Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Теоретические аспекты мотивации труда в малом предпринимательстве).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации труда в малом предпринимательстве
1.2. Особенности организации труда и необходимость мотивации персонала в малом бизнесе
Глава 2. Анализ трудовых показателей организации малого бизнеса (на примере ООО «СМ-мебель»)
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ показателей по труду и кадрам
Глава 3. Анализ системы мотивации труда работников в ООО «СМ-мебель»
3.1. Содержание премиальной и поощрительной системы на предприятии
Как отмечалось ранее, особенностью малых предприятий является тесная взаимосвязь сотрудников и руководства: постоянное общение с персоналом, решение рабочих проблем, устранение конфликтов в коллективе, стимулирование сотрудников, разработка эффективной системы мотивации.
Общение между руководителем и сотрудником должно быть двусторонним процессом со своевременной обратной связью. Руководитель должен своевременно рассказывать сотрудникам о предстоящих изменениях в положениях и условиях, правилах и процедурах трудового процесса, в развитии предприятия. В то же время руководитель должен прислушиваться к работникам, выслушивая их мнения, предложения, просьбы и жалобы.
Для создания команды единомышленников, руководитель должен добиться сплоченности коллектива с помощью разработанных единых стандартов фирмы, формирования дружного командного духа, разработки системы мотивации на достижение общего результата. Руководитель может использовать следующие факторы мотивации [6, с. 147-157]:
- заработная плата – получаемая сотрудником в компании заработная плата должна быть конкурентоспособной на рынке труда в этой области;
- условия труда - работодатель должен обеспечить безопасную и комфортную рабочую обстановку. Сотрудники должны ощущать стремление руководителя создать им такие условия;
- социальные возможности - предоставление сотрудникам предприятия питания, скидок на продукцию компании, помощь в оплате кредитных платежей, предоставление беспроцентных ссуд, оплачивать дополнительное страхование здоровья или обучение, а также предоставлять и другие социальные льготы, являющиеся стимулом для улучшения работы сотрудников;
- предоставление возможности проявить самостоятельность - позволить работникам самостоятельно принимать решения, выстраивать свой рабочий день и нести ответственность за самостоятельные действия.
Все эти моменты являются также стимулом к работе.
Руководитель сферы малого бизнеса должен уделять внимание и проявлять интерес к работе каждого члена своей команды, ставя перед ним индивидуальные цели и задачи на определенный момент времени (неделю, месяц, квартал). Благодаря формированию на малом предприятии тесных рабочих отношений между работником и работодателем, появляется возможность выявить и устранить проблемы сотрудников, связанные с рабочим процессом и решить назревающие конфликты на начальной стадии. Работник должен чувствовать поддержку и заботу со стороны руководителя, сотрудник не должен испытывать страх, если ему нужно обратиться за помощью и советом к руководителю.
На разработку системы мотивации сотрудников в малом бизнесе во многом влияют внешние условия. Основным условием является вид деятельности малого предприятия. Например, для туристического бизнеса, особенность которого состоит в том, что количество клиентов в летний период времени в несколько раз превышает количество клиентов в межсезонье, мотивацией сотрудников может стать предоставление 30% скидки на путевки в зимнее время. Таким образом, компания сможет избежать нехватку сотрудников в «разгар сезона» и частично компенсировать потери прибыли в межсезонье. Для предприятий, производящих продукты питания или товары первой необходимости, мотивацией может стать выплата заработной платы в натуральной форме по ценам, немного ниже рыночных. При выплате заработной платы в натуральной форме необходимо соблюдать требования ТК РФ.
Весьма важно, чтобы система мотивации была четкой, прозрачной и всем известной, чтобы в случае повышенной выплаты одним другие не восприняли это как несправедливость. Для этого необходимо выработать общую систему мотивации с учетом нескольких основных показателей.
Такими показателями могут выступать следующие критерии [7, с.13-23]:
- присутствие на работе - полное соответствие количества отработанных часов количеству часов, установленных согласно графику работы;
- отношения с покупателями - количество ежедневных покупателей, а также наличие благодарностей и рекламаций со стороны клиентов;
- личные качества - внешний вид сотрудника (опрятность, соответствие имиджу компании), его коммуникабельность, приветливость при общении с покупателями;
- знание ассортиментной линейки, характеристик продукта - стремление к постоянному повышению знаний о продуктах, в том числе при обновлении ассортимента, а также умение применять полученные знания при взаимодействии с клиентом;
- соответствие ценностям компании (лояльность к компании) - преданность фирме, дружелюбность по отношению к коллегам, уважительное отношение к начальству, ответственность.
Премия на основании выполнения показателей - переменная часть заработной платы, которая может подсчитываться и фиксироваться за отчетный период (неделю, месяц, квартал) или как накопительная часть по результатам работы на протяжении финансового года. При этом выплаты следует осуществлять также еженедельно, ежемесячно или ежеквартально, с учетом корректировок.
При разработке мотивации персонала важно придерживаться главной задачи — достижения стабильной лояльности и эффективности сотрудников. Если переводить взаимодействие работодателя и работника в рыночный формат, то можно утверждать, что работодатель «берет в аренду» нужные ему навыки, знания и умения работника, а работник соглашается «сдать» эти навыки, знания и умения на определенных условиях. Если уровень этих навыков соответствует ожиданиям работодателя, то далее следуют договоренности об условиях их использования и уровне вознаграждения.
Взаимная заинтересованность работника и работодателя является залогом эффективной работы и достижения результатов, поскольку в этот период цели у них общие. Если баланс нарушится, чья-либо заинтересованность снизится, то снизится и мотивация одной из сторон, что неминуемо повлечет за собой диссонанс в видении цели и, как следствие, нарушения во многих процессах компании. Таким образом, становится очевидным, что мотивация должна решать две основные задачи: привлечение профессиональных кадров в компанию и удержание квалифицированного персонала в компании в течение как можно более длительного периода [15, с.186-193].
