Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение ( Теоретические аспекты налогообложения физических лиц ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важной особенностью уплаты данного вида отчислений считается то, что одинокие плательщики вносят его за себя отдельно, тогда как для женатых граждан доступна возможность уплаты подоходного налога от всей семьи. Последний вариант зачастую оказывается особенно выгодным для тех ячеек общества, в которых наблюдается значительный разрыв между уровнем доходов супругов — в этом случае совместный расчет и уплата позволяют оптимизировать траты.

Подоходный налог в США относится к числу прогрессивных, по аналогии с корпоративным. Ставка федерального взноса для физических лиц колеблется в диапазоне от 10% до 35%. При этом некоторые штаты дополнительно устанавливают свой платеж.

Для налога на доходы граждан также разработана специальная шкала, которая позволяет определить, какую ставку нужно платить с каждой части дохода, которая превышает ту или иную граничную величину. Система расчета достаточно сложная, требует наличия специальных знаний и навыков.

Большинство налогоплательщиков предпочитают придерживаться определенных границ своего дохода, не превышая их, поскольку небольшое превышение будет скорее минусом, чем плюсом — оно повлечет за собой необходимость уплаты подоходного налога по более высокой ставке. В конечном итоге средств в их распоряжении останется меньше.
Многие расходы граждан учитываются при выплате подоходного налога, что позволяет значительно уменьшить базу, принимаемую в расчет. Это касается, прежде всего, таких выплат как алименты, расходы по ипотечному кредитованию, средства, потраченные на лечение и образование и так далее. Кроме того, не включаются в состав облагаемого дохода суммы денежных средств, использованные в благотворительных целях.

Работающие лица должны уплачивать не только подоходный налог в США, но и другие общеобязательные платежи: социальный и медицинский сбор Medicare. Обязанность по уплате вышеуказанных налогов распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью самостоятельно.

Налог на недвижимость в США на федеральном уровне не урегулирован, а передан на усмотрение местных властей. Поэтому в этом вопросе наблюдается огромное многообразие, ведь и ставки, и порядок уплаты, и льготы для некоторых категорий недвижимого имущества варьируются в зависимости от каждого конкретного округа или региона.

При исчислении и уплате взноса на недвижимость, помимо непосредственно балансовой стоимости такого имущества, могут учитываться многие другие факторы, в частности: тип объекта (жилой или коммерческий), время ее приобретения, количество единиц у одного владельца и так далее.


Налоги в Италии имеют средние показатели по ЕС, их структура и порядок уплаты также достаточно традиционны. В последнее время для итальянской фискальной системы характерна тенденция к послаблению, снижению ставок и введению льгот для определенных категорий плательщиков. Кроме того, упраздняются некоторые виды платежей: например, в 2016 году был отменен налог на недвижимое имущество физических лиц в том случае, если объект — единственная собственность гражданина (обычно это жилье).

Фискальная система в Италии многоуровневая, поскольку платежи в бюджет бывают общегосударственными, региональными и местными. Ставки местных налогов могут меняться муниципальными властями в сторону повышения или снижения.

Каждое физическое лицо, занимающееся деятельностью на территории Италии и получающее соответствующие доходы, обязано уплачивать подоходный налог. Если источник средств — только заработная плата, он удерживается с работника непосредственно при ее начислении и выплате. В таких ситуациях агентом выступает работодатель, на него возложена обязанность, правильно произвести расчет и удержание, обеспечить современное перечисление в государственный бюджет.

Подоходный налог в Италии начисляется прогрессивно. Другими словами, чем выше доход плательщика, тем более высокая ставка будет применяться. 
В 2016 году установлены новые величины подоходного налога, и теперь вплоть до 2018 года он может составлять от 23% до 43% в зависимости от размера дохода плательщика:

  • минимальная ставка 23% установлена для тех граждан, совокупный годовой доход которых не превышает 15 тысяч евро;
  • на доходы от 15 до 28 тысяч налог будет начисляться по ставке 27%;
  • если доход находится в пределах 28―55 тысяч евро, налог взимается по ставке 38%;
  • если суммарный размер доходов физического лица находится в коридоре от 55 до 75 тысяч евро — 41%;
  • подоходный налог в Италии по максимальной ставке 43% обязаны уплачивать те физические лица, которые получают годовой доход свыше 75 тысяч евро.

В соответствии с установившейся тенденцией к смягчению налогового режима ставки планируется снизить для лиц, относящихся к первой категории плательщиков, начиная с 2018 года. Данное послабление будет установлено только для групп населения с невысоким уровнем дохода. Представителям так называемого среднего класса в Италии наоборот, придется платить больше налогов, поскольку в 2018 году запланировано снижение размера базы налогообложения для максимальной ставки подоходного налога: лица, годовой доход которых превысит 28 тысяч евро, будут вынуждены уплачивать подоходный налог по максимальной ставке 43%.


