Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (ЗАО «РОСТА»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие финансовых результатов и информационной базы их анализа
1.2. Цель и задачи анализа финансовых результатов предприятия
1.3. Система показателей рентабельности деятельности предприятия
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «РОСТА»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ формирования чистой прибыли организации
Глава 3. Анализ показателей рентабельности
3.1. Оценка показателей рентабельности капитала в динамике
3.2. Анализ показателей рентабельности продаж и затрат, их взаимосвязь
2. Ресурсные показатели рентабельности, показывают доходность используемых ресурсов или капитала предприятия. К этим показателям относятся [15]:
- Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли на 1 рубль собственного капитала, рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала.
- Рентабельность предприятия, показывает величину чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль активов. Рассчитывается как чистая прибыль деленная сумму активов предприятия
- Рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, данные коэффициенты показывают отношение чистой прибыли к использованным активам.
- Коэффициенты покрытия активов, окупаемости активов, покрытия собственного капитала, окупаемости собственного капитала.
3. Доходные показатели рентабельности рассчитываются, как отношение прибыли от реализации продукции к выручке предприятия. Этот показатель характеризует эффективность коммерческой деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр. [15]
Эффективность хозяйствования характеризуют показатели рентабельности, рассчитываемые как отношения показателей прибыли к базам, отражающим затраты различных факторов производственно-хозяйственной деятельности. В качестве синонимов используют такие понятия, как рентабельность, доходность, прибыльность, норма прибыли.
Выделяют две группы показателей рентабельности: продукции, капитала.[16]
К рентабельности продукции относят:
- рентабельность отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг) (Ri);
- рентабельность продаж (RPs);
- предельная рентабельность (Rc).
Рентабельность отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг) (Ri) исчисляется отношением разницы между продажной ценой и полными затратами, либо себестоимости единицы продукта труда к полным затратам, себестоимости или продажной цене. Себестоимость включает в себя главным образом переменные затраты. Рассмотрим порядок расчета различных показателей рентабельности отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг):
1) по отношению к полным затратам:
(1)
где Si — продажная цена i-го вида товара (продукции, работ, услуг); Сi — полные затраты i-го вида товара (продукции, работ, услуг);
2) по отношению к переменным затратам:
(2)
где Cw- — переменные затраты (себестоимость) на единицу товара (продукции, работ, услуг).
3) Здесь по отношению к цене по данным полных затрат:
(3)
4) по отношению к цене по данным переменных затрат (доля маржинальной прибыли в цене продажи):
(4)
Коэффициент, рассчитываемый в формуле (4), аналогичен критерию доли маржинальной (валовой) прибыли в цене продажи. Этот показатель целесообразно использовать для принятия решения о расширении, свертывании, ликвидации производства отдельных видов продуктов труда.
Следует отметить, что в финансовой (бухгалтерской) отчетности организации нет данных для исчисления рентабельности отдельных видов продукции, поэтому необходимо обращаться к информации аналитического учета. [15]
Рентабельность товарооборота (Rp), определяется как отношение прибыли до налогообложения (Р) либо прибыли от продажи (Ps) к выручке от продажи (N), а рентабельность продукции как отношение прибыли до налогообложения (Р) либо прибыли от продажи (Ps) к себестоимости продукции (С).
Порядок расчета рентабельности товарооборота по данным о прибыли до налогообложения и выручки от продажи характеризует выражение
Rp = P / N (5)
Представляет интерес показатель рентабельности товарооборота, рассчитанный на основании показателей прибыли и выручки от продажи:
Rps=Ps / N (6)
По заключению К.Уолша, западная компания будет чувствовать себя достаточно уверенно и занимать выгодное положение на рынке, если рентабельность ее продукции, вычисленная на основании прибыли от продажи, равна примерно 10%, а оборачиваемость совокупных активов (фондоотдача) находится в диапазоне от 1,3 до 1,5 раз.[6]
Рентабельность продаж (RPx) определяется как отношение чистой прибыли (Рх) к выручке от продажи (N):
RPx=PX / N (7)
В зарубежных источниках специальной литературы рентабельность продаж обозначается ROS (Return On Sales) и называется также коммерческой маржой.
Предельная рентабельность (Rc) вычисляется как отношение прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг) (Ps) к полным затратам (С):
RC = Ps / C (8)
Она характеризует регулирование цен на продукцию организаций-монополистов.
Анализ рентабельности продукции не выявляет каких-либо закономерностей в изменении данных показателей. Их величина недостаточна для того, чтобы обеспечить устойчивое функционирование предприятия.
К рентабельности капитала относят [10]:
- общую (экономическую) рентабельность (R);
- рентабельность основной (обычных видов) деятельности (Rp);
- финансовую (чистую) рентабельность (Rx);
- рентабельность внеоборотных активов (в том числе по видам) (Rf);
- рентабельность текущих (оборотных) активов (в том числе по видам) (Rq);
- рентабельность собственных средств (Ric);
- рентабельность инвестиций (долгосрочных обязательств и собственных средств) (Rk1;k);
- рентабельность финансовых вложений (Rfin);
- рентабельность акционерного капитала (Rl).
Рентабельность капитала определяется путем отношения прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней стоимости соответствующих видов активов или пассивов.
