 477 с.
- Мескон, Майкл Х., Альберт, Майкл, Хедоури, Франклин. Основы менеджмента. 3-е издание: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2014. — 672 с.
- Микитич Н., Пшеничный В. Совершенствование инструментов мотивации работников как элемента системы управления организацией // Актуальные допросы экономических наук. — 2016. - № 9–2. — С. 94–96.
- Миротин Л.Б. Основы менеджмента и управление персоналом. Логистическая концепция. - М.: Горячая линия-Телеком, 2016. - 240 с.
- Митрофанова Е. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / Е. Митрофанова// Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2016. - №8.
- Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала / И. В. Мишурова, П. В. Кутелов. - М.: Март, 2016. – 224 с.
- Моисеев С.Р. Оплата труда / С. Р. Моисеев. - М.: КноРус, 2016. - 244с.
- Патрахина, Т. Н. Управление персоналом: отбор, обучение, мотивация: учебно-методическое пособие / Т. Н. Патрахина. — Нижневартовск: НГГУ, 2016. — 179 с.
- Патрахина Т. Н., Романчук К. П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 461-464.
- Потемкин В.К. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2016. - 432 с.
- Прошкин Б.Г. О некоторых методологических принципах мотивации трудовой деятельности / Б.Г. Прошкин // Управление персоналом. - 2018. - №23. - С.18-23.
- Пухова М. Инструменты мотивации управленческой деятельности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2018. — № 4. — С. 104–107.
- Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 2016. — 368 с.
- Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 479 с.
- Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / А. М. Сергеев. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.
- Соломанидина Т.О., Соломанидин В. Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2016. — 128 с.
- Страхова О.А. Организационное поведение: лидерство и личная эффективность руководителя: учеб. пособие / О. А. Страхова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015. — 168 с.
- Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. — М.: ЭКМОС, 2017. — 235 с.
- Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М: ГроссМедиа, 2017. - 224 с.
- Юрганова Е.Ю. Мотивация и стимулирование труда управленческого персонала организации / Е.Ю. Юрганова. - Екатеринбург.: Инст-т эк-ки Ур ОРАН, 2017. – 208 с.
- Яковлева Т. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда / Т. Яковлева. - Спб.: ООО «Питер Пресс», 2016. – 240 с.
Положение об условиях оплаты труда работников ООО «ТехСервис»» на 2018 год
1.Оплата труда работников ООО «ТехСервис» состоит из должностного оклада, выплаты за выслугу лет, надбавки за сложность и напряженность работы и премии за результаты финансово - хозяйственной деятельности согласно Положению о премировании и материальном стимулировании работников ООО «ТехСервис».
2.Для работников управленческого и инженерно-технического персонала в ООО устанавливается повременно – премиальная система оплаты труда, которая предусматривает не только оплату отработанного времени, но и выплату премии за качество работы.
3.Для обслуживающего персонала устанавливается смешанная система оплаты труда, которая предполагает выплату работнику должностного оклада, предусмотренного повременной системой оплаты труда, где заработная плата определяется в соответствии с количеством отработанного времени.
4.Для работников текущего ремонта и технического обслуживания устанавливается повременная система оплаты труда, которая предусматривает, что заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учётом квалификации работника и условий труда, учёт которого ведётся в соответствии с документами учёта рабочего времени (табелями).
5.Должностные оклады первого заместителя и главного инженера устанавливаются в размере 90 % от оклада руководителя.
Должностные оклады заместителей руководителя устанавливаются в размере 80 % от оклада руководителя. Должностной оклад заместителя главного бухгалтера устанавливается в размере 80 % от оклада главного бухгалтера. Должностной оклад заместителя начальника отдела устанавливается в размере 80 % от оклада начальника отдела.
6.Работникам ООО «ТехСервис» производятся выплаты ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет в следующих размерах: от 3 до 8 лет - 10 %; от 8 до 13 лет - 15 %; от 13 до 18 лет - 20 %; от 18 до 23 лет - 25 %; св. 23 лет - 30 %.
Для исчисления стажа, дающего право на получение доплаты за выслугу лет, засчитывать период работы в должностях руководителей и специалистов в системе газового хозяйства, на государственных и муниципальных должностях.
7.Ежемесячная надбавка за сложность и напряженность работы установлена до 30 % от оклада.
8. Производятся доплаты работникам при работе на компьютере - до 24 %. Размер доплаты устанавливается по результатам аттестации рабочих мест и начисляется за время фактической работы за компьютером.
9. Районный коэффициент начисляется на все виды надбавок и доплат.
10. Работникам ООО «ТехСервис» предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю, а также дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
Директор - 6 рабочих дней;
Первый заместитель - 6;
Главный инженер - 6;
Главный бухгалтер - 5;
Начальник отдела - 4;
Ведущий инженер - 3;
Инженер 1 категории - 2;
Анкета для сотрудников по вопросам стимулирования труда
Анкета
Просим вас ответить на вопросы, касающиеся работы в вашей компании. Ваши ответы помогут в дальнейшем разработать новую программу мотивации для сотрудников и выявить наиболее значимые проблемы в этой области.
1. Отметьте, пожалуйста, на приведенной ниже шкале, в какой степени вы удовлетворены своей работой (в %).
Работой совершенно не удовлетворен |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
Работой полностью удовлетворен |
2. Определите в какой мере вас удовлетворяют различные аспекты вашей работы.
Качество работы |
Да, вполне |
Не совсем |
Не удовлетворяют |
Затрудняюсь ответить |
1. Содержание работы |
||||
2. Соответствие работы личным способностям |
||||
3. Режим работы |
||||
4. Санитарно-гигиенические условия труда |
||||
5. Уровень технической оснащенности рабочего места |
||||
6. Возможность должностного продвижения |
||||
7. Возможность профессионального роста |
||||
8. Размер заработка |
||||
9. Отношения с непосредственным руководителем |
||||
10. Отношения с коллегами |