Файл: Акцизы (Подакцизные товары и объект налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Оптимизация федеральных льгот по региональным налогам

Пожалуй, самый интересный пункт из налогового послания Минфина в Госдуму - предложение так оптимизировать федеральные льготы по региональным налогам, чтобы они с федерального уровня «перекочевали» на региональный, где местные власти могут их благополучно отменить.

В настоящий момент региональные власти обязаны предоставлять отдельным категориям граждан льготы по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет. С нового 2017 года предлагается ввести переходный период от одного года до пяти лет (для разных категорий льготников), в течение которого налоговые льготы будут сохраняться. Затем субъектам федерации будет предоставлено право самим решать сохранять эти налоговые льготы или отменить их.

Если учесть, что большинство субъектов федерации это регионы–реципиенты с хронической нехваткой денежных средств нетрудно догадаться, каково будет решение властей на местах. Цель подобных мер – предоставить право регионам самим собирать средства на собственное существование, а не просить трансферты из федерального бюджета. Тем самым у центра появляется возможность снижать дотации регионам, а непопулярные фискальные решения будут осуществляться руками местных властей.

Значительную роль в количественных характеристиках новых налоговых платежей – вводимых и повышаемых - сыграет цена на нефть.

Если наблюдаемое сегодня повышение стоимости продлится до конца года, а цена Brent будет держаться на уровнях 50-60 долларов за баррель, то жесткого сценария увеличения налогового бремени населению удастся избежать.

Если же в начале 2017 года нефть продолжит расти и выйдет к уровням 70-80 долларов за баррель (что вполне вероятно), правительству и депутатам будет трудно объяснить народу усиление фискальных мер на фоне такого выраженного экономического позитива. А значит, если к марту будущего года поправки в налоговое законодательство депутатами все еще не будут приняты, можно с уверенностью утверждать, что они будут или вовсе «забыты», или ограничатся полумерами - «слабой тенью» готовящихся сейчас изменений. По предварительной оценке, проект изменений, внесенный на обсуждение в Госдуму, содержит только первые шаги по увеличению налоговой нагрузки на граждан. Максимальные же изменения налогового законодательства будут проведены после президентских выборов 2018 года.

К исходу 2017 года повышение цен на нефть может остановиться, а к середине 2018 года тема увеличения фискальной нагрузки на население вновь обрести былую актуальность.


Таким образом, во второй главе были рассмотрены тенденции развития акцизного налогообложения и прогнозируемый объем поступлений в бюджет. На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что акцизное налогообложение развивается, следствием этого является повышение ставок на подакцизные товары, с целью увеличения бюджета. Предусматривается введение налога на незарегистрированную недвижимость, увеличение налога на бензин и дизельное топливо. Предполагается увеличение акциза на вина с 9 до 18 рублей.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Акцизам – разновидности косвенных налоговых платежей – законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.

В целом, все косвенные налоги имеют регрессивный характер. Их

роль заключается в перераспределении доходов и препятствии образования сверхприбылей [1].

В перечень подакцизных товаров входят товары, цена на которыеникак не обусловлена ни эффективностью производства, ни их потребительскими свойствами, а связана только с особыми условиями производства и продажи этих товаров [3].

Для того чтобы урегулировать налогообложение в нашей стране,

следует для начала снизить цены на нефть внутри страны, а также пре-

доставлять льготы и поощрять предприятия малого бизнеса.

В течение 2014-2016 гг. акциз на нефтепродукты оставался неизменным, тем самым государство облегчило налоговую нагрузку на производителей и покупателей, приобретающим нефтепродукты для дальнейшей перепродажи. Цена на бензин повышалась незначительно, это связано с переиндексацией уровня цен по отношению к росту инфляции, что является нормальной тенденцией для интенсивного экономического развития страны. Но уже в 2016 г. произошло повышение ставок примерно на 12%. Таким образом увеличились цены на бензин [4].Одновременно с повышением акцизов государству можно порекомендовать установить минимальную розничную цену и серьезно ужесточить административную ответственность для производителей и продавцов нелегальной продукции. А так создается впечатление, что идет борьба не с теневым рынком, а с легальным. Особенно остро это чувствуют небольшие региональные производители. Употреблять алкогольную и табачную продукцию меньше не станут – это ясно всем, так


как у потребителей дешевой водки нет, а это рост потребления суррогата и как следствие очередная волна отравлений, последствия которых скажутся на легальном рынке. В целом это еще в большей степени усугубит положение на рынке, а высокая минимальная цена ограничит возможности попадания нелегальной продукции в розницу [5].

