Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Становление и суть местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Недостатками этой модели считаются возможный бюрократизм, отстаивание комиссионерами интересов только своих подразделений, нарушение координации между подразделениями и, как следствие этого, утрата целостного видения стоящих перед сообществом проблем.

Комбинированная модель (Рис.7.), или смешанная, построена на том, что население избирает совет и мэра. Мэр, в свою очередь, назначает администратора, но при этом полномочия между ними могут быть различными. Администратор формирует свою администрацию, которая согласовывается с советом. Здесь так же, как и при сильном мэре, он отчитывается перед советом.

Население

Мэр

Совет

Администратор

Администрация

Рисунок 7. Комбинированная модель местного самоуправления

Особое значение в сфере управления муниципальным образованием отводится модели «мэр — собрание» (Рис.8.), смысл которой наиболее полно отражает специфику местного самоуправления. Если выбор одной из вышеуказанных моделей определяется в основном социально-политическими предпочтениями и не в очень сильной мере зависит от объекта управления, то модель «мэр — собрание» может быть рекомендована только для малых поселений, где функции представительного органа может осуществлять непосредственно население, где численность населения не превышает 25 тыс. чел.

Мэр

Население

Рисунок 8. «Мэр-собрание»

Единственным выборным лицом здесь является мэр (староста), который осуществляет полномочия главы местного самоуправления. Что касается принятия местного бюджета, утверждения порядка его исполнения и определения контрольных полномочий, то эти функции определяются на общем собрании граждан, созываемом 1 или 2 раза в год. В особых случаях либо при крайней необходимости может формироваться и небольшой аппарат управления.

В настоящее время на территории России наибольшее распространение в управлении городскими муниципальными образованиями получила модель «сильный мэр — совет», характерной чертой которой является совместная выборность главы администрации и представительного органа — городского совета. Данная модель утвердилась главным образом в крупных городах, где компетенция исполнительной и законодательной власти является строго разделенной. В больших городах Российской Федерации сформировалась типовая организационная структура управления городом, особенной чертой которой является сочетание отраслевого и территориального принципов. Будучи выбранным руководителем городской администрации, мэр, тем не менее, действует в узких границах бюджета, принятого городским советом, определяя тактику и стратегию в исполнении принятых представительным органом власти решений. Однако, располагая правом оперативного использования бюджетных средств, глава местного самоуправления подчас довольно свободно распоряжается ими, допуская их нецелевое использование. Поэтому функцию организации никак нельзя оторвать от функции контроля, значение которой особенно важно в режиме управления бюджетными ресурсами.


Если выбор одной из вышесказанных моделей определяется в основном социально-политическими условиями и не в очень сильной мере зависит от объекта управления, эта модель может быть рекомендована только для малых поселений, где функции представительного органа может осуществлять непосредственно население. В более распространенной отечественной терминологии эту модель следовало бы назвать «староста — сельский сход». Единственным выборным лицом здесь является староста, который и осуществляет полномочия всех органов местного самоуправления, за исключением утверждения местного бюджета, отчета о его исполнении и контрольных полномочий. При этом в случае необходимости аппарат увеличивается, во всяком случае, назначается или выбирается казначей.

Приведенными моделями не исчерпывается все многообразие организационных структур муниципального управления, но на их основе могут быть построены различные модификации и «гибридные» модели (сочетающие отдельные особенности базовых).

Важно, что базовые модели организационных структур местного самоуправления позволяют путем выбора из небольшого числа практически доказавших свое право на существование вариантов принять за основу один из них и применительно к конкретным условиям развить его до полной структуры органов управления муниципальным хозяйством.

2. Местное самоуправление Российской Федерации на современном этапе

2.1. Гражданское участие в процессе работы местного самоуправления

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления. Исходя из этого мы понимаем, что, предусмотрены две основные группы форм осуществления населением местного самоуправления.

Первая — форма прямого осуществления населением местного самоуправления проходя путем принятия важных для исполнения решений.

Вторая — форма участия общества в проведении местного самоуправления на основе собственного желания.


Формами прямого осуществления населением местного самоуправления являются:

- местные референдумы;

- муниципальные выборы;

- голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований;

- сходы граждан в малых муниципальных образованиях.

Ко второй группе форм относятся: участие граждан в опросах по различным вопросам местной жизни, собрания и конференции (собрания делегатов), публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, мирные массовые акции населения, а также разнообразные формы территориального общественного самоуправления.

