Файл: Кадровая стратегия современной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Выбирая тему курсовой работы «мотивация работников предприятия в рыночной системе хозяйствования» мы руководствовались существующими знаниями о рыночной экономике на современном этапе. В настоящее время растет необходимость работать по-новому. При этом учитывать существующие законы, требования рынка, применять новые типы экономического поведения, подстраивать все аспекты производственной деятельности под постоянно меняющуюся ситуацию. В таких условиях рыночной экономики все больше возрастает вклад отдельного работника в конечном результате деятельности предприятия. Исходя из этого, актуальной становится проблема поиска эффективного управления трудом, а в частности обеспечение активизации человеческого фактора. Решающим фактором результативности деятельности работников предприятия является их мотивация.

Наряду с этим, стоит сказать и о том, что эффективная мотивация сотрудников персонала является одним из основных составляющих факторов конкурентоспособности предприятия.

«Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть - в мотивации людей». Л. Якокка

Данное высказывание лишний раз подтверждает значимость человеческой мотивации, и ставит эту проблему на первоочередной план.

Предмет исследования в курсовой работе – система трудовой мотивации в системе рыночного хозяйствования.

Из-за постоянно меняющихся рыночных условий, теоретические аспекты мотивационной деятельности нуждаются в дальнейшей разработке. Далеки от идеала и практические механизмы мотивации. Таким образом, выполняя данную работу, нами ставилась цель: дать основную характеристику мотивации работников предприятия в современной рыночной системе хозяйствования.

В соответствии с заявленной целью курсовой работы, определились следующие задачи:

  • дать определение термину «мотивация»
  • рассмотреть сущность и содержание мотивации
  • изучить существующие теории мотивации
  • исследовать принципы эффективной деятельности работников предприятия
  • выяснить какие методы мотивации и стимулирования существуют в настоящее время
  • на примере отдельной организации привести примеры мотивации работников


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Понятия мотивации. Сущность и содержание

В настоящее время, основным мотивирующим фактором работников является стремление иметь стабильную заработную плату. Однако, ни интенсивность, ни качество труда во внимание не принимаются. Преобладает желание иметь спокойную работу с гарантированным, пусть и не большим заработком, нежели работу с высокой оплатой труда, которая требует полной отдачи работника.

Наряду с этим на рынке труда появляются люди с достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. работники с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Как правило, эти люди имеют малую вероятность трудоустройства на высокооплачиваемую работу из-за отсутствия опыта и рекомендаций (у молодых специалистов) или существующего возрастного барьера (до и более 50 лет)

Из вышесказанного следует, что и мотивация и потребности основного числа работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации. Рассматривая подробнее мотивацию, нужно дать определения таким терминам как «потребность», «мотив», «стимул». Ведь без этих ключевых категорий невозможно в полной мере изучить сущность и содержание мотивации. [9. С. 159]

Существует множество определений потребности, вот несколько из них:[22. С. 29]

  • направленность на осуществление действий определенным образом для поддержания жизнедеятельности;
  • состояние индивида, вызванное испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и являющихся источником его активности;[6. С. 98]
  • дефицит чего-либо, который отражается в восприятии человека;

Проще говоря, потребность – это недостаток чего либо, в процессе функционирования человека как личности. Переломные в общественном сознании потребности представляют собой интересы. В отличие от потребностей интересы имеют только позитивные формы.[17. С. 19]

Внутреннее вознаграждение – предоставляет сама работа. Это, например, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы.

Внешнее вознаграждение – дается самой организацией в лице руководства.

Наряду с потребностью, в основе мотивации лежит мотив.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. А стимул, выполняет роли рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. [21. С. 479]


Рассмотрев основные составляющие мотивации, можно дать определение термину «мотивация»:[8. С. 221]

  • совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, ориентированную на достижение определенных целей;
  • это особая система побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности, существующая для удовлетворения как потребностей сотрудников, так и для достижения целей организаций;

Иначе говоря, мотивация – это процесс побуждения человека к совершенствованию тех или иных действий или поступков.

Мотивация протекает в виде шести стадий, на каждой стадии происходят определенные процессы.

Первая стадия – возникновение потребностей. Образуется потребность, человек ощущает дефицит чего-либо. Возникает она в конкретное время и начинает «требовать» у человека её удовлетворения. Потребности могу быть любыми: физиологическими, социальными или психологическими.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребностей. Потребность возникла, значит нужно её удовлетворить. И для этого человек начинает искать пути для её устранения.