Акциз – вид косвенного или дополнительного налога на товары или услуги, включаемого в цену товара или тариф.

В результате изучения истории возникновения акцизов, выяснено, что многие виды исчезли, такие как акцизы с зажигательных спичек, дрожжей, драгоценных металлов. Остались же акцизы на те товары, на которые спрос с каждым годом растет, тем самым увеличивается потребление подакцизных товаров.

Акцизы, как вид косвенных налогов имеют, как правила регрессивный характер. Их роль заключается в перераспределении доходов и препятствии образования сверхприбылей. Кроме того, широкое распространение акцизного налогообложения обусловлено его фискальными выгодами. Налог уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку, даже не подозревает о том, что он становится плательщиком налога.

Рассмотрев динамику изменения акцизного налогообложения, выявлено, что с каждым годом ставки акциза повышаются примерно на 10%, заметнее это повышение проявляется в отношении алкогольной продукции, но потребление алкогольной продукции с каждым годом растет, например, в 2015 г. потребление на душу население было 5,38 л, а в 2016 г. – 10 л, т. е почти в 2 раза. Это привело к росту розничных цен почти на 12%. Потребители, в свою очередь, обремененные финансовым кризисом, повернулись в сторону более дешевой нелегальной продукции, которую далеко не всегда отличает высокое качество.

Сейчас налогом облагается только 98-й бензин (класса 5) - 7530 рублей за тонну. Остальной бензин идет по повышенной ставке 10 500 рублей за тонну, а дизтопливо по пониженной - 4150 рублей.

В 2017 году Министерство финансов планирует повысить акциз на 92-й и 95-й бензин - до 13 100 рублей, сохранив его размер до 2019 года. На дизтопливо налог предлагается увеличить в 2017 году до 7400 рублей за тонну, с дальнейшим повышением к 2019 году до уровня 8080 рублей.

Повышение акциза на бензин, в случае принятия предложений Минфина, составит порядка 25%, а на дизтопливо – почти 80%. В результате этих мер стоимость бензина на автозаправках увеличится на 2-3 рубля, что довольно существенно в сравнении с обычным среднегодовым ростом 1,3-1,8 рубля.


Если акцизы на дизельное топливо будут подняты до 7400 рублей за тонну, то его литр на заправке подорожает на 6-8 рублей, что практически сравняет его стоимость с бензином «Евро – 98» (на этот вид планируется повышение только на 35%).

Однако акцизный сбор намного меньше влияет на общий уровень цен в стране, поскольку перечень подакцизных товаров является не очень широким, в отличие от НДС, которым облагаются практически все товары, работы, услуги. С другой стороны унификация ставок НДС делает его нейтральным по отношению к рыночному механизму ценообразования, поскольку взимание этого налога его тяжесть равномерно распределяется на все группы товаров, не изменяя структуру рыночных цен. Дифференциация

же ставок акцизов и их значительный размер обусловливают значительное влияние на структуру рыночных цен и уровень потребления. Представляется, что введением достаточно высоких ставок акцизного сбора дает возможность ограничить потребление некоторых товаров, в частности алкогольных и табачных изделий, т.е. при помощи дифференциации ставок налога государство оказывает влияние на структуру потребления.

Таким образом, на основании третьей главы можно сказать, что в настоящее время механизм акцизного налогообложения совершенствуется и активно развивается. В настоящее время произошло значительное повышение ставок на подакцизные товары, алкоголь, табачная продукция, нефть, бензин, дизтопливо и т.д. Это сделано с целью увеличения бюджета за счет акцизов. Одновременно с повышением акцизов государству можно порекомендовать установить минимальную розничную цену и серьезно ужесточить административную ответственность для производителей и продавцов нелегальной продукции. А так создается впечатление, что идет борьба не с теневым рынком, а с легальным. Особенно остро это чувствуют небольшие региональные производители. Употреблять алкогольную и табачную продукцию меньше не станут – это ясно всем, так как у потребителей дешевой водки нет, а это рост потребления суррогата и как следствие очередная волна отравлений, последствия которых скажутся на легальном рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