Файл: Нотариат в РФ (История становления правового регулирования нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В годы правления Петра Великого были значительные реформы, затронувшие практически все сферы жизни, в том числе и нотариат. При Петре I особое значение имела гербовая бумага, на которой совершали акты площадные подьячие, в противном случае акт являлся недействительным, о чем был вынесен Указ от 23 января 1699 года "Об употреблении гербовой бумаги для писания крепостей". "Крепость - акт, документ, подтверждающий право на владение какой-либо собственностью", в основном недвижимостью . Однако вскоре вместо площадных подьячих нотариальные функции выполняли уже крепостные писцы, а в 1729 году было официально введено слово "нотариус".

Как видно из вышеизложенного, нотариат, с момента возникновения его в России и до XVIII века, развивался не так стремительно, как в европейских странах, и изменялся лишь внешними данными: менялись наименование, структура, а сущность нотариуса оставалась прежней, в связи с чем не был раскрыт весь потенциал нотариата, несмотря на то, что развивались государство, торговые отношения, частная собственность.

Только XIX век в лице императора Александра II подарил России реформы, затронувшие и нотариальную деятельность. Императором в 1866 году было введено Положение о нотариальной части, отделившее нотариат от судебной власти. Отметим, что вплоть до правления Александра II нотариат входил в состав судебной власти .

Некоторые нормы Положения о нотариальной части легли в основу законодательства, регулирующего нотариальную деятельность и сегодня. Однако, несмотря на то что Положение о нотариальной части было специальным законом, регулирующим целиком и полностью деятельность нотариусов, оно имело множество пробелов и негативных нюансов. Так, нотариус М.М. Нейман отмечал, что со стороны граждан имелись жалобы на порядок удостоверения крепостных актов, а также на имеющийся в то время формализм . Крепостными актами являлись акты в отношении недвижимого имущества, и сначала такие акты совершались нотариусами, а затем утверждались старшими нотариусами. Таким образом, в соответствии с Положением о нотариальной части существовали две должности нотариусов: нотариусы, выполнявшие черновую работу (подготавливали акты и т.д.), и старшие нотариусы, за которыми было "последнее слово", так как только они имели право удостоверять акты. Именно такое деление возмущало народ, так как это затягивало процесс удостоверения актов, что приносило убытки сторонам договора. В Положение о нотариальной части вносились различные поправки и изменения вплоть до 1917 года.


После революции 1917 года нотариат находился в состоянии "спячки". Нотариус просто существовал, совершая иногда незначительные действия. Произошла некая стагнация нотариата, что и отразилось на его дальнейшем развитии. Было это связано с тем, что в Советский период истории России были упразднены многие правоохранительные органы. Так, в 1917 году Декретом о суде от 24 ноября были ликвидированы окружные суды и судебные палаты, институты судебных следователей, прокурорский надзор, присяжная и частная адвокатура . Нотариат официально упразднен не был, однако, как отмечает К.С. Юдельсон , деятельность нотариальных контор фактически была прекращена после совершения Великой Октябрьской революции.

В 1922 году с переходом к новой экономической политике нотариат постепенно пробуждается, появляются нотариальные конторы, а также нормативные акты и законы, регулирующие нотариальную деятельность. Но это были лишь частицы полноценного нотариата, который мог бы охранять и гарантировать права и интересы граждан. Такие государства, как Франция, Италия, Германия, уже использовали весь потенциал нотариата, причем частного нотариата, развивая тем самым правовую систему государства, в то время как в России существовали только государственные нотариусы.

В таком виде нотариат просуществовал вплоть до принятия в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), и с этого момента, наряду с нотариусами, работающими в государственных конторах, появляются нотариусы, занимающиеся частной практикой (ст. 1 Основ) . Указанный нормативно-правовой акт явился предпосылкой создания в России гражданского общества, основанного на принципах охраны и защиты прав и интересов граждан. Этому процессу активно послужили принципы деятельности нотариусов, установленные в Законе: независимость и беспристрастность, имущественная ответственность, а также непосредственная деятельность самих нотариусов. Исследование основных исторических этапов становления нотариата в России имеет важное значение для исследования его современного положения. И именно изучение основных периодов формирования нотариата в России позволило прийти к следующим выводам[12].