Третья стадия – определение направления деятельности. Человек осознает что и как он должен сделать, чего добиться и что получить для того чтобы прийти к желаемому результату. [4. С. 38]

Четвертая стадия – осуществление действия. Человек затрачивает усилия на осуществление действия для возможности получения чего-то, что устранит потребность.

Пятая стадия – осуществление действия за получение вознаграждения. Выполнив определенную работу, человек либо приобретает то, что он использует чтобы удовлетворить потребность либо приобретает то, что он может обменять на желаемый результат.

Шестая стадия – устранение потребности. Человек или прекращает свою деятельность либо продолжает искать другой способ решения данной потребности. Все зависит от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью.

Конечно, данное рассмотрение мотивации носит условный характер, т.к. на практике мотивация не имеет столь четкого разграничения стадий и процессы не имеют обособленный характер. Однако, для того чтобы понять структуру мотивационного процесса, уяснить его логику и составные части удобнее будет использовать эту модель мотивационного процесса.

Как и у любого другого процесса, мотивация имеет свои задачи:[1. С. 119]

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;[18. С. 89]
  • формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации;

Для решения этих задач необходим анализ:[20. С. 144]

  • процесса мотивации в организациях;
  • индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними;
  • изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям;[13. С. 95]

1.2 Основные теории мотивации

Изучение потребностей человека привело к появлению основные теории мотивации, которые делятся на два типа: содержательные и процессуальные (рис.1.1). К содержательным теориям относят теории, основывающиеся на выявлении внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей делать так, а не иначе. Процессуальные же теории мотивации более поздние, они основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познание.

Теории мотивации

Содержательные

Процессуальные

Теория потребностей А .Маслоу

Теория К. Альдерфера

Теория потребностей Д. Мак-Клелланда

Теория потребностей Ф. Герцберга

Теория ожиданий В .Врума

Теория постановки целей Э .Лока

Теория справедливости Дж .Ст .Адамса

Теория Л .Портера – Э .Лоулера

Рис. 1.1 Классификация теорий мотивации[11 С. 207]

Содержательные теории мотивации:

Иерархия потребностей А.Маслоу. Эта самая ранняя теория. Сущность её сводится к изучению потребностей человека. А.Маслоу и его сторонники, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять основных групп. Согласно данной теории, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды (рис.1.2), в основании которой лежат первичные потребности (первые две), а на вершине расположены вторичные потребности (следующие три).

Рис.1.2. Пирамида потребностей А. Маслоу[13. С.214]

Смысл этой теории заключается в том, что для человека приоритетней потребности расположенные у основания пирамиды, это сказывается на его мотивации.

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, выяснять какие активные потребности существуют на данный момент и своевременно принимать решения для их удовлетворения, в целях повышения эффективности работы сотрудников.


Теория ERG К.Альдерфера.[6 С. 58] Как и А.Маслоу, К. Альдерфер исходит из своей теории из того, что потребности могут быть объединены в отдельные группы, но выделяет только три уровня:

  • E – (англ. essence – сущность) потребности существования, связанные с выживанием и воспроизводством (еда, одежда, кров);
  • R – (англ. respect – уважение) потребности в принадлежности, социальные, которые могут быть удовлетворены за счет общения ч другими людьми (в уважении)[2. С. 173]
  • G – (англ. growth- рост) потребности в личностном росте (в обучении новым навыкам, самовыражении)

Потребности, по теории К.Альдерфера, также имеют иерархию. Отличие этой теории заключается в том, что если по А.Маслоу происходит движение только снизу вверх (удовлетворение одной потребности и только потом переход к другой), то К.Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: вверх, если удовлетворена потребность, нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Эта теория обосновывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации.[18. С. 23]

Теория мотивации Мак-Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высокого уровня. Согласно этой теории структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к власти, стремлению к успеху и принадлежности. [14. С. 2]

Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей.

Потребность успеха проявляется в стремлении человека достигать поставленные цели эффективнее, чем он это делал раньше.

Потребность в принадлежности схожа с мотивацией по А.Маслоу. Люди заинтересованы в знакомых, дружеских отношениях, в социальном общении. Руководители должны это учитывать и не ограничивать межличностные отношения и контакты подчиненных.

Теория мотивации Ф. Герцберга. Теория появилась в результате растущей необходимости выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию. [18. С. 41]

Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворенность работой. (Табл.1)

Первая группа (гигиенические) факторы связаны с самовыражением личности, её внутренними потребностями и окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа связана с характером и сущностью самой работы.

Таблица 1. «Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе» [10. С. 82]