Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Документарные и бездокументарные).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восстановление прав по утраченной ордерной ценной бумаге полностью изменилось. Раньше оно осуществлялось в порядке вызывного производства, теперь же лицо, утратившее ордерную ценную бумагу, может восстановить свои права только в порядке искового производства. При этом свои требования лицо будет заявлять либо ответственному за исполнение по ценной бумаге, либо фактическому владельцу ордерной ценной бумаги. Согласно новым правилам лицо, утратившее ордерную ценную бумагу, вправе заявить в письменной форме об этом всем обязанным по ней лицам с указанием причин утраты.

Подчеркиваем, что законодатель говорит о «праве заявить». Такой подход логичен и обоснован. Если лицо, утратившее ордерную ценную бумагу, желает ее вернуть или получить исполнение по ней, он принимает соответствующее решение, и все его действия в дальнейшем подчиняются правилам о восстановлении прав по ордерной ценной бумаге. Если же лицо не желает защищать свое право, то просто не предпринимает никаких действий. Однако здесь может возникнуть следующая проблема. Лицу, утратившему ценную бумагу, могут быть неизвестны все индоссанты (к примеру, он может их не помнить, не сохранились сведения о них), и в этом случае он не сможет известить об утрате ценной бумаги всех обязанных по ней лиц. Тем не менее, как минимум, его индоссант и лицо, выдавшее ценную бумагу, ему будут известны. Обязанное лицо, получившее заявление лица, утратившего ордерную ценную бумагу, в случае предъявления ее иным лицом должно приостановить исполнение предъявителю ценной бумаги и сообщить ему о притязаниях заявителя, а также сообщить заявителю о лице, предъявившем ценную бумагу.

Если в течение трех месяцев со дня заявления лица об утрате ордерной ценной бумаги лицо, утратившее ценную бумагу, не обратилось в суд с соответствующим требованием к предъявителю ценной бумаги, обязанное лицо должно произвести исполнение предъявителю ценной бумаги. Если спор между лицом, утратившим ценную бумагу, и лицом, предъявившим ценную бумагу, разрешен судом, исполнение производится лицу, в пользу которого принято судебное решение. При отсутствии спора о праве на ордерную ценную бумагу лицо, утратившее ее, вправе потребовать в судебном порядке исполнения от обязанного лица. Полностью изменился и порядок восстановления прав по утраченной именной документарной ценной бумаге.

По старым правилам это осуществлялось путем обращения к лицу, выдавшему ценную бумагу. Теперь восстановление прав по утраченной именной документарной ценной бумаге производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в соответствии с процессуальным законодательством по заявлению лица, утратившего такую ценную бумагу, а в случаях, предусмотренных Законом, также иных лиц.


Определенную специфику имеет порядок восстановления прав по именным документарным бумагам, в отношении которых ведется учет.

При утрате учетных записей о владельцах именных документарных ценных бумаг лицо, ведущее учет, обязано опубликовать незамедлительно информацию об этом в средствах массовой информации, в которых подлежат опубликованию сведения о банкротстве, и предложить лицам, которые были указаны в качестве правообладателей в учетных записях, представить именные ценные бумаги в срок, который указан при опубликовании информации и который не может быть менее трех месяцев с момента ее опубликования.

Учетные записи о владельцах именных документарных ценных бумаг должны быть восстановлены лицом, ведущим такой учет, в течение месяца со дня окончания срока представления ценных бумаг их владельцами. При уклонении лица, ведущего учет, от восстановления учетных записей они подлежат восстановлению судом по иску заинтересованного лица в порядке, установленном процессуальным законодательством.

При этом лицо, обязанное по именной документарной ценной бумаге, и лицо, осуществляющее по его поручению учет прав на ценные бумаги, несут солидарную ответственность за убытки, причиненные владельцам таких ценных бумаг в результате утраты учетных записей или нарушения порядка и сроков восстановления таких записей, если не докажут, что утрата или нарушение имели место вследствие непреодолимой силы. Аналогичное правило установлено и в отношении бездокументарных ценных бумаг.