Процесс развития нотариата в России отличался от процесса развития в европейских странах своей нестабильностью и медлительностью. В европейских странах нотариат развивался очень стабильно, поступательно, как того и требовали тенденции соответствующего исторического периода. Одной из причин такого развития послужило распространение в Европе римского права. Россия же имела массу особенностей развития государства в целом, что и отразилось на развитии нотариата. Нотариат в России развивался очень нестабильно и медленно. Это было связано с особенностями истории России (монголо-татарское иго сыграло немалую роль в развитии государства), менталитета российского народа, отсутствием правовой культуры, влиянием восточных стран. Послереволюционный период пошатнул систему нотариата, что привело к застою в развитии нотариата. Можно отметить, что каждый раз с приходом нового царя или новой власти в России возникали новые органы, выполнявшие функции нотариата, новые нормативные акты, регулировавшие по-разному нотариальную деятельность, очень часто менялось наименование нотариата. Долгое время в России нотариат относился к судебной власти и был зависим от нее.


Ведь трудно представить государство (а особенно государство, имеющее романо-германскую правовую систему), не имеющее институт нотариата, так как именно нотариусы обеспечивают законность в стране, выступают гарантами охраны прав и интересов граждан. Без нотариусов правовая система в государстве рухнет, об этом свидетельствует факт, что даже после революции 1917 года власти не рискнули полностью упразднить нотариат. Необходимо отметить, что все особенности развития нотариата отразились на состоянии нотариата в России и в настоящий момент.

Что касается вопроса о возникновении "настоящего" нотариата в России, то, полагаем, нотариат в России - в его истинном понимании, со свойственным ему сочетанием публичного и частного интересов - сформировался с принятием Положения о нотариальной части 1866 года . А что было до этого момента, можно говорить лишь о прообразах нотариата и правоотношениях, отличительной чертой которых является обязательное участие нотариуса в их регулировании. Регулирование гражданско-правовых отношений в России до принятия вышеуказанного положения осуществлялось различными лицами, действующими в интересах либо государства, либо в собственных интересах .

​​​​​​​1.2. Современные подходы к определению понятия и сущности института нотариата

Сегодня термин "нотариат" может иметь несколько значений:

1) нотариат как система органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законом совершать нотариальные действия;

2) нотариат как отрасль законодательства, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области нотариата;

3) нотариат как наука и учебная дисциплина, предметом которой является изучение общих вопросов организации и деятельности нотариата, а также нотариальное делопроизводство;

4) нотариат как институт правовой нравственности.

В этой связи можно выделить два подхода к пониманию сущности нотариата: узкий и широкий. Узкий, или позитивный, подход подчеркивает легитимность нотариата через его связь с государством, свидетельствуя о его деятельности на основе правовых норм, установленных законодательными органами. Широкое понимание нотариата подразумевает не только его государственную принадлежность, но и другие составляющие, указывающие на него как на значимый общественный институт. Среди элементов широкого понимания выделяются такие, как функциональность института нотариата, правосознание и общественное сознание нотариусов, правовая культура нотариуса.


С точки зрения позитивного подхода институт нотариата можно определить как систему органов и как отрасль законодательства. Таким образом нотариат воспринимается М.Н. Марченко, который считает, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать, в соответствии с Конституцией РФ, иными законами, защиту прав и законных интересов граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий [13]. И.Г. Черемных определяет нотариат как систему наделенных властными полномочиями органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и общества в целом[14]. Данные определения раскрывают сущность нотариата только как института публичного права. Такое понимание следует и из законодательства. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате[15], нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Статья не раскрывает сущность института нотариата, а перечисляет его задачи - защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц и указывает на способы достижения этих целей. Определение термина "нотариат" не содержится в положениях иных актов законодательства РФ.