Выводы по главе 1.
Предпринимательство представляет собой направленную на систематическое получение прибыли экономическую деятельность по производству и продаже товаров, а также оказанию услуг. Предпринимательская деятельность связанна с риском и осуществляется гражданами под их ответственность в соответствии с законодательством.
Субъектами малого и среднего бизнеса признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям отнесения к категориям малых (в том числе микропредприятий) и средних предприятий, о которых внесены соответствующие сведения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Система критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу основана на количественном подходе. Она включает такие показатели, как среднесписочная численность работников, выручка от реализации, суммарная доля участия в уставном капитале государства, субъектов РФ, муниципальных образований, религиозных и благотворительных организаций, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и иностранных юридических лиц.
При разработке и внедрении системы мотивации в сфере малого бизнеса необходимо помнить о соответствии системы мотивации виду деятельности и целям компании. Основные принципы формирования системы мотивации для основных сотрудников малого бизнеса:
- прозрачность и объективность системы мотивации;
- связь между результатом и поощрением;
- разнообразие элементов нематериальной мотивации;
- охват системой всего персонала компании, с учетом индивидуальных особенностей личности;
- соответствие мотивационной системы целям компании.
Глава 2. Анализ трудовых показателей организации малого бизнеса (на примере ООО «СМ-мебель»)
2.1. Характеристика объекта исследования
Объектом изучения в данной курсовой работе является ООО «СМ-мебель» (далее – Общество) - мебельная компания города Владимира, ориентированная на выпуск корпусной и кухонной мебели для жителей и организаций Москвы и Московской области.
Офис компании расположен по адресу (аренда): 107023, г.Москва, Электрозаводская, Семёновская, ул.Большая Семёновская, д. 40, строение 18.
Мебельное производство располагается по адресу (аренда): Владимирская область, Суздальский район, пос. Сновицы (здание бывшей молочной фермы - коровника).
Сайт компании – sm-mebel33.ru (работа временно приостановлена).
Фирма образовалась в 2012 году путем объединения двух индивидуальных предпринимателей, работавших по отдельности на рынке мебели города Владимира более 10 лет.
Организационно-правовой формой образованного предприятия выбрано общество с ограниченной ответственностью – ООО.
Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются (в соответствии с Уставом и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности):
1) производство мебели для офисов и предприятий торговли:
- производство мебели различного назначения из широкого круга материалов (кроме камня, бетона или керамики);
- производство стульев и сидений для офисов, рабочих помещений, гостиниц, ресторанов и общественных помещений;
- производство офисной мебели;
- производство скамей, табуретов, шкафов и столов для лабораторий и прочей лабораторной мебели;
- производство мебели для церквей, школ, ресторанов;
2) производство кухонной мебели;
3) производство прочей мебели (производство мебели для спален, гостиных комнат, садов и т.д.).
4) оптовая торговля бытовой мебелью, офисной мебелью и прочей мебелью;
5) розничная торговля бытовой и офисной мебелью, прочей мебелью;
6) оказание сервисных услуг и послепродажного обслуживания; оказание услуг сборки мебели;
7) перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом, включая международные перевозки, грузоподъемные работы и технологические перевозки грузов;
8) лесопиление, лесопереработка и деревообработка;
9) проектирование мебели;
10) производство и реализация мебельных деталей из древесины и плит на древесной основе, смол и отделочных материалов.
Основная специализация Общества – это производство мебели.
На рисунке 2 наглядно представлена структура производства мебельных изделий в 2018 году.
Рисунок 2 - Структура производства мебельных изделий в ООО «СМ-мебель» в 2018 году
Как видно из рисунка, наибольшую долю в мебельном производстве занимают шкафы и шкафы-купе – 50%. Следующим по величине сегментом производства является кухонная мебель, которая является наиболее доходным видом деятельности – 30%. На третьем месте в структуре производства находится офисная мебель, ее доля составляет 10%.
Как уже было сказано ранее, производство мебели ориентировано на рынок Москвы и Подмосковья, для владимирских потребителей мебель практически не производится.
Отгрузки произведенной продукции осуществляются два раза в неделю: в понедельник и пятницу. Транспортировка проводится двумя машинами «Газель», одна из которых наемная, другая принадлежит Обществу.
Сборка мебели осуществляется по желанию заказчика: либо специалистами фирмы, либо собственными силами заказчика.
Мебель изготавливается либо по стандартным размерам в соответствии с имеющимися образцами, либо по индивидуальному проекту заказчика.
Послепродажное обслуживание мебели происходит в течение гарантийного срока, то есть в течение одного года с момента подписания акта приема-передачи выполненных работ.
Расчет с покупателями – физическими лицами производится наличными, с юридическими лицами – в безналичной форме.
Поскольку рынок мебели Москвы и Московской области перенасыщен, руководством предприятия постоянно разрабатываются маркетинговые стратегии для привлечения клиентов, в том числе проводятся акции. Например, скидки молодоженам, пенсионерам, новоселам. Или определяется товар месяца, на который в течение определенного времени действует скидка.
Клиенты могут ознакомиться с акциями и скидками в офисе компании, либо на ее официальном сайте.
В настоящее время в Обществе работают на постоянной основе 17 человек, в том числе:
1) в городе Москва:
- 2 менеджера по продажам;
- 2 замерщика;
- коммерческий директор (вакансия).
2) в городе Владимир:
- генеральный директор;
- директор по производству – управляющий производством;
- 1 экспедитор-сборщик мебели, 1 сборщик;