Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Рынок ценных бумаг и его участники).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Институциональные инвесторы – это, как правило, «портфельные» инвесторы, т.е. организации, покупающие ценные бумаги эмитентов, а не вкладывающие деньги в хозяйство [14].

К ним относятся: страховые компании; взаимные фонды; траст-департаменты; пенсионные фонды; холдинговые компании; инвестиционные компании; инвестиционные фонды; Пенсионный фонд России.

Пенсионный фонд России образован в 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Капитализация средств Пенсионного фонда России как одна из функций предусматривается Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. Средства, которые Пенсионный фонд России может инвестировать в ценные бумаги, а также использовать для выдачи кредита заемщикам, составляют несколько миллиардов рублей в год.

В. Инвестиционные институты – это юридические лица, выполняющие следующие функции: организацию выпуска ценных бумаг и выдачу гарантий по их размещению в пользу третьих лиц; выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения в ценные бумаги; оказание консультационных услуг по выпуску и обращению ценных бумаг и др. Они осуществляют свою деятельность с ценными бумагами как исключительную.

Перечислим основные инвестиционные институты и их функции.

Инвестиционная компания организует выпуск ценных бумаг, выдает гарантии по их размещению в пользу третьих лиц, вкладывает средства в ценные бумаги, занимается куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг (объявление на определенные ценные бумаги цены продавца и цены покупателя, по которым инвестиционные компании обязуются их продавать и покупать). Инвестиционные компании должны формировать свои ресурсы только за счет собственных средств (средств учредителей) и эмиссии собственных ценных бумаг, реализуемых юридическим лицам. Они не имеют права формировать свои привлеченные ресурсы за счет средств населения.

Инвестиционный фонд выпускает акции с целью мобилизации денежных средств инвесторов и вкладывает эти средства от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады. При этом все риски, связанные с такими вложениями, доходы и убытки от изменений рыночной стоимости в полном объеме относятся на счет владельцев (акционеров) этого фонда и реализуются ими путем изменения текущей цены акций фонда.


Инвестиционный консультант оказывает консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Инвестиционные институты вправе действовать на рынке ценных бумаг только при наличии у них специальной лицензии, выданной Министерством финансов Российской Федерации. Лицензии могут выдаваться как на отдельные виды инвестиционной деятельности, так и одновременно на несколько видов. Специальный закон об инвестиционных институтах пока в Российской Федерации не принят [27].

Г. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. В качестве таковых выступают:

1) брокеры – поверенные комиссионера, действующие на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение сделок с ценными бумагами;

2) дилеры – юридические лица, осуществляющие куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет;

3) управляющие ценными бумагами от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока;

4) клиринговые организации, т.е. организации, деятельность которых направлена на определение и зачет взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов) по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;

5) депозитарии – организации, оказывающие услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги;

6) регистраторы – организации, занимающиеся деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг (сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных о реестре);

7) организаторы торговли (на фондовых биржах), которые осуществляют деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами.

Могут создаваться саморегулируемые организации профессиональных участников, представляющие собой добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечивающие условия для их деятельности, соблюдение стандартов профессиональной этики, защиту интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников, установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами [10].

Рынок ценных бумаг в России только складывается. Отметим черты, присущие ему на современном этапе:

1) развитие рынка сдерживается большим хозяйственным риском, политической и социальной нестабильностью;

2) он не направлен пока на выполнение своей главной функции – аккумуляцию свободных денежных средств для роста производства;


3) имеет небольшие объемы и по сути является полупустым;

4) структуры рынка ценных бумаг слишком мелкие, и их существует необъятное количество (более 2000, включая чековые и инвестиционные фонды);

5) по существу отсутствуют вторые эмиссии приватизированных предприятий, которые составляют подавляющее большинство;

6) беззащитность инвесторов на практике;

7) превалирование на рынке государственных ценных бумаг над корпоративными;

8) плохо развитая сеть для регистрации движения ценных бумаг;

9) недостаточная открытость и недоступность информации относительно ситуации на рынке ценных бумаг.

Заключение

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (п. 1 ст. 142 Гражданского кодекса РФ).

Ценная бумага остается имуществом, вещью вне зависимости от выбора способа фиксации прав из нее. Следовательно, для любой ценной бумаги с любой формой фиксации прав из нее действуют общие нормы гражданской оборотоспособности, установленные для имущества, для вещей.

Ценная бумага – это документ.

Ценная бумага должна иметь определенную форму и реквизиты. Как правило, требования к форме и реквизитам определяются в отдельных федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Как отмечается в п. 2 ст. 144 ГК РФ, отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.

Ценная бумага относится к категории движимых вещей. Ценная бумага является таковой только в случаях, определенных законом. Так, в ст. 143 ГК РФ указаны некоторые виды ценных бумаг. Ценная бумага удостоверяет обязательственные права.

Ценная бумага удостоверяет имущественные права, в частности акция удостоверяет право акционера на дивиденд, ликвидационную квоту. Чек удостоверяет право получить платеж от банка, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. В то же время некоторые ценные бумаги могут удостоверять и неимущественные права, например акция удостоверяет право на участие в управлении акционерным обществом, право голоса, право на информацию и др.

Список использованных источников


  1. Андрюшин С., Кузнецова В. Приоритеты денежно-кредитной политики центральных банков в новых условиях // Вопросы экономики. – 2011. - № 6. – С. 57 – 59.
  2. Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: Кнорус, 2009. – 448 с.
  3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2011. – 688 с.
  4. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: Кнорус, 2010. – 606 с.
  5. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия. – М.: Эксмо, 2008. – 652 с.
  6. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2009. – 448 с.
  7. Жученко О.А. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование // Вестник государственного гуманитарного университета. – 2009. - № 3. – С. 65 – 73.
  8. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра-М, 2007. – 522 с.
  9. Коршунов Д.А. О построении модели общего равновесия для экономики России // Деньги и кредит. – 2011. - № 2. – С. 56 – 67.
  10. Криворотова Н.Ф., Урядова Т.Н. Актуальные проблемы денежно-кредитной политики России // Terra Economicus. – 2012. - № 3. – С. 24 –
  11. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 640 с.
  12. Лукша Н. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономико-политическая ситуация в России. – 2012. - № 12. – С. 9 – 11.
  13. Малхасян А.М. Направления совершенствования денежно-кредитной политики Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2012. - № 43. – С. 51 – 62.
  14. Матовников М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. – 2012. - № 1. – С. 32 – 34.
  15. Милюков А.И., Пенкин С.А. Денежно-кредитная политика как фактор роста российской экономики // Банковское дело. – 2011. - № 9. – С. 21 – 24.
  16. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.
  17. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.: Бином, 2010. – 480 с.
  18. Улюкаев А.В. Новые вызовы денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. – 2012. - № 11. – С. 3 – 5.
  19. Финансы и кредит / Н. В. Байдукова. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшее образование, 2012. – 610 с.
  20. Финансы: учеб. / А. П. Балакина. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 382 с.
  21. Финансы: учеб. / Н. И. Берзон. – Москва: Юрайт, 2013. – 590 с.
  22. Фридман А.М. Финансы организации (предприятия). – М.: Дашков и Ко, 2011. – 488 с.
  23. Челноков В.А. К вопросу о сущности, функциях и роли современных денег // Деньги и кредит. – 2010. - № 5. – С. 68 – 70.
  24. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 620 с.
  25. Экономика и финансы предприятия / Под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Маркет ДС, 2010. – 344 с.
  26. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2007. – 592 с.
  27. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт, 2011. – 522 с.