Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Налоговый учет в Российской Федерации, его формирование и использование ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Налоговом кодексе устанавливается четкая кодификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций. [19]

Налоговый кодекс дает возможность создать единую и согласованную налоговую систему, исключает возможность издания и принятия огромного количества нормативных документов и подзаконных актов, позволяет отрегулировать практически все проблемы, возникающие между налогоплательщиком и налоговыми органами, четко указать налогоплательщику «правила игры», чтобы избежать произвола со стороны фискальных служб.

Кроме того, Налоговый кодекс обеспечивает твердую гарантию каждому участнику налоговых отношений в вопросах: кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринимать те или иные действия и какова должна быть реакция на них. [19]

Особенно важным становится то обстоятельство, что перечень налогов разного уровня будет исчерпывающим, т.е. ни один орган власти не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменит условия хозяйствования для предприятий, повысит их уверенность в устойчивости налоговой систему, а также ограничит возможности региональных и местных органов власти по изобретению новых налогов.

Налоговый кодекс включает две части. Первая - «Общие положения (общая часть)» введена в действие с 1 января 1999 г. В ней определяются правовые основы, основные элементы налоговых отношений и правила налогообложения. Эта часть Налогового кодекса близка закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Вторая часть включает федеральные, региональные и местные налоги. Она представляет собой законодательную базу налогообложения по федеральным налогам и принципы налогообложения по региональным и местным налогам. [2]

Таким образом, за годы реформирования бухгалтерского и налогового учета в России создана нормативно-правовая база, в целом отвечающая соответствующим требованиям рыночной экономики.

Вместе с тем имеются и негативные явления. В частности, наметился разрыв в регулировании бухгалтерского учета и налогообложения, следствием чего стало появление главы 25 НК РФ. Вопреки международному опыту и отечественной практике, данные налогового учета не базируются на показателях бухгалтерского учета, полностью игнорируется системный подход к отражению фактов хозяйственной деятельности и калькуляционной принцип исчисления затрат.

Актуальность темы исследования с точки зрения учетных проблем современности заключается в том, что понятие налогового учета является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. [3]


Однако проблемы налогового учета и порядка его формирования стали актуальны совсем недавно. В рамках проводимой налоговой реформы с 1 января 2002 года на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации законодательно установлена обязанность предприятий всех отраслей экономики независимо от формы собственности вести налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. Однако одна из проблем развития налогового учета в том, что порядок бухгалтерского учета налога на прибыль, как-то кредитование счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», регламентирован Планом счетов бухгалтерского учета гораздо раньше. [2]

С 01 января 2003 года законодательством уже регламентированы базовые принципы налогового учета при применении специального налогового режима упрощенной системы налогообложения. С 09 июня 2003 года ведение налогового учета обязательно для субъектов хозяйствования, применяющих систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. [15]

Вторая серьезная проблема развития налогового учета в том, что ведение налогового учета для исчисления всех остальных налогов, установленных на территории России, законодательно не определено. Третья серьезная проблема развития налогового учета в том, что абсолютно все налоги исчисляются и уплачиваются на основе данных «налогового учета», даже если в нормативных правовых актах, устанавливающих эти налоги, термин «налоговый учет» прямо не упоминается.

Четвертая проблема современной практики бухгалтерского учета России в том, что сложилась правоприменительная практика санкций за отсутствие регистров налогового учета. [18]

Понятно, что введение налогового учета в хозяйственную практику предприятий вызвало множество вопросов, связанных с его организацией, ведением и автоматизацией, причем не только у бухгалтеров, которые непосредственно делают проводки и исчисляют налоги, но и у теоретиков, которые никогда не держали в руках главной книги предприятия. Ответов на многие из этих вопросов пока не найдено.

Налоговый учет по всем налогам и специальным налоговым режимам, законодательно не регламентирован. Научная база налогового учета, несмотря на его важность для правильного разнесения по счетам сумм налогов, разработана крайне слабо. Однако в виду краткосрочной исторической перспективы такого явления как налоговый учет в российской учетной практике степень изученности формирования налогового учета в нашей стране остается невысокой. [18]


Так не сформулирован единый подход к оценке современного состояния налогового учета, в частности в отношении ряда конкретных налогов и специальных налоговых режимов; отсутствует обоснованная гипотеза единства налогового учета; остаются не сформированными научные предпосылки развития налогового учета в России; предложение, исследование и обоснование модели формирования налогового учета; отсутствует универсальная разработка и обоснование системы налогового учета с целью ее интегрированного практического применения при составлении и представлении отчетности. [15]

Кроме того, принципиальное значение для развития налогового учета имеет, непроработанность его теоретических положений, что выливается в проблемы постановки налогового учета в хозяйственной практике предприятий. Так, несмотря на официально декларированное введение налогового учета в настоящее время диапазон взглядов специалистов на его развитие в контексте налоговой реформы (от необходимости корректировки до нивелировки красным сторно) свидетельствует о серьезных противоречиях в этой области. [19]