При исчислении базы налогообложения из общей суммы полученного дохода вычитаются расходы на:

  • социальное страхование;
  • медицинское страхование;
  • получение образования;
  • уплату алиментов и так далее.

По итогам анализа итальянской налоговой системы можно сделать вывод, что она относится к числу классических. Экономика страны считается сильной и устойчивой, одной из показательных для западноевропейских государств, и налоги в Италии нельзя назвать низкими или минимальными. При этом наблюдается стойкая тенденция по ослаблению бремени для наименее социально защищенных слоев населения с одновременным повышением налогов для среднего класса и богатых граждан.

В заключении первой главы можно сделать следующий вывод, налог является обязательным платежом для физического лица. Устанавливается налог только при наличии особых обстоятельств, таких как объект налогообложения, налоговая база. В экономическом значении налоги играют очень важную роль для страны, именно они служат источником формирования бюджета. Таким образом, экономическая сущность налогов состоит в обеспечении деятельности государства – производство, уровень жизни населения.

Глава 2. Практика налогообложения физических лиц

2.1 Роль налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, которые входят в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ также образуют консолидированный бюджет РФ. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный, региональный и местный бюджет. Роль консолидированных показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны.

Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т.д. Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.


Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий.

Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.

В формировании бюджетов регионального, районного, городского и поселенческого уровня поступления НДФЛ являются необходимым экономическим инструментом, позволяющим решать основные задачи, стоящие перед любым цивилизованным обществом, в частности, обеспечивать социальные и культурные потребности, правопорядок, исполнять социальные обязательства и т.д. Этой цели служит фискальная функция НДФЛ, которая заключается в изъятии части дохода граждан и формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы страны. Указанная функция является главной, основной, но не единственной. Социальная функция налога на доходы физических лиц предполагает полное или частичное освобождение от налогообложения некоторых групп населения с низкими или фиксированными доходами, например, пенсионеров, учащихся, инвалидов. Регулирующая функция НДФЛ реализуется посредством предоставления налоговых льгот, варьирования размера налоговых ставок, определения структуры налогоплательщиков. Через систему подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос путем установления необлагаемых минимумов, освобождения отдельных видов доходов от налогообложения. Государственная политика в области подоходного налогообложения напрямую влияет на скорость и вектор развития экономических, социальных и демографических процессов в обществе. Модернизируя порядок налогообложения, изменяя налоговые ставки, льготы, порядок уплаты, государство создает предпосылки для стимулирования инвестиционных процессов в экономике, развития различных видов экономической деятельности, отдельных товаропроизводителей, что в конечном итоге, влияет на состояние экономики и уровень жизни в стране в целом.


Современная налоговая политика Российской Федерации имеет основной целью недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику страны. В качестве антикризисных мер, разработанных в 2016 г. Государственной Думой и Правительством РФ, было предусмотрено изменение порядка налогообложения доходов граждан России. Учитывая, что жители Российской Федерации составляют самую многочисленную категорию налогоплательщиков, налогообложение их доходов требует постоянного контроля со стороны государства как с целью исключения фактов предоставления необоснованных налоговых льгот, так с целью уточнения объемов налоговой базы, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц. В 2016 г. с целью минимизации потерь бюджета был изменен порядок льготирования некоторых видов доходов физических лиц, в частности, уточнен расчет налоговой базы при получении физическими лицами доходов в иностранной валюте, при увольнении государственных гражданских служащих, военнослужащих, судей. Изменены нормы, регламентирующие удержание налога на доходы физических лиц с полученных ими выигрышей в лотереи. Предусмотрено освобождение от уплаты подоходного налога на срок до конца 2018 г. самозанятых лиц, получающих доходы от граждан за услуги для личных, домашних нужд. По официальным данным ФНС на 1.01.17 зарегистрировано 559 самозанятых лиц, по экспертным оценкам в России их насчитывается около 14,5 млн. человек.[5] Внесены изменения в порядок предоставления некоторых налоговых и социальных вычетов, налоговой отчетности, усилены меры налогового контроля. Анализ сводной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы, формируемой Казначейством России, показывает, что доля НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах бюджетной системы России в 2016 году составила 11%, в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ – 36%, что превышает более, чем в 3 раза федеральный показатель. Поступления по налогу на доходы физических лиц являются самым доходным источником для регионов и муниципальных образований, поскольку доходные полномочия по зачислению поступлений от НДФЛ полностью принадлежат субфедеральным властям. О динамике НДФЛ и его роли в формировании бюджетов субфедерального уровня в разрезе федеральных округов свидетельствуют данные таблицы 2, полученные на основе отчетности Федерального казначейства.[6]

Таблица 1. - Доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ в разрезе федеральных округов (млрд. рублей)