Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Налоговый учет в Российской Федерации, его формирование и использование ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоговый учет – это ведение регулярного и непрерывного учета всех налогооблагаемых объектов, а также вычисление базы налогообложения посредством составления расчетных корректировок на основе данных бухгалтерского учета. Таким образом, налоговый учет применяется исключительно для определения полной и корректной суммы, подлежащей уплате в федеральный и местный бюджеты, а также для реализации налогового контроля. Путем отражения доходов и расходов регистры налогового учета формируют полную и достоверную информацию об объектах, подлежащих налогообложению, рассчитывают показатели, применяемые при вычислении налоговой базы, и определяют налоговые платежи за отчетный период.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет − это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе.

Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятий доходов в пользу государственного бюджета. В силу сложившихся в настоящее время особенностей развития рыночных отношений в России государство предъявляет к информационным системам коммерческих предприятий ряд важных требований, способствующих реализации двух главных программ:

— привлечение зарубежных инвестиций в экономику;

— наполнение доходной части федерального и местного бюджетов.

Оба направления до недавнего времени обеспечивались структурами бухгалтерского учета и контролировались Министерством финансов Российской Федерации. Налоговый учет предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам, исходя из которых, они обязаны рассчитывать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.


Налоговая политика большинства суверенных государств, исторически сложившихся по национальному признаку, включает в себя три основные цели: 1) формирование доходной части бюджета; 2) содействие устойчивому развитию экономики; 3) обеспечение социальной справедливости. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, включая справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налоговые декларации.

Думается, что в настоящее время налоговый учет в системе налогообложения предприятий и организаций достиг такого качественного уровня, когда бессистемное и эпизодическое его правовое регулирование является недопустимым. Положение, в результате которого те или иные нормы о налоговом учете разрознены и не имеют общих методологических принципов, неизбежно приводит к запутанности организации финансового учета на предприятиях, создает условия для налоговых правонарушений, совершаемых неумышленно, а также выступает источником постоянных правовых конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками. Только принятие унифицированного нормативного документа, посвященного налоговому учету, может исправить сложившееся положение и придать новый толчок в развитии и совершенствовании всей системы финансовых отношений.

Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой - налогового администрирования - совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.

Бухгалтерский и налоговый учет неотделимы друг от друга, а точнее, последний следует из первого. По окончании отчетного периода (в большинстве случаев это календарный месяц) организация подводит итоги своей хозяйственной деятельности, определяя финансовый результат – прибыль или убыток, который определяется как сумма полученных денежных средств от всех видов деятельности за вычетом общих расходов. На основании полученных данных заполняются налоговые декларации, которые должны быть предоставлены в ИФНС по месту постановки на учет в определенные сроки.

Актуальность: Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации. Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы. Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций. Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах. Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.


Целью написания данной курсовой работы является исследование процесса становления и развития налогового учета России. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- изучить развитие налогового учёта в России и его взаимосвязь с бухгалтерским учётом;

- определить этапы формирования налогового учета в РФ;

- изучить деятельность налоговых органов с целью постановки налогового учета;

- определить пути совершенствования налогового учета и государственные меры совершенствования налоговой системы РФ;

- исследовать перспективы развития налогового учета Российской Федерации.

Объектом исследования в курсовой работе является налоговый учет в России. Предметом исследования выступают этапы становления и развития налогового учета России.

1. Налоговый учет в Российской Федерации, его формирование и использование

1.1. Развитие налогового учёта в России

История налогообложения берет начало с момента возникновения государства. На начальном этапе налоги характеризовались нерегулярностью и взимались только при необходимости пополнения казны. По сравнению с Европой (V-IV вв. до Р.Х.), на Руси налоговая система возникла гораздо позднее. Первые попытки ее создания относят к концу IX в., когда началось объединение Руси. В это время основным источником доходов государства была дань, и она являлась прямым налогом. Кроме того, вводится косвенное налогообложение в форме различного вида пошлин, а затем, чуть позднее, примерно в ХII-ХIII вв. - сбор за право торговли, оброк и поземельный налог. В XVI-XVII вв. вводятся акцизы на соль, которые были отменены после «соляных бунтов», и налог на имущество. [15]

Последующее развитие налоговой системы можно охарактеризовать следующими основными этапами. [18]

Создание наиболее стройной финансовой и налоговой системы относится к эпохе Петра I (1672-1725). Это период бурного развития промышленности, горного дела, добычи полезных ископаемых. По-новому развивается торговая деятельность, чему способствует развитие транспортной сферы. Была произведена реорганизация армии, создается Российский флот. Все это требует значительных денежных средств. Доходы государства пополняются военными налогами, подушной податью, вводится промысловый налог, совершенствуется таможенная политика, главным образом, через таможенные пошлины. [15]


Дальнейшее развитие система налогообложения получила в период Царствования Екатерины II (1729-1796). Существенно изменилось налогообложение купечества, были отменены промысловые налоги, и подушная подать и введен гильдейский сбор. Изменениям подверглась и финансовая система. Происходит упорядочение системы управления финансами: создаются губернские Казенные палаты - для управления финансовыми делами в губерниях и экспедиция о государственных доходах, которая занималась учетом и контролем за доходами и расходами государства, а также взысканием штрафных санкций.