На наш взгляд, возложение такой ответственности на лицо, обязанное по именной документарной ценной бумаге, противоречит принципам добросовестности и разумности. Обязанное лицо не вправе вести учет прав по таким ценным бумагам самостоятельно, поэтому вынуждено заключить договор с профессиональным участником рынка ценных бумаг, и с момента заключения такого договора его нельзя считать ответственным за ненадлежащее ведение учетных записей.

По нашему мнению, его ответственность за утрату учетных записей должна наступать только при наличии его вины. При анализе правил о бездокументарных ценных бумагах следует остановиться на следующих важных моментах.

Во-первых, с 1 октября 2014 года акционерные общества лишаются права вести реестр своих акционеров самостоятельно и обязаны передать ведение реестра профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

Во-вторых, теперь и в ГК РФ содержатся правила о порядке учета прав на бездокументарные ценные бумаги. Передача прав на них, залог, обременение другими способами бездокументарных ценных бумаг, а также ограничения распоряжения ими могут осуществляться только посредством обращения к лицу, осуществляющему учет прав на бездокументарные ценные бумаги, для внесения соответствующих записей. Отражение в правилах ГК РФ особенностей бездокументарных ценных бумаг является их несомненным достоинством.


В-третьих, Законом могут быть установлены случаи, когда на определенную дату фиксируется перечень лиц, имеющих право требовать исполнения по бездокументарным ценным бумагам. В этом случае надлежащим признается исполнение, произведенное таким лицам. Необходимость появления такого правила связана с тем, что по некоторым ценным бумагам исполнение происходит периодически (например, акции, инвестиционные паи), и список владельцев составляется на определенную дату. Если после этой даты кто-то из владельцев произвел отчуждение ценных бумаг, исполнение по ним в этот период все равно получит он, а не их приобретатель.

В-четвертых, пожалуй, самым проблемным и болезненным вопросом существования бездокументарных ценных бумаг по-прежнему остается вопрос защиты прав их владельцев. За годы формальной правовой неопределенности в вопросе виндикации бездокументарных ценных бумаг в России сложилась хорошая судебная практика по таким искам. Но в научной среде нет единства в этом вопросе, многие цивилисты ставят под сомнение возможность применения виндикационного иска для защиты прав владельцев бездокументарных ценных бумаг. Так, по утверждению Е.А. Суханова, поскольку бездокументарные ценные бумаги не являются вещами, то и быть объектом права собственности они не могут, а их использование в гражданском обороте нуждается в специальных правилах[24].

С ним солидарен В.А. Белов, который вообще очень жестко критикует тех, кто поддерживает конструкции «бестелесные вещи», «право на право», «виндикация бездокументарных ценных бумаг», вплоть до обвинений в дилетантстве и необоснованной ломке фундаментальных конструкций гражданского права[25]. В.А. Белов считает, что бездокументарные ценные бумаги, по сути, являются субъективными имущественными правами, и в силу своей невещественной природы предметом виндикации быть не могут[26].

Возможность виндикации бездокументарных ценных бумаг подвергает критике и Р.С. Бевзенко. Его позиция строится на тех же аргументах, что мнение В.А. Белова: «бездокументарные ценные бумаги» ценными бумагами не являются из-за отсутствия свойства презентации и, как следствие этого, невыполнения основного правила – право из бумаги следует за правом на бумагу. А поскольку бездокументарная ценная бумага не документ, т. е. не вещь, виндикационный иск как способ защиты не применим[27].Некоторые авторы предлагают компрмиссные варианты.


Например, Р.С. Бевзенко и Л.В. Кузнецова в качестве способа защиты прав владельцев бездокументарных ценных бумаг предлагают применять иск о признании права собственности[28]. Думается, что авторы не учитывают, что в итоге этот иск будет иметь лишь вспомогательное значение и может предшествовать заявлению виндикационного иска. Д. Степанов и Г.Н. Шевченко считают, что следует создать абсолютно-правовой способ защиты специально для прав владельцев бездокументарных ценных бумаг. Он должен быть построен на принципах виндикационного иска, но при этом учитывать специфику бездокументарных ценных бумаг и перехода прав на них[29].