Гражданское население города вправе участвовать в осуществлении процесса местного самоуправления и в иных формах, не перечащих законодательству, отсюда получается вывод что, перечень форм прямой демократии не коем образом не ограничен. Основываясь на принципах законности и добровольности в местном самоуправлении могут принимать участие граждане, имеющие такую возможность. Все государственные органы и их должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления обязаны оказывать помощь и поддержку людям в осуществлении ими местного самоуправления и участии в его осуществлении.

Попытаемся более подробно изучить и разобрать формы участия населения в местном самоуправлении.

Местный референдум

Местный референдум - является высшей формой власти народа на уровне муниципалитета. Проводится в целях решения непосредственно жителями вопросов муниципалитета. Нет нужды в утверждении какими-либо органами, а также должностными лицами, к исполнению обязательны на территории муниципалитета. Решение, которое принял местный референдум может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, прокурором, органами местного самоуправления, уполномоченными органами государственной власти.

Решение о проведении местного референдума принимает представительный орган муниципального образования по желанию населения, собственной инициативе, избирательных объединений или главы местной администрации. Порядок проведения местного референдума определяется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[5]. В референдуме, проводимом на местном уровне имеют право участвовать жители всего муниципального образования, обладающие избирательным правом. Он проводится путем тайного голосования, на основе равного и прямого избирательного права. Итоги проводимого референдума и принятое на нем решение в обязательном порядке должны быть опубликованы и доступны. Органы местного самоуправления в свое время обеспечивают исполнение решения, принятого на референдуме местного уровня, в соответствии с разграничением полномочий.


Муниципальные выборы

Выборы муниципального уровня проводятся с целью избрания депутатов и должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования. Назначение выборов осуществляется представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные по уставу муниципального образования. В некоторых случаях, установленных федеральным законом, выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом.

Гарантии соблюдения всех избирательных прав граждан устанавливаются федеральными законами. В соответствии с данными законами, органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать порядок проведения муниципальных выборов: назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей, регистрации кандидатов, правил голосования на избирательных участках, подсчета голосов и установления результатов выборов.

Процедура проведения муниципальных выборов использует различные избирательные системы. Основные из них — выборы по избирательным округам («мажоритарная» система) и пропорциональная система.

При проведении мажоритарной избирательной системы вся территория муниципального образования делится на несколько избирательных округов с почти равной численностью населения и от каждого округа избирается один депутат. В России данная схема является самой популярной так как является достаточно простой, привычной уже для всех граждан, и для органов власти. При проведении пропорциональной системы избиратели пришедшие на участок проводимый голосование, голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или блок партий, а депутатские мандаты распределяются пропорционально набранным голосам. В муниципалитете самостоятельно принимается решение о применении той или иной избирательной системы, местным сообществом самостоятельно в зависимости от местных условий и закрепляется в уставе муниципального образования.

Данные избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки.

Пропорциональная избирательная система— более приспособлена для выражения общего интереса территориального коллектива. Однако ее применение в России требует развитой политической структуры общества и устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне.

Разновидностью мажоритарной системы являются выборы по многомандатным округам, когда от одного избирательного округа избирается не один, а несколько (не более 5) депутатов. Избранными по округу считаются те кандидаты, которые набрали наибольшее количество голосов, в количестве, соответствующем числу мандатов. Данная система лучше всего решает задачу выражения депутатами общих интересов населения. В больших городах может применяться схема, при которой многомандатным избирательным округом является район города, но в городе несколько таких округов. В малых муниципальных образованиях выборы могут проводиться по единому многомандатному округу.


Возможна также смешанная избирательная система, при которой одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая — по пропорциональной. Сочетая положительные качества исходных систем, смешанная избирательная система позволяет обеспечить выражение как территориальных, так и групповых интересов населения.

Если основываться на уставах большинства муниципальных образований, для того чтобы одержать победу на выборах достаточно получить большинство голосов. Но не во всех, в некоторых уставах говорится, о том, что при выборе главы муниципального образования для победы необходимо абсолютное большинство голосов, здесь имеется в виду что более половины голосующих должны отдать свой голос за победителя. Если же такого не происходит, то проводится второй круг, в нем остаются участвовать два кандидата, набравшие в первом круге наибольшее количество голосов. Ну а для того чтобы одержать победу во втором круге необходимо набрать большее количество голосов чем оппонент.

Голосование населения

Основываясь на законодательстве Российской Федерации голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ или преобразования муниципального образования. Вся процедура по назначению и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

Для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления основанием могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Вся процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за это проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе) избирателей.

Так же на территории муниципального образования можно проводить голосование по поводу изменения границ, и оно считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, участвовавших в голосовании. По итогу проведения голосования необходимо провести официальное опубликование.