Файл: Нотариат в РФ (Понятие и значение нотариат в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со статьей 7 Основ законодательства о нотариате открываются и упраздняются государственные нотариальные конторы. Статья 8 Основ указывает, что нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору. Статья 35 Основ, названная в новой редакции как «Нотариальные действия, совершаемые нотариусами», перечисляет нотариальные действия нотариусов, занимающихся частной практикой. Государственные нотариусы и соответственно государственные нотариальные конторы в действующей редакции Основ не наделены какими-либо функциями по совершению каких-либо нотариальных действий.

Таким образом, в формально-правовом смысле функции нотариуса должны выполнять только нотариусы, занимающиеся частной практикой. В случае их отсутствия право на совершение отдельных нотариальных действий закреплено статьей 37 Основ за главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления.

Нотариус, занимающийся частной практикой, не связан какими-либо формальными критериями «конторы», предъявляемыми к ней как к объекту недвижимости, в котором выполняется публичная нотариальная функция. То есть к нотариальной конторе, как к объекту местного и регионального значения, не предъявляются специальные требования, синонимичные требованиям к иным объектам, в которых осуществляется реализация публичной функции.

Отсутствие такого рода формальных критериев негативно влияет и на институализацию в повседневную практику единой информационной системы нотариата. Главой VII.1 Основ данная система определена как автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Приказом Министерства юстиции России от 17.06.2014 № 128 утверждены требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата[20], а Положением о единой информационной системе нотариата Российской Федерации установлено, что технически указанной системой нотариусам будет предоставлена возможность получить следующую информацию: данные о нотариальных палатах и нотариусах, информацию об образцах печатей и подписей нотариусов, информацию о доверенностях, сведения о завещаниях, сведения об арестах и запрещениях, сведения о недействительных документах (паспортах), сведения о наследственных делах, ответы на запросы в Росреестр, Сбербанк и др.


Таким образом, единая информационная система должна постоянно находиться в работоспособном состоянии. Компьютеры, сопряженные с системой, должны обеспечиваться электропитанием, температура в помещениях, отведенных под серверы, коммуникационные пулы и электронные архивы, должна находиться в диапазоне обеспечения работоспособности аппаратуры, а помещение подлежит оборудованию противопожарной системой и сигнализацией. При изложенных обстоятельствах следует констатировать, что в современных условиях реализации нотариальных функций далеко не каждое помещение офисного характера способно обеспечить работоспособность конторы нотариуса применительно к его системной взаимосвязи с единой информационной системой. Наиболее распространенным местом размещения нотариальной конторы являются первые этажи многоквартирных жилых домов либо торгово-офисные центры. Данное размещение является фактически сформировавшимся в силу тех или иных возможностей, реализованных конкретными нотариусами в конкретных жизненных обстоятельствах. Между тем статьей 11.1 Основ за нотариусами закреплено право преимущественной аренды помещений публичной собственности, подлежащих заключению с ними без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Цена отчуждения в пользу нотариусов этих объектов определяется по правилам рыночной оценки, но без проведения конкурса или аукциона. То есть по смыслу приведенной нормы имущественная обеспеченность нотариальной деятельности является предметом правового регулирования законодательства Российской Федерации, предоставляя нотариусу определенные преимущества при прочих равных обстоятельствах. Приведенная норма составляет значимое исключение из общего правила аукционной процедуры предоставления публичной собственности в аренду[21].

Соответственно, развитие вопроса локализации нотариальных контор в нотариальном округе должно осуществляться с учетом формирования целеполагания такого развития и возможностей обновленного института установления нормативов градостроительного проектирования.

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[22] под стратегическим планированием понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Устойчивое развитие территорий обозначено в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. При осуществлении планирования развития возможны к установлению два горизонта стратегирования: среднесрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно и долгосрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет.