Исходя из анализа положений статей 149.3 и 149.4 ГК РФ[30], можно сделать вывод, что разработчики редакции главы 7 ГК РФ хотели сконструировать какой-то новый иск. В статье 149.3 ГК РФ прямо не говорится о виндикации бездокументарных ценных бумаг, но указывается на то, что правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, вправе требовать от лица, на счете которого они находятся, возврата таких же бумаг. Если бездокументарные ценные бумаги, которые правообладатель вправе истребовать, были конвертированы в другие ценные бумаги, правообладатель вправе истребовать те ценные бумаги, в которые были конвертированы ценные бумаги, списанные с его счета. При этом условия удовлетворения такого иска те же самые, что и у виндикационного иска.

В частности, содержится правило, согласно которому, если бездокументарные ценные бумаги были безвозмездно приобретены у лица, которое не имело права их отчуждать, правообладатель вправе истребовать такие ценные бумаги во всех случаях. Правообладатель, со счета которого бездокументарные ценные бумаги были неправомерно списаны, при наличии возможности приобретения таких же ценных бумаг на организованном рынке вправе по своему выбору потребовать от лиц, несущих перед ним ответственность за причиненные этим убытки, приобретения соответствующих бумаг за их счет либо возмещения всех расходов, необходимых для их приобретения.

В отношении истребования бездокументарных ценных бумаг тоже установлены ограничения. Так, не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя бездокументарные ценные бумаги, удостоверяющие только денежное право требования, а также бездокументарные ценные бумаги, приобретенные на организованных торгах, независимо от вида удостоверяемого права. Однако если бездокументарные ценные бумаги были безвозмездно приобретены у лица, которое не имело права их отчуждать, правообладатель вправе истребовать такие ценные бумаги во всех случаях. Последствия истребования бездокументарных ценных бумаг аналогичны последствиям удовлетворения виндикационного иска (статья 149.4 ГК РФ).


При этом есть еще одно последствие, очень важное для защиты интересов владельца бездокументарных ценных бумаг, дающих право на участие в управлении (акции, инвестиционные паи, ипотечные сертификаты участия). В случае реализации неуправомоченными лицами, удостоверенных бездокументарными ценными бумагами, права на участие в управлении акционерным обществом или иного права на участие в принятии решения собрания правообладатель может оспорить соответствующее решение собрания, нарушающее его права и охраняемые законом интересы, если акционерное общество или лица, волеизъявление которых имело значение при принятии решения собрания, знали или должны были знать о наличии спора о правах на бездокументарные ценные бумаги, и голосование правообладателя могло повлиять на принятие решения. В целом, следует полагать, что конструирование нового иска было совершенно излишним.

Таким образом, несмотря на включение правил, учитывающих специфику бездокументарных ценных бумаг, что, несомненно, является достоинством новых правил главы 7 ГК РФ, все равно в итоге получился завуалированный виндикационный иск. В-пятых, говоря о восстановлении прав по бездокументарной ценной бумаге, надо отметить, что установленный порядок очень близок к порядку восстановления прав по именным документарным ценным бумагам, права на которые учитываются у депозитария или в системе ведения реестра.

При утрате учетных записей, удостоверяющих права на бездокументарные ценные бумаги, лицо, осуществляющее учет прав, обязано незамедлительно опубликовать информацию об этом в средствах массовой информации, в которых подлежат опубликованию сведения о банкротстве, и обратиться в суд с заявлением о восстановлении данных учета прав в порядке, установленном процессуальным законодательством.

К сожалению, здесь законодатель не был последователен, поскольку не указал конкретный порядок рассмотрения дела о восстановлении данных учета прав, как это сделано для документарных именных бумаг, – установление факта, имеющего юридическое значение. После принятия судом решения о восстановлении данных учета прав на бездокументарные ценные бумаги эта информация публикуется для всеобщего сведения в тех же средствах массовой информации за счет лица, осуществлявшего этот учет на момент утраты учетных записей. При этом установлено еще одно важное правило, согласно которому записи об учете прав на бездокументарные ценные бумаги не имеют силы с момента, когда лицо, осуществляющее учет прав, утратило учетные записи, и до дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении данных учета прав. Это практически исключает риски неправомерного осуществления прав, выраженных в бездокументарных ценных бумагах, в период неопределенности относительно их владельца.