Экономический рост в современной России привёл не только к ускорению темпов общественной динамики, но и к экспоненциальному усложнению рыночной системы. Подобное положение дел сформировало в России наличие двух законодательно установленных и контролируемых государством систем учёта деятельности организаций и предприятий, а именно бухгалтерского и налогового учёта. Разделение учёта на несколько видов отражает естественное стремление руководства предприятия наиболее удобным образом осуществлять контроль за поступлением и расходованием средств организации с целью достижения цели деятельности организации (которое выражается в бухгалтерском учёте) и такое же естественное стремление государства по контролю правомерности финансовых операций организации и отсутствия сокрытия сведений о фактах хозяйственной деятельности (выражающееся в наличии налогового учёта). [15]

Налоговый учёт - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. [2]

1.2. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учёта


Развитие бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу подразумевало сближение правил налогового учёта с правилами бухгалтерского учёта. [13] Проблема взаимосвязи бухгалтерского и налогового учёта остаётся актуальной и по сей день. Хозяйственная деятельность любого предприятия включает в себя ведение налогового и бухгалтерского учёта, которые играют важнейшую роль в системе управления предприятием. Изначально на предприятиях использовалось интегрированное ведение бухгалтерского и налогового учета, однако позже они стали регламентироваться отдельно. Разделение учётов является не только российским феноменом. Все национальные экономические системы, основанные на закономерностях рынка в разные периоды развития, разделяли эти типы. В России это произошло немного позже в силу национальной специфики, связанную с переходом от командно-административной экономической системы к рыночной. Российская экономика начала движение к рынку: появились частные собственники, предприниматели, возникла необходимость собирать с них налоги, контролировать их деятельность. В этот период перехода к рыночной экономической системе появились первые элементы корректировок бухгалтерских показателей в целях уплаты налога на прибыль в связи с принятием Закона РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Необходимость разделения налогового и бухгалтерского учета обусловлена историческим процессом усложнения хозяйственной деятельности, развития рынков товаров и капиталов, а также систем налогообложения. [2]

Налогообложение имеет многовековую историю. Люди в целях выживания пришли к выводу, что необходимо жертвовать некоторую долю своих доходов высшим силам. Так возникло натуральное налогообложение, и «десятина» стала ставкой жертвоприношения, то есть изымалось 10% от всего дохода. По мере развития человечества от Древнего Египта до средневековой Европы эта ставка трансформировалась в пределах от 5 до 10%. В начале XVIII века в европейских государствах сформировались рациональные системы налогообложения. К середине XX века сложились налоговые системы капиталистических государств Европы. Что касается России, то до конца 1991 года налоговая система не содержала каких-либо определённых требований по ведению специального учёта для целей налогообложения. Начиная с первой половины 1995 года, расхождение между бухгалтерским и налоговым учётом усиливалось. Это было связано с тем, что только лишь бухгалтерских приёмов стало недостаточно для верного исчисления налогов и других. Таким образом, «разделение налогового и бухгалтерского учёта нарастало ещё с давних времён, только в разных странах это происходило в разные периоды». [15]


Прежде чем более подробно анализировать взаимосвязь налогового и бухгалтерского учёта следует обратить внимание на смысловое значение двух понятий.

«Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности». [1]

«Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ». [2]

Определение налогового учёта появилось в 2002 году в связи с введением новой 25 главы «Налог на прибыль организаций» в Налоговом кодексе РФ. С этого времени налоговый учёт стал таким же обязательным атрибутом учётной системы организации, как и бухгалтерский. С 2013 года бухгалтерский и налоговый учёт стали регламентироваться отдельно.

Исходя из этих понятий, можно сделать вывод, что отожествлять бухгалтерский и налоговый учёт нельзя. Бухгалтерский учет предназначен для формирования информационной базы о деятельности организации и ее имущественном положении, для обеспечения информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а налоговый учет предназначен для целей определения налоговой базы, размера налога для дальнейшей уплаты его в бюджет. Получается, что «главной причиной разделения учетов является фундаментальное различие между целями налогообложения и целями формирования финансовой отчётности для принятия управленческих решений». Помимо этого, различия существует ряд других, которые подтверждают несовместимость учётов.

В первую очередь, в бухгалтерском и налоговом учёте выделяются разные этапы учётного процесса. Основными этапами бухгалтерского учета являются сбор, регистрация и обобщение информации. Налоговый учет, как правило, состоит только из этапа обобщения информации. [14]

Оба типа учетов подчиняются разным законам, нормативным документам. Бухгалтерский учет ведется на основании Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года, отраслевых стандартов («Отраслевой стандарт бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами в не кредитных финансовых учреждениях», «Отраслевой стандарт бухгалтерского учёта вознаграждений работникам в не кредитных финансовых организациях»). [1]