Файл: Понятие и нормативное регулирование государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для реализации данного мероприятия потребуется разработка единой системы показателей учета, контроля и анализа областного имущества (земля плюс недвижимость), правил и процедур обновления данных, реализации мер ответственности за предоставление недостоверной информации, а также других мер, способствующих качественному обеспечению процесса управления областным государственным имуществом и его приватизации. Эти показатели должны стать основой усовершенствованного программного обеспечения учета и ведения реестра государственного имущества области. Необходимо также предусмотреть возможность использования данного программного продукта органами местного самоуправления для нужд муниципальных образований.[22.C.20]

Следует отметить, что такие реестры созданы не везде, и не всегда они открыты. Поэтому необходимо закрепить в федеральном законодательстве положения, способствующие полной информированности жителей субъектов РФ и муниципальных образований о составе и порядке использования объектов государственной и муниципальной собственности. [32.C.54]

Так, в отношении муниципального имущества предлагается закрепить обязанность органов местного самоуправления не только вести учет муниципального имущества, но и определить принципы ведения такого учета. В частности, такие принципы, как обязательность занесения в реестр всех объектов муниципального имущества; достоверность и полнота информации о каждом объекте учета; открытость, гласность и общедоступность данных реестра для любого заинтересованного лица).

Регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [7], постановлениями Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности», от 30 июня 2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

Учитывая актуальность данного вопроса на практике, с целью разрешения сложившейся проблемы при регистрации права соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием на земельный участок непосредственно в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, необходимо внести дополнения в ст. 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [7]в части обязания лица, обратившегося с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, предоставлять согласие уполномоченных органов двух других потенциальных собственников на регистрацию права собственности третьего публичного субъекта.


В связи с этим необходимо проработать вопросы классификации объектов и информационной совместимости, взаимной увязки реестров объектов по горизонтали (классификация объектов по различным основаниям) и по вертикали (сообщение между реестрами федеральной собственности, государственной собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности), тем самым разрешая задачу комплексной информации о каждом объекте управления (особенно это необходимо в тех случаях, когда осуществляется переход объектов из одной формы собственности в другую); реестры всех уровней сделать открытыми, гласными и общедоступными.

Выводы:

Таким образом, по поводу порядка передачи имущества и приобретения права государственной и муниципальной собственности, в том числе в связи с перераспределением публичных полномочий, возникают спорные вопросы между публичными собственниками. Хотя Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ устанавливает правовое регулирование отношений по безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований в федеральную собственность и обратно. При этом не допускается принятие решений о передаче имущества в одностороннем порядке. Такие решения должны приниматься на основе договоренностей по предлагаемым перечням от соответствующих публичных образований, чтобы между ними не возникали конфликты, являющиеся предметом неоднократного рассмотрения на заседаниях как Конституционного Суда РФ, так и арбитражных судов.

В то же время принятые нормативные правовые акты не только не устранили существовавшие ранее противоречия в правовом регулировании отношений по поводу приобретения права собственности Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, но и способствовали возникновению новых. Поэтому делать вывод о наличии системного правового регулирования отношений в этой сфере преждевременно, так как проблемы правового регулирования, пробелы федерального законодательства не дают возможность бесконфликтно осуществить передачу имущества от одного публичного собственника другому и оформить право собственности соответствующих субъектов.

Кроме того, в настоящее время разграничение государственной и муниципальной собственности и ее передача осуществляются не в массовом порядке, поэтому в будущем после состоявшегося разграничения возможно применение договорных форм передачи имущества, т.е. на данные отношения должны распространяться в полном объеме нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.


Заключение

Таким образом, подводя итог рассмотрению государственной и муниципальной собственности как форм публичной собственности, важно заметить, что имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, используется не только для осуществления публичных функций, хотя «публичная собственность является непременным спутником любой государственности». Государство и муниципальные образования активно участвуют в гражданских правоотношениях. Эффективность таких правоотношений во многом обеспечивается механизмом разграничения права собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

В целях закрепления подобного механизма, по нашему мнению, необходимо разработать и принять специальный закон о собственности и порядке разграничения права государственной и муниципальной собственности с учетом единых принципов, таких как:

  • соответствие разграничения государственного и муниципального имущества установленному законодательством РФ разграничению полномочий по решению вопросов государственного и местного значения между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями;
  • целевой характер использования имущества, необходимого для осуществления возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления полномочий;
  • оптимальное использование объектов государственного и муниципального имущества исходя из их назначения;
  • равенство прав Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при осуществлении разграничения государственного и муниципального имущества;
  • соблюдение условий гласности и прозрачности проводимых процедур при разграничении объектов собственности;
  • подотчетность и подконтрольность всех участников процесса разграничения.

В этом законе необходимо четко определить субъектов собственности, способы приобретения, использования и отчуждения различных форм собственности, границ их действия, пределов осуществления правомочий собственников, правил пользования собственностью.

Список использованных правовых актов и литературы:


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016)
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  6. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
  7. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  8. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
  9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  10. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  11. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О концессионных соглашениях"
  12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)
  13. Закон г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры"
  14. Указ Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 (ред. от 07.12.2016) "Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года"
  15. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"
  16. Абидова Ю.М. К вопросу об определении объектов муниципальной собственности в условиях нового этапа реформирования системы местного самоуправления в России // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2014. № 4
  17. Андреев В.К. Право собственности. М.: Бек, 1993.
  18. Барсукова В.А. Проблемы отчуждения и перепрофилирования муниципального имущества как завершающего этапа формирования муниципальной собственности в результате разграничения собственности // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2016. № 2.
  19. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.; Л.: Госиздат, 1928.
  20. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
  21. Винницкий А.В. О современной концепции публичной собственности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. № 5
  22. Гаджиев Г.А. Конституционные основы современного права собственности // Журнал российского права. 2016. № 12
  23. Джагарян А., Джагарян Н. Муниципальная собственность в современной России: достояние местных сообществ и материальная основа государственности // Сравни¬тельное конституционное обозрение. 2016. № 2
  24. Мартемьянов В. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР // Хозяйство и право. 1990. № 9. С. 17.
  25. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юристъ, 2015
  26. Нерсесянц В.С. Право гражданской собственности как основа цивилизма: концепция общественного договора // Журнал российского права. 2001. № 6.
  27. О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374: ред. от 16 июля 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 25. Ст. 2734; 2016. № 30. Ст. 3824.
  28. Определение Конституционного Суда РФ от 20 окт. 2005 г. № 443-о. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  29. Петров А.Ю. Судебные споры о праве собственности на объекты жизнеобеспечения между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием // Законодательство. 2015. № 7.
  30. Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М.: Статут, 2014
  31. Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации // Государство и право. 2014. № 12.
  32. Толстой Ю.К. Субъекты права собственности в российском законодательстве // Хозяйство и право. 2016. № 4.
  33. Тюменская область сегодня. 2016. 11 марта. № 40.
  34. Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации. 2013. № 8
  35. Шугрина Е.С. Особенности арбитражной практики по некоторым вопросам муниципальной собственности // Российский юридический журнал. 2016. № 1
  36. Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М.: Бек, 1996.