Файл: Понятие договора франчайзинга (коммерческой концессии) и его особенности в предпринимательской сфере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Много неудобств доставляла обязанность зарегистрировать договор коммерческой концессии повторно, но уже в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Это условие было необходимым при передаче по договору прав на использование объекта, охраняемого патентным законодательством. Без такой регистрации договор также считался ничтожным.

Но уже в редакции статьи 1028 главы 54 ГК РФ от 18 декабря 2006 года, двойная регистрация была исключена и по новой формулировке статьи договор подлежал регистрации только в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение регистрации, как и ранее, делало договор ничтожным.

Следующим важным изменением условий регистрации было полное переосмысление статьи в 2014 году. С 12 марта 2014 года и по ныне статья 1028 устанавливает, что предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Также изменилась формулировка о ничтожности такого договора. Отныне при несоблюдении регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся .

Необходимость государственной регистрации продиктована тем, что отношения в сфере прав интеллектуальной собственности нуждаются в усиленном контроле со стороны государства, так как на практике в предпринимательской сфере много случаев недобросовестного использования исключительных прав. Орган должен установить определенность в отношение возникновения, изменения или прекращения прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности.

Для самой процедуры регистрации договора необходимо подать следующие документы:

а) заполненную форму заявления;

б) заверенную копию договора;

в) доверенность представителя правообладателя или пользователя;

г) квитанцию об уплате госпошлины;

д) учредительные документы сторон.

Дабы в регистрации не отказали необходимо всесторонне изучить договор, проверить комплекс прав, передаваемых пользователю, перепроверить условия о вознаграждении, убедиться в правоспособности субъектов договора.

При проверке комплекса прав важно понимать, что к нему относиться. Это могут быть патенты на изобретение, промышленные стандарты качества и производства, промышленные образцы товара, коммерческие наименования; товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау; секретная финансовая, маркетинговая или производственная информация.


Также нужно учитывать, что сама регистрация не бесплатна, она требует немалых средств. После вступления России во Всемирную Торговую Организацию в 2012 году стоимость регистрации лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии возросла.

На данный момент госпошлина на регистрацию составляет 13.500 рублей + 11.500 рублей за каждое свидетельство свыше одного.

Еще одной интересной особенностью договора коммерческой концессии, точнее одним из его дополнительных условий является условия о субконцессии.

Субконцессия является производным договором от договора коммерческой концессии и регулируется статьей 1029 главы 54 ГК РФ. Согласно положениям статьи договором может быть установлено право пользователя разрешать другим лицам использование переданного ему комплекса исключительных прав или его части. Договор может содержать обязанность предоставления субконцессии определенному числу лиц в течение определенного срока. Это очень важное условие, отличающее субконцессию от других субдоговоров[15]. В основном договоре должно точно указываться право на заключение субконцессий, иначе заключение таких соглашений является недействительным. Субконцессия позволяет эффективнее развивать сеть правообладателя, расширяя круг субъектов - пользователей товарных знаков, коммерческого обозначения правообладателя. Пользователь же получает право (или обязан по договору) развивать собственную сеть на конкретном рынке, беря на себя организационно -управленческие функции. Такой договор может быть заключен на срок, не превышающий срок действия основного концессионного соглашения. В отношении него действуют все те же положения, что и в отношении договора коммерческой концессии. [16]

Договора субконцессии считаются недействительными, если основной договор между пользователем и правообладателем недействителен. Также пользователь несет субсидиарную (дополнительную) ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичного пользователя. Это подталкивает более аккуратно подбирать новых пользователей франшизы и дополнительно защищает правообладателя.

При досрочном прекращении договора коммерческой концессии права и обязанности вторичного правообладателя по договору субконцессии (пользователя по основному договору) переходят обратно к правообладателю, если он не откажется от их принятия. В таком случае происходит подмена вторичного правообладателя основным. Это позволяет сохранить отлаженные отношения между субъектами, если пользователь по основному договору по тем или иным причинам не может продолжать совместную деятельность с правообладателем. В отношении субконцессии действуют все те же требования по регистрации, урегулированию существенных условий, что и в отношении основного соглашения.


Выводы:

Особенностью такого договора является его предмет - обязательство правообладателя предоставить пользователю право на использование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю для осуществления предпринимательской деятельности используя коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания правообладателя, его коммерческий опыт, ноу-хау, следуя инструкциям и указаниям правообладателя и обеспечивая сходное качество и перечень товаров и услуг, своевременно внося денежное вознаграждение правообладателю за пользование комплекса исключительных прав.

Целью договора является развитие сети сбыта товаров и услуг правообладателя путем создания новых хозяйственных комплексов на базе сторонних хозяйствующих субъектов.

Договор по своей форме является двусторонним, консенсуальным, возмездным, заключаемым как на определенный срок, так и без указания такового.

При этом субъектами такого договора могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели в силу предпринимательской специфики договора.

Договор коммерческой концессии обладает чертами лицензионного договора, что оказывает влияние на него в виде действия положений норм о лицензионном договоре в части, не противоречащей положениям норм о договоре коммерческой концессии. Также договор коммерческой концессии обладает чертами иных договоров, таких как договор аренды, дистрибьюторских соглашений и прочих. Но его подробный анализ позволяет сделать вывод о самостоятельности данного правового института.

Договор коммерческой концессии, регулирующий франчайзинговые соглашения, открывает широкие перспективы для ведения предпринимательской деятельности как для опытных участников коммерческих отношений, так и для новичков на рынке, предоставляя им удобный юридический и финансовый инструмент.