Общая (экономическая) рентабельность (R) вычисляется как отношение прибыли до налогообложения (Р) к средней за анализируемый период стоимости основных и оборотных активов (F+ Q)cp)'
Согласно международной практике определяется рентабельность операционного капитала (ROC) путем отношения прибыли от продажи к средней сумме капитала, непосредственно задействованного в основной деятельности организации. В состав операционного капитала не включаются основные средства непроизводственного назначения, неустановленного оборудования, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.
(9)
где Fcp — средняя стоимость внеоборотных активов; Qcp — средняя стоимость оборотных активов; Zcp — средняя стоимость материальных оборотных активов; Racp — средняя сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов; Васр — средняя стоимость активов предприятия.
Средняя за период стоимость активов рассчитывается по формуле:
(F+Q)cp = [(F+Q)H + (F+Q)K]/2, (10)
где (F + Q)H, (F+ Q)K — средние за период стоимости основных и оборотных активов на начало и конец периода соответственно.
Общая рентабельность характеризует прибыль до налогообложения, получаемую предприятием с 1 р. совокупных активов (доходность совокупных активов). «При помощи этого коэффициента менеджеры измеряют повседневное состояние "здоровья" компании и принимают меры к тому, чтобы оно было нормальным». Среднее значение общей (экономической) рентабельности, по данным мировой практики, составляет 18 — 20%. Исследования, проведенные К.Уолшем, свидетельствуют о неоднородности значений рассматриваемого критерия. Так, доходность совокупных активов в США и Великобритании составляет от 13 до 15 %, в Японии — 7 %.[7]
Рентабельность основной (обычных видов) деятельности (Rp) вычисляется путем отношения прибыли от продаж Ps к средней за период стоимости внеоборотных и оборотных активов (F+ Q)cp:
(11)
Согласно международной практике определяется рентабельность операционного капитала (ROC) путем отношения прибыли от продажи к средней сумме капитала, непосредственно задействованного в основной деятельности организации. В состав операционного капитала не включаются основные средства непроизводственного назначения, неустановленного оборудования, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.
Финансовая (чистая) рентабельность (Rx) определяется отношением чистой прибыли (Рх) к средней за период стоимости внеоборотных и оборотных активов (F+ Q)cp:
(12)
Среднее значение этого показателя в мировой практике составляет 12%.[4]
По международным стандартам данный показатель имеет обозначение ROA (return on assets).
Показатели рентабельности внеоборотных (Rj) и текущих активов (Rq), отдельных видов названных активов, а также рентабельности производственных фондов (Rf + z) рассчитываются путем отношения прибыли до налогообложения либо чистой к средней стоимости соответствующих активов. Производственными фондами признаются нематериальные активы, основные средства, а также запасы и затраты.
Рентабельность собственных средств (Ric) характеризует доходность собственного капитала и исчисляется путем отношения чистой прибыли (Рх) к средней за период сумме источников собственных средств (Iсcр):
(13)
В зарубежной специальной литературе этот показатель обозначается ROE (Return On Equity). По мнению К.Уолша, доходность собственного капитала — это самый важный финансовый коэффициент, который во многом определяет стоимость компании. Результаты исследований 200 крупнейших компаний разных стран свидетельствуют о достаточно большом разрыве значений показателя. У компаний США рассматриваемая доходность составила 19,6 %, у компаний Японии — 10 %, для компаний Великобритании — примерно 15 %.[7]
Задачами анализа показателей рентабельности являются оценка размера и динамики отклонений фактических (анализируемых) значений от базисных, выявление причин отклонений и измерение степени влияния различных факторов на отклонения (факторный анализ), предвидение значений показателей рентабельности.
Основными источниками информации для анализа рентабельности являются Отчет о финансовых результатах и Бухгалтерский баланс, а также приложения к ним Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств. Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета.[8]
Если в качестве источников информации принимается только финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, то базой для сравнения могут быть показатели состояния активов и финансовых результатов на конец предыдущего периода. Для сравнения показателей фактической эффективности деятельности предприятия с предусмотренной по плану или сопоставления результатов деятельности различных организаций необходимо в качестве источника информации использовать финансовый план либо публикуемую отчетность других организаций.
В ситуации, характеризуемой высоким уровнем инфляции, значения большинства показателей рентабельности оказываются завышенными и не отражают реальную доходность деятельности организаций. Одним из возможных путей преодоления указанного несоответствия является оценка рентабельности на базе только тех коэффициентов, у которых инфляционный фактор оказывает влияние как на числитель, так и на знаменатель. К таковым можно с известной степенью точности отнести показатели рентабельности продукции.
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «РОСТА»
2.1. Общая характеристика организации
ЗАО «РОСТА» – это юридическое лицо, которое является закрытым акционерным обществом, образовано 2 декабря 2002г. и действует на основании Устава, Федерального закона «Об акционерных обществах» и ГК РФ гл.4 Статьи 96 –104.
Общество ведет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, общество может заниматься только при получении лицензии.
Общество является юридическим лицом и коммерческой организацией по законодательству Российской Федерации.
Фармацевтическая группа «РОСТА» была образована 2 декабря 2002 года в результате слияния трех сильных «игроков» фармацевтического рынка России: