Файл: Понятие и нормативное регулирование государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При отчуждении имущества, которое не может принадлежать лицу в силу закона, изъятие его допускается только на основании решения суда и, по общему правилу, не ранее чем по прошествии одного года со дня приобретения такого имущества.[32.C.45] Реализация изъятого имущества производится на публичных торгах с последующей передачей денег собственнику за вычетом расходов по проведению торгов либо по оплате комиссионных услуг, если реализация проводилась на комиссионных началах.

В муниципальную собственность может перейти недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд, в том числе в связи с изъятием земельного участка в соответствии со ст. 239 ГК РФ [5]. Это тоже один из способов приобретения права собственности муниципальным образованием. Изъятию недвижимости у собственника должно предшествовать принятие недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и (или) решение суда. [23.C.5]

Изъятие этого имущества происходит вместе с изъятием земельного участка. Акт об этом может выносить орган федеральной или региональной власти, при несогласии собственника по истечении двух лет заинтересованное лицо обращается с этим требованием в суд. [18.C.33]

Согласно п. 1 ст. 239 ГК РФ [5] изъятие недвижимости у другого лица для муниципальных нужд осуществляется ввиду ненадлежащего использования земли путем выкупа или с публичных торгов.

К специальным способам формирования муниципальной собственности можно отнести следующие:

  • разграничение и передача объектов из федеральной собственности, собственности субъектов РФ в муниципальную собственность,
  • на основании концессионных соглашений. [35.C.11]

Муниципальные образования в настоящее время могут создавать и использовать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионных соглашений. Многие развитые страны и страны с переходной экономикой давно успешно привлекают инвестиции, используя договорные отношения - концессионные соглашения - между государством (муниципалитетом) и частным инвестором. Инвесторам сегодня нужны эффективные механизмы вложения и гарантирования инвестиций в отрасли экономики России, в которых должно быть обязательное присутствие государства и муниципальных образований. В связи с этим с целью привлечения инвесторов в государственные (муниципальные) инфраструктурные объекты 21 июля 2005 г. был принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». [11]


К сожалению, практика заключения концессионных договоров, целью которых является привлечение частных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной инфраструктуры, практически отсутствует. В Законе определен исчерпывающий перечень объектов концессионного соглашения (в отличие от инвестиционных соглашений): объекты коммунального хозяйства, транспорт общего пользования, автомобильные дороги и др. Однако заключать концессионное соглашение, объектом которого будут автомобильные дороги, инвестору невыгодно, так как доходов иметь он не будет, поскольку пользование дорогами бесплатное.

Что касается объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта, то все они в настоящее время находятся на праве оперативного управления, их реконструкция осуществляется за счет средств местных бюджетов. Кроме того, концессионные соглашения заключаются по результатам проведения конкурса, на подготовку документов для конкурса уходит много времени. В связи с этим желающих заключать указанные договоры нет. [21.C.42]

Однако в процессе формирования муниципальной собственности наибольшее значение имеет передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность. Это один из основных способов приобретения права собственности муниципальными образованиями. Если же муниципальное имущество не будет соответствовать принципу целевого характера, то оно «будет отчуждено и перепрофилировано в рамках завершающего этапа формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности». [23.C.8]

При этом на практике возникают споры о передаче объектов из одной формы собственности в другую, которые разрешаются, в том числе в судебном порядке.

Итак, основываясь на изложенном материале, следует сделать некоторые выводы. Все способы формирования муниципальной собственности можно условно разделить на две группы: общегражданские и специальные. Общегражданские способы подразделяются на первоначальные и производные.

Что касается общегражданских способов, то муниципальные образования, согласно ст. 124 ГК РФ [5], выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Муниципальные образования в условиях рыночной экономики могут приобретать и приумножать объекты муниципальной собственности разными способами, от обычной производственной деятельности муниципальных предприятий до различного рода гражданско-правовых сделок с имуществом, прежде всего на основании договоров купли-продажи, дарения и иных сделок об отчуждении этого имущества. [32.C.11]


Право муниципальной собственности может возникнуть и по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, т.е. специальными способами, присущими исключительно муниципальной форме собственности: в результате поступления в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику; отчуждения недвижимого имущества помимо воли собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится; обращения в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей, находки, безнадзорных животных; обращения в собственность самовольной постройки в черте муниципального образования и другие виды.