Что касается нотариата в Германии, то следует отметить несколько иной подход к характеристике определения нотариата. Некоторые ученые определяют "нотариат" как "публичную должность для засвидетельствования юридически значимых актов и иных задач в области предварительного правосудия" . Соответственно, нотариус выступает как "независимый носитель публичной должности (нотариата), призванный засвидетельствовать юридически значимые акты, и для выполнения иных задач в области предварительного правосудия в рамках добровольной подсудности" . Тождественное определение понятия нотариуса содержится в § 1 разд. 1 ч. 1 Федерального положения о нотариате ФРГ, согласно которому "в качестве независимых носителей публичной должности по засвидетельствованию юридически значимых актов и иных задач в области предварительного правосудия в землях назначаются нотариусы".

По мнению ученого Е.Н. Мизинцева, предусмотренная законодательством Германии характеристика нотариата как института "превентивной юстиции" применима к российскому нотариату[16]. Под "превентивной юстицией", по его мнению, следует понимать осуществляемую публично-правовыми институтами юридическую деятельность, направленную на защиту прав и предупреждение споров при возникновении частных правоотношений[17].


На наш взгляд, понятие "превентивная юстиция" неприемлемо в определении российского нотариата в теоретическом плане. Хотя бы по той причине, что закон не наделяет нотариальные акты абсолютной доказательной силой, в отличие от судебных. Судья всегда может усомниться в подлинности нотариального акта. Превентивная нотариальная функция российского нотариата только начинает развиваться, и применение данного термина в определении института нотариата можно рассматривать в будущем. Что касается термина "юстиция", то он равнозначен термину "правосудие". У российского нотариуса нет такого права. Его компетенция более узкая, чем у суда.

Нотариат как комплексная отрасль законодательства объединяет систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства.

В России нотариат как самостоятельная отрасль законодательства возникла 16 декабря 1993 г., когда Указом Президента РФ N 2171 "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства" был определен элемент под номером 389.000.000 как законодательство о нотариате. А Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 вышеупомянутый классификатор правовых актов отменен. Теперь законодательно закреплен классификатор нотариата 190.040.000, включающий: общие положения (190.040.010); организационные основы деятельности нотариата (190.040.020); нотариальные действия и правила их совершения (190.040.030) . Таким образом, законодательно предусмотрено, что нотариат не является самостоятельной отраслью законодательства РФ.

В.В. Ярков продолжает считать нотариат самостоятельной отраслью: "По своим юридическим признакам нотариальное законодательство представляет собой комплексную отрасль российского законодательства, объединяющую нормы, регулирующие нотариальную деятельность, а также особенности ее осуществления в отдельных правовых сферах"[18].

Еще с середины XX в. велся спор о выделении нотариата в самостоятельную "комплексную отрасль права". Многие правоведы долго придерживались мнения, что нотариат входит в предмет гражданско-процессуального права и выделять его нет необходимости[19].

На наш взгляд, выделение нотариата в самостоятельную отрасль необходимо. Кроме того, И.Г. Черемных точно и емко определил предмет и метод нотариального права. По его мнению, нотариальное право имеет комплексный предмет, включающий в себя общественные отношения в процессе совершения нотариальных действий, складывающиеся в ходе осуществления нотариальной деятельности (а также по поводу и в связи с ее осуществлением), и организационно-управленческие отношения в сфере нотариальной деятельности, подразделяющиеся на внутренние и внешние организационно-управленческие отношения . Комплексный предмет правового регулирования и двойственная природа института нотариата дали основание И.Г. Черемных заявить о специфическом методе нотариального права, в котором проявляются элементы дозволения, запрета и предписания, что определило метод нотариального права как в основном императивный, но с отдельными элементами диспозитивности.