Изложенное означает, что законодательство Российской Федерации предоставляет достаточные правовые инструменты для формирования стратегии развития нотариата, в том числе в части территориального расположения отдельных нотариальных контор, находящихся в системном информационном и функциональном единстве. Как сказано выше, функциональные различия между государственным нотариусом и частным устранены. Для реализации такой программы стратегирования необходима соответствующая имплементация территориального расположения в планируемое градостроительное развитие. Под таким развитием законодательством о градостроительной деятельности понимаются территории, в отношении которых принимаются градостроительные регламенты. Формирование среднесрочного программного целеполагания в комплексной взаимосвязи с иными объектами устойчивого развития позволит реализовать предоставление нотариальной услуги не под воздействием стечения обстоятельств, в результате которых две нотариальных конторы соседствуют друг с другом в одном доме, а посредством коллективного целеполагания, сформированного в соответствующем нотариальном округе и согласованного с общим направлением развития соответствующей территории.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»[23] в Градостроительный кодекс Российской Федерации введена глава 3.1 «Нормативы градостроительного проектирования», из содержания которой следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить систематизацию нормативов градостроительного проектирования по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации, вопреки смыслу статьи 13 Основ, не относит нотариальные конторы к объектам регионального значения либо в городах, имеющих районное (иное административное) деление, - к объектам, имеющим местное значение.

Следствием такого неотнесения на сегодняшний день выступает непринятие во внимание количества нотариальных контор при подготовке и утверждении нормативов градостроительного проектирования. Иначе говоря, количество частных нотариальных контор определяется исключительно решениями соответствующей нотариальной палаты в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Подобное положение не вызывало бы сомнений в случае, если нотариат в России ограничивался бы только правореализационной функцией. Однако в силу ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. То есть на нотариат России возложена и правоохранительная функция. В литературе не ограничиваются определением только этой функции нотариата, указывая дополнительно и предупредительно-профилактическую, правореализационную, фискальную и другие функции.


Для целей настоящего исследования достаточно указать на то обстоятельство, что наличие в нотариате правоохранительной функции не вызывает сомнений.

Региональные нормативы градостроительного проектирования должны охватывать следующие сферы жизнедеятельности: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; 3) образование; 4) здравоохранение; 5) физическая культура и спорт; 6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72. Кадры правоохранительных органов составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 72.

В указанной связи субъекты Российской Федерации являются носителями обязанности по включению нотариальных контор, реализующих обеспечение законности и правопорядка, и частных нотариусов в региональные нормативы градостроительного проектирования по установлению минимальных и максимальных значений допустимого уровня обеспеченности населения этим видом услуг.

С практической точки зрения следует отметить, что субъекты Российской Федерации не торопятся с реализацией ординарной обязанности утверждения нормативов градостроительного проектирования. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» нормативы градостроительного проектирования подлежали подготовке в срок до 1 января 2015 г. Фактически их принимают в текущее время: например, в Московской области нормативы градостроительного проектирования утверждены Постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 № 713/30[24]; в городе Санкт-Петербурге Положение об установлении содержания, порядка подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2015 № 549[25]; в Ростовской области Порядок рассмотрения предложений по проекту нормативов градостроительного проектирования Ростовской области утвержден Постановлением Правительства Ростовской области от 08.05.2015 № 318[26] и т.д. То есть в настоящее время имеется возможность постановки проблемы по вовлечению в нормативы градостроительного проектирования нотариальных контор, в которых оказывают услуги нотариусы частной практики.


В связи с вышеизложенным следует принять во внимание следующие выводы:

- во-первых, развитие нотариата должно исходить из возможностей стратегического планирования, регулирование которого осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[27];

- во-вторых, обеспечение бесперебойной эксплуатации единой информационной системы нотариата должно обеспечиваться едиными техническими требованиями к нотариальной конторе, имплементация которых должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[28];

- в-третьих, развитие правоохранительной функции нотариата, исходящее из конституционно закрепленных положений о нотариате, должно находиться в корреспондирующей взаимосвязи с документами градостроительного развития. Обязанность субъектов Российской Федерации по включению обеспеченности населения нотариальными услугами может найти свое закрепление в нормативах градостроительного проектирования;

- в-четвертых, нотариат Российской Федерации, реализуя своевременную модернизацию отраслевого законодательства, может сохранять правоохранительную функцию в том объеме, в котором она востребована населением, только при условии системной взаимосвязи развития нотариата с иными публичными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность общества;

- в-пятых, плановое размещение нотариальных контор, имеющих единообразные технические требования, выступит условием снижения скрытой конкуренции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования мы пришли к выводам:

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457[29] делает следующий существенный шаг в формировании и поддержании надлежащего правового режима организации и деятельности субъектов публично-правовой сферы, 2) требуется совершенствование имущественно-правовой основы профессиональной деятельности субъектов публичных институтов, 3) требуется совершенствование механизма гражданско-правовой ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой и 4) требуются совершенствование и усиление взаимосвязи процессуальных норм, регулирующих процессуальные отношения, связанные с оценкой и проверкой нотариальных действий или отказов в их совершении.