Принимая во внимание вышесказанное, важно заметить, что способы формирования муниципальной собственности, длительность и масштабы этого процесса зависят от многих факторов: от степени развития местного самоуправления, финансовых возможностей, урегулированности законодательной базы. В настоящее время в законах не разработан четкий механизм, который способствовал бы разграничению права государственной и муниципальной собственности. [29.C.31]

Таким образом, формирование системы муниципальной собственности является незавершенным процессом, реализовать который можно с развитием законодательства и рыночных реформ в экономике России. Для этого необходимо принять нормативный правовой акт в форме федерального закона, который бы системно вобрал в себя все аспекты правового регулирования обозначенного процесса. При этом нужно учитывать, что разграничение права государственной и муниципальной собственности на основе разграничения публично-властных полномочий должно обеспечивать учет и согласование интересов не только Российской Федерации, субъектов РФ, но и муниципальных образований с целью сохранения их имущественной самостоятельности.

В данном законе должны быть предусмотрены основные способы возникновения права муниципальной собственности: в результате разграничения государственной и муниципальной собственности; путем передачи объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ в муниципальную собственность; путем получения продукции, плодов и иных доходов от использования муниципальной собственности; путем создания новых объектов муниципальной собственности за счет средств местных бюджетов, притока частных инвестиций на основании концессионных соглашений.

Выводы:

Муниципальная собственность, равно как и государственная собственность, нужна для решения задач, стоящих перед государством и муниципалитетами. Если правильно использовать объекты собственности в хозяйственной деятельности публичных образований, то можно извлекать соответствующую прибыль и направлять ее в бюджеты всех уровней.


Поэтому Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования заинтересованы в увеличении массы тех объектов, которые окажут действительную помощь в их развитии.

Однако для повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества должен быть разработан механизм их разграничения.

До сегодняшнего дня этот процесс не завершен по причине отсутствия закона, который бы урегулировал возникающие спорные вопросы по отнесению объектов собственности к различным уровням. В законе должны быть указаны принципы и критерии разграничения права государственной и муниципальной собственности, чтобы не было споров между различными субъектами права собственности.

Глава 2. Актуальные проблемы разграничения права государственной и муниципальной собственности

2.1. Определение принадлежности имущества Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям

Процесс законодательного и фактического разграничения права государственной собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями «связан с масштабными имущественными преобразованиями и активным движением имущественных объектов между публично-правовыми образованиями вслед за разграничением полномочий между ними». Этот процесс вызвал необходимость установления четкой системы критериев и процедур ее разделения, однозначного и исчерпывающего определения видов имущества, право на которое закрепляется исключительно за Федерацией, ее субъектами либо за муниципальными образованиями. [32.C.11]

При определении критериев разграничения права государственной (федеральной и государственной собственности субъектов РФ) и муниципальной собственности следует исходить из перечня вопросов государственного значения (находящихся в ведении Российской Федерации, ее субъектов и совместном ведении) и вопросов местного значения.


Согласно Федеральному закону от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”» процесс разграничения полномочий между уровнями власти должен сопровождаться разграничением объектов собственности, необходимых для осуществления этих полномочий.[27]

В том случае, если функции между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления точно разграничены, определение пообъектного состава передаваемой собственности представляется естественным. [23.C.12]

Как справедливо отметил Г.А. Гаджиев, ст. 26.11 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ ограничивает право публичного собственника иметь в собственности любое имущество, так как из содержания данной статьи следует, что в собственности субъектов РФ может находиться лишь то имущество, которое необходимо для осуществления органами государственной власти регионального уровня своих полномочий. В отношении муниципальной собственности избран такой же подход. Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определил исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований.[22.C.45]

По его мнению, существует «... единое право собственности, предполагающее, что у всех субъектов права, признаваемых собственниками, имеются одинаковые полномочия, и государство должно обеспечивать равную защиту прав всех собственников, в том числе путем отказа от неоправданных ограничений объектного состава имущества, которое может принадлежать публичным собственникам». [22.C.47]

Поэтому считаем, что в законодательстве должны быть установлены критерии разграничения права собственности, а не конкретный перечень объектов права государственной и муниципальной собственности. Между тем на разных этапах развития нашего государства предлагались разные критерии разделения права публичной собственности, так как это зависело от политической и экономической ситуации в стране.

Чтобы выявить критерии разграничения права государственной и муниципальной собственности, нужно видеть разграничение в самой государственной собственности, которая разделена на две крупные и относительно автономные подсистемы - федеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов Федерации.[34.C.6]

Они представляют собой два самостоятельных объекта управления с присущими им общими закономерностями, свойственными системе государственной собственности в целом, а также специфическими признаками, заключающимися, прежде всего, в особом составе участников со стороны собственника, а также в составе объектов, входящих в государственную собственность соответствующего вида. [21.C.7]