Дореволюционная Россия характеризуется достаточно современной системой налогообложения, отвечающей требованиям своего времени.

Система включала как прямые, так и косвенные налоги. Прямые налоги включали: подушную подать (основной прямой налог), промысловый налог, (основной и дополнительный), поземельный, налог на недвижимую стоимость, квартирный налог, налог с городской недвижимости и налог на денежный капитал. [15]

В число косвенных налогов входили: питейный налог (акциз на алкогольные напитки), приносивший самый крупный доход государственной казне, акцизы на табак, соль, спички, керосин и ряд других товаров, а также специальные государственные сборы, взимаемые с пассажиров за проезд или провоз багажа любым видом транспорта. Кроме того, вводятся паспортные сборы, пошлины с имущества переходящего по наследству или при дарении.

Наряду с государственными, появляются и местные земские налоги, и сборы, которые устанавливались земскими учреждениями. К ним относятся сборы с земли, фабрик, заводов, торговых и ремесленных заведений и др. [19]

С 1917 г. начинается советский период формирования системы налогообложения. Становление Советской России характеризуется глубоким кризисом всей финансовой и налоговой системы, вызванный первой мировой, гражданской войной, иностранной интервенцией. Существенный доход государства составляла эмиссия денег. Однако их недостаток компенсировался введением натуральных налогов: сначала продовольственного налога (продналога), затем продразверстки. [3]

Некоторое оживление и стабилизация финансовой системы наступили в 20-х годах после провозглашения нэпа. В этот период развития российской экономики были введены элементы рыночного хозяйства (снят запрет на торговлю, местный кустарный промысел, появляются иностранные концессии, проводятся мероприятия по укреплению рубля). Из прямых налогов периода нэпа взимались сельскохозяйственный, промысловый, походно-поимущественный, гербовый сбор, наследственные пошлины, налог на сверхприбыль и др., а из косвенных - акцизы и таможенное обложение.


В целом налоговая система Советского государства сформировалась к 1930-1932 гг., когда в соответствии с постановлением ЦИК и СНП СССР была проведена налоговая реформа (1930). [3]

Основная цель реформы состояла в упрощении системы налогообложения. В результате существенно сократилось количество налогов. Так из 60 видов платежей предприятий (всего было около 90 видов налогов и сборов) осталось только два: для государственных предприятий - налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных - налог с оборота и подоходный налог. [15]

В военный и послевоенный периоды продолжается совершенствование налоговой системы. Вводятся дифференцированные прогрессивные ставки по подоходному налогу, определяются льготные категории плательщиков. Кроме того, вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР и определен необлагаемый минимум. Взимаются местные налоги: земельный налог, налог с владельцев строений, транспортных средств.

Дальнейшее совершенствование системы хозяйствования в СССР, переход к рыночным отношениям привели к необходимости коренной перестройки финансово-бюджетных отношений государства с хозяйствующими субъектами, разработки, становления и совершенствования налоговой системы, отвечающей мировым требованиям. [18]

Налоговая система России, введенная с 1992 г., представляет собой пакет законов и законодательных актов, который разрабатывался с учетом мирового опыта налогообложения, а также особенностей переходного периода России к рыночным отношениям. Однако этот пакет имел не только серьезные недостатки и просчеты, но и постоянно подвергался и подвергается корректировкам, что вызывает серьезную и обоснованную критику участников налоговых отношений, т.е. налогоплательщиков и специалистов налоговой службы. Все это привело к необходимости создания и введения в действие Налогового кодекса. [18]

Первая часть Налогового кодекса введена в действие 1 января 1999 г. С введением Налогового кодекса, который является законодательным документом, осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения и, после принятия его в целом, должен стать единым документом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и заканчивая порядком расчетов и уплаты налогов.

Однако Налоговый кодекс предполагает не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование путем устранения выявленных недостатков. В Налоговом кодексе сохраняются основные налоги, которые взимаются в России и зарубежных странах и к которым уже привыкли российские налогоплательщики. [15]