Глава 2. Содержание договора франчайзинга (коммерческой концессии). Ответственность участников франчайзинговых отношений


2.1.Права и обязанности сторон по договору франчайзинга (коммерческой концессии)

В каждом конкретном договоре для субъектов устанавливаются определенные права и соответствующие обязанности. Их перечень зависит от специфики самого договора коммерческой концессии и конкретных договоренностей в интересах правообладателя и пользователя .

В целом все права и обязанности правообладателя нацелены на обеспечение предоставления всех условий для того, чтобы пользователь мог эффективно встроиться и далее развивать сеть распределения правообладателя, продвигая на рынке товар или услугу одинакового с франчайзером качества под его торговой маркой и коммерческим обозначением.

Положения об обязанностях пользователя и правообладателя закреплены статьями 1031 и 1032 ГК РФ.

Согласно пунктам данных статей, правообладатель обязан, если договором не установлено иное, осуществить государственную регистрацию договора коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальным правам, а также осуществлять регистрацию изменений в договоре. Также пользователю должны быть оформлены правообладателем все необходимые лицензии на объекты, охраняемые законодательством об охране интеллектуальной собственности.

Также по договору коммерческой концессии правообладатель обязан предоставить пользователю всю информацию, необходимую для полноценного осуществления прав, переданных по договору, а также качественного и всестороннего осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, в дальнейшем правообладатель обязан контролировать качество производимых товаров и оказываемых услуг пользователя. Этому способствует обязанность оказывать пользователю консультационную и техническую поддержку со стороны правообладателя, а также обязанность содействовать в обучении персонала пользователя. Но это условие устанавливается договором по соглашению сторон. Интересно то, что в лицензионном договоре, к примеру, условия об обязательном контроле качества со стороны лицензиара установлены императивно, что защищает как правообладателя, заинтересованного в качестве товаров под своей торговой маркой, так и потребителей. В то же время, несмотря на то, что контроль качества не обязателен, согласно закону, правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым к качеству товаров и услуг пользователя. Это продиктовано стремлением защитить потребителей, ожидающих одинакового качества товаров и услуг, независимо от места их приобретения. В случае, когда пользователь не просто перепродает определенный товар, но и участвует в его производстве ответственность становиться солидарной, и требования соответственно могут предъявляться как правообладателю, так и пользователю, или обоим. При этом стоит отметить, что именно касательно качественных характеристик товара ответственность возникает независимо от того, чье качество оказалось хуже - правообладателя или пользователя. Также на договор коммерческой концессии распространяются общие положения об ответственности за качество продаваемых товаров или реализуемых услуг.


Тем не менее, нынешние нормы о солидарной и субсидиарной ответственности улучшают качественный климат франчайзинга на российском рынке, ведь правообладатель напрямую заинтересован в соблюдении качества. В случае же, если пользователь не соблюдает нормы о качестве, равно как и об обязанности вносить платежи согласно срокам, указанным в договоре правообладатель имеет право на расторжение договора в одностороннем порядке.[17]

Еще одним важным правом правообладателя является право на территориальное ограничение деятельности пользователей, дабы избежать конкуренции между участниками одной франшизы и повысить эффективность развития сети. Этому так же способствует установление правообладателем единых условий в ценовой политике.

Если рассматривать права и обязанности пользователя, то к ним можно отнести главным образом обязанность использовать коммерческое обозначение при ведении своей предпринимательской деятельности, использовать в полной мере товарные знаки и знаки обслуживания правообладателя в рамках объемов, определенных договором, а также обеспечивать единообразное качество и характеристики товаров и услуг.

Этому способствует обязательство строго следовать инструкциям и указаниям правообладателя при его содействии в направлении производства товаров и услуг правообладателя. Такие инструкции могут указывать и на формы документооборота в компании, и на принципы и конкретные параметры внешнего стиля оформления представительств компании, торговых площадей, формы сотрудников, рекламных конструкций и иные способы реализации переданных исключительных прав.

Также пользователь обязан предоставлять все те же товары и услуги, на которые мог рассчитывать клиент, обращаясь непосредственно к правообладателю.

Для содействия развитию франшизы может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить определенное количество субконцессий.

Важным моментом является обязанность пользователя не предоставлять информацию, являющуюся коммерческой тайной (как финансовые документы, так и промышленную документацию) третьим лицам, что может нанести непоправимый вред правообладателю.

Именно коммерческая информация является одним из важнейших объектов, права на использование которых передаются по договору коммерческой концессии. Через подобную информацию передается тот самый успешный коммерческий опыт и связанные с ним секреты производства или ведения бизнеса. Подобная информация, по сути является коммерческой тайной, хоть и не имеет собственных охранных документов. Главной правовой чертой подобной информации является ее действительная или потенциальная коммерческая ценность, при условии, что она не попадает к третьим лицам. Соответственно, та информация, которая находиться в открытом доступе для общественности не может считаться коммерческой тайной. Обладатель коммерческой тайны должен быть заинтересован в ее сохранности, на что должны быть направлены его действия техническим, юридическим или иным способом. Законным способом обладания такой информации как раз и является договор коммерческой концессии, так как именно по нему передаются знания о методиках ведения бизнеса франчайзера, способах производства его товаров, знания о предполагаемых перспективных разработках, будущих изменениях в ценовой или маркетинговой политике и т.д.