Файл: Налоговая система как фактор экономической стабилизации (Экономическая сущность налоговой системы РФ).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Структура налоговой системы России
1.2 Виды и классификация налогов
2. Роль налогов в экономической стабилизации в России
2.1 Роль налогового регулирования в достижении экономической стабильности
2.2 Основные проблемы налоговой системы РФ
Налог устанавливается только государством, при этом государство действует, опираясь на свои полномочия как субъекта политической власти. Негосударственный субъект не может установить и ввести налоги. Этим признаком налог отличается от любых других обязательных платежей, устанавливаемых негосударственными субъектами (сборов, устанавливаемых органами общественного самоуправления граждан; обязательных взносов, вытекающих из членства в той или иной хозяйственной, политической или общественной организации, и т. п.).
Право государства устанавливать любые налоги в любом размере на любые объекты и проводить любую налоговую политику в пределах своей территории является налоговым суверенитетом, который с юридической точки зрения неограничен. Налог носит односторонний характер. Принудительный характер налога проявляется в трех моментах. Во-первых, налог устанавливается и вводится государством против воли и желания налогоплательщиков, т. е. принудительно. Во-вторых, при уплате налога его плательщик опять-таки в принудительном порядке лишается части своей собственности. В-третьих, если налогоплательщик не выполнит своего налогового обязательства, то государство осуществляет взимание недоимки (неуплаченной в срок суммы налога) в принудительном порядке. Налоги выражают собой финансовые отношения, отличающиеся от товарно-денежных отношений тем, что выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопровождающееся встречным движением стоимости в товарной форме.
Налоговый кодекс РФ дает легальное (законодательное) определение налога. Кодекс предусматривает, что «Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 НК РФ). Надо сказать, что это достаточно точное и научно корректное определение налога, вполне отвечающее потребностям правового регулирования налоговых отношений и практике осуществления налоговой деятельности государства применительно к условиям Российской Федерации.
Государственное воздействие на развитие экономики страны выражается в системе мер по регулированию развития государства в целом, его регионов и отдельно взятых хозяйствующих субъектов - организаций. Государственное регулирование, осуществляемое посредством налоговой политики, проявляется в реализации системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.
В настоящее время налоговые администрации применяют прогрессивные методы планирования и прогнозирования структуры налогового потенциала, а также способы расчета и разложения совокупной налоговой нагрузки по индивидуальным плательщикам, предприятиям, отраслям и территориям
Сущность налогов раскрывается в его функциях, которые выявляют их социально-экономическую направленность, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Я. С. Глущенко в своей статье «Сущность, функции и виды налогов» отмечает, что «развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции — фискальную, стимулирующую, регулирующую и распределительную.
- Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
— регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся: законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
— регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами;
— путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
- Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
- Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научнотехнических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
- Фискальная функция заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно [4, с. 68].
Все методы государственного регулирования в теории условно разделяются на прямые и косвенные. Прямые основаны на властно-распорядительных отношениях. Косвенные направлены на создание экономической заинтересованности. Именно к косвенным методам относятся политика государства в сфере налогообложения. Косвенные методы государственного регулирования в рыночных отношениях получили наиболее широкое распространение.
Налоговое регулирование выражается в характеристиках тесной связи налогов с государственной властью, законодательно-установленном порядке платежей, влиянии налогов на экономические процессы в регионах и развитие хозяйствующих субъектов - организаций. Налоговая политика в современной экономической литературе характеризуется как одна «... из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач» [7]. Понятно, что сущность и содержание налоговой политики в каждой отдельно взятой стране будут отличаться общенациональными целями государства, соотношениями между формами собственности, особенностями политического строя.
Налоговая политика государства — это выражение цели и степени государственного вмешательства в экономику, развивающуюся под влиянием сложившихся объективных внутренних и внешних факторов. Поэтому налоговая политика обусловлена: стратегическими целями, определяющими развитие национальных экономик; содержанием международных обязательств в сфере государственных финансов; наконец, социально-экономическим строем общества и приоритетным влиянием на властные структуры определенных социальных групп и др. Задачи налоговой политики сводятся в основном: к мобилизации денежных средств в виде налогов и налоговых платежей в бюджеты всех уровней; к повышению уровня экономического развития государства, содействию решения его экономических, политических и социальных проблем за счет сформированной доходной части бюджета.
Для реализации главных задач необходимо создание благоприятных условий для активного бизнеса и стимулирования экономического роста хозяйствующих субъектов. Это влияет на эффективность сочетания интересов государства, общества и хозяйствующего субъекта-налогоплательщика, поскольку позволяет достичь оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, поступающими в бюджет и распределяемыми при помощи бюджетных механизмов.
Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской финансовой науке и практике.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка.
В России субъектами налоговой политики являются Российская Федерация, республики, области, края, автономная область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправления: города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Российской Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.
Налоговый правовой режим не лишен также правовых стимулов и дозволений. Правовым стимулом может выступать, например, налоговая льгота, предусмотренная для определенного круга налогоплательщиков. Дозволения в налоговом праве выражены в законодательных нормах. Примером может служить ст. 21 НК РФ, которая содержит перечень прав, предоставленных налогоплательщику (получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, которые установлены НК РФ, и др.) [1].
Таким образом, в основе налогового правового режима лежат позитивные обязательства, запреты и правовые ограничения. Правовые стимулы и дозволения носят вспомогательный характер. При этом нельзя отрицать, что для определенной категории налогоплательщиков, при осуществлении ими конкретного вида деятельности, получающих определенный уровень доходов, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусматривается особый порядок налогообложения, где на первое место могут выходить правовые стимулы.
Налоговое регулирование необходимо с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики.
Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к экономическим субъектам, так и к органам Министерства РФ по налогам и сборам в лице его конкретных территориальных органов.
Проблемы рационализации российской налоговой системы сводится к изысканию все новых способов мобилизации дополнительных средств в казну государства. Определяющим способом является ужесточение мер налоговой ответственности за нарушения налогового законодательства. В связи с этим резко усиливается роль налоговых администраций в обеспечении полноты исчисления и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные государственные фонды.