Файл: Задачи нотариата (Современное состояние деятельности нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо нагрузки на самого нотариуса, которому необходимо не просто ознакомиться с нововведениями, но и обеспечить их внедрение в нотариальную практику, нередки случаи возникновения разночтений в понимании правовых норм при отсутствии времени для выработки нотариальным сообществом консолидирован-ной позиции относительно их применения. Естественно, что подобная ситуация не может отразиться положительным образом ни на имидже нотариусов, ни на нотариальной деятельности в целом, которая рискует перестать быть достоверной, единообразной, влекущей сокращение числа споров и обращений в суд и другие государственные органы.

Очевидна необходимость осознания вышеуказанных и иных проблем, как непосредственно касающихся нотариальной деятельности, так и имеющих системный характер и влияющих на эффективность функционирования правовой системы в целом. Наиболее заметными из них являются дефекты правосознания, которые дополняются со стороны субъектов, осуществляющих правотворчество в сфере нотариата, нормотворческими дефектами, создающими предпосылки для нарушений прав и коррупционных проявлений[17].

Несмотря на стремление в современных условиях сочетать интересы различных участников отношений, связанных с нотариальной деятельностью, реформировать институт нотариата путем оптимизации контроля, взаимодействия нотариусов с различными органами и клиентами, сохраняются проблемы, во многом препятствующие повышению эффективности данного института и выводу о реальности принципа гуманизма в нотариальной деятельности.

Внедрение рыночных механизмов, обеспечение реальной экономической самостоятельности юридических и физических лиц, распространение негосударственных форм собственности сделали необходимым создание нотариальной системы, позволяющей обеспечивать интересы личности и государства.

1.2. Исторические аспекты деятельности нотариата

Возникновение института нотариата в России связано с династией Романовых. В период царствования Алексея Михайловича было принято Соборное Уложение. Именно Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Для этого этапа характерно беспорядочная организация разнообразных нотариальных учреждений, основывающихся для координирования различных групп правоотношений реализующих свою деятельность под фактическим контролем государства[18].


Реформация института нотариата произошла во времена правления Александра II. Детальное упорядочение нотариата предусмотрено в Положении о нотариальной части от 14 апреля 1866 г. Данное Положение оказалось важным на пути формирования нотариата в России, но даже оно не решило все проблемы[19]. Положение осуществляло противоречивые функции: с одной стороны, определяло порядок назначения на должность нотариуса, а с другой координировало порядок совершения отдельных нотариальных действий. На всей территории России данное Положение не действовало. В областях Сибири и в губерниях функции нотариата выполняли должностные лица полиции[20].

Подъем института нотариуса произошел в 1917 году. Были созданы советы нотариусов, комитеты и союзы, для создания уставов для учреждения союза нотариусов. В 1917 году состоялся первый Всероссийский съезд нотариусов, постановивший отделить нотариат от власти суда. В Киеве и Нижнем Новгороде были сформированы специальные институты, подготавливающие обученный персонал для работы в нотариальных конторах.

Молодая советская власть пыталась раз за разом определить место нотариата в новом государстве, с учетом того, что общественные отношения, защищаемые нотариатом, во многом были разрушены или сильно видоизменены (отмена дарения, ликвидация института частной собственности и др.). Делала она это недостаточно продуманно: с одной стороны, ею принимаются нормативные документы, возлагающие на нотариат функции удостоверения сделок и придания юридической силы отдельным документам. С другой стороны, она заявляет о ликвидации нотариальных контор при советах депутатов как пережитка буржуазного общества (Циркуляр от 09.12.1918 Наркомата юстиции № 9)[21], с передачей их полномочий другим учреждениям – социальным, коммунальным и пр. Практика советской действительности меж тем свидетельствовала о востребованности нотариата советскими гражданами. Так, А. А. Друзяка приводит сведения о том, что, по данным реестров благовещенского нотариуса В. И. Родзаевского, в течение мая 1918 г. в его конторе было засвидетельствовано 128 различных актов, а в течение мая 1919 г. – уже 420[22]. Схожим образом обстояло дело и в других регионах[23].

Со свертыванием НЭПа стало казаться, что в услугах нотариата страна больше не нуждается. Правоведы того времени всерьез обсуждали вопрос о его ликвидации, тем более что страна вступила в новый этап социалистического строительства, в котором нотариату не было места. Но рядовые советские граждане считали иначе, потому что, к примеру, в Свердловской области в 1935 г., т. е. накануне крупной реформы нотариата, количество нотариальных действий, производимых Свердловской конторой, продолжало возрастать; обращающиеся в эту контору лица, не доверяя исполкомам, стремились получить регистрацию у единственного областного нотариуса[24].


В 1993 году принимаются Основы законодательства о нотариате[25]. Теперь, в новых экономических условиях, с возращением частной собственности, нотариат становится внебюджетной структурой, хотя при этом нотариусы и действуют как лица публичного права, а совершаемые ими нотариальные акты освящаются авторитетом государства.

Современное значение нотариата в самом общем виде можно охарактеризовать словами А. Коновалова, который назвал его одним из важнейших институтов нашего общества, призванным обеспечивать права и свободы граждан, стабильность гражданского оборота, само существование демократического, правового государства[26].

Существование факта подготовки и последующего широкого обсуждения юридической общественностью проекта нового закона «О нотариате и нотариальной деятельности»[27]. Его разработчиками предполагалось, что в нем появится точное и однозначное раскрытие содержания предназначения нотариата. Законопроектом предполагалось ввести ряд новых нотариальных действий, а также возложить на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи. Последнее, кстати, надлежит считать одним из столпов проводимой реформы нотариата. Сейчас нотариус – лишь промежуточное звено в процессе совершения юридически значимых действий, которое иногда просто опускается, а ведь в зарубежных странах нотариус – «душа» гражданского оборота. Реализация этого реформаторского предложения позволит перейти к так называемой модели активного нотариата[28]. В законопроекте также предлагается закрепить признание юридической силы нотариального акта, доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов и т. д. Вектор подобных изменений, как мы полагаем, продиктован стремлением до конца сделать российский нотариат нотариатом латинского типа[29].

Подводя итоги изучения вопроса о роли нотариата в советской и постсоветской истории, можно сделать вывод о том, что:

- советские граждане еще с царских времен привыкшие к нотариату как к учреждению по удостоверению юридических фактов, не переставали пользоваться его услугами и в начальный советский период;

- переход к НЭПу показал острую необходимость в нотариате, как служившем целям контроля за сделками с частнокапиталистическими элементами;

- в последующем, вплоть до распада Советского Союза, нотариат продолжает функционировать в качестве государственной структуры, при этом его роль все это время была и остается незначительной – удостоверение небольшого числа бытовых сделок, оформление наследственных документов;


- в ближайшей перспективе планируется дальнейшее реформирование нотариата, и в частности переход к так называемому активному нотариату, придание нотариату в полном объеме всех тех основных функций, которые свойственны нотариату латинского типа.

2. Современное состояние деятельности нотариата

2.1. Правовая основа деятельности нотариата в современных условиях

В современных условиях внимание учёных и практиков закономерно привлекают различные аспекты, связанные с правовым регулированием нотариальной деятельности. Это связано с важной ролью, которую играет нотариат в упорядочении общественных отношений, в формировании режима законности и поддержания правопорядка. Стоит прислушаться к мнению тех учёных, которые считают нотариат институтом гражданского общества, подчёркивают его значение в развитии частноправовых отношений[30].

Одной из сфер, где нотариат традиционно играет важную роль, является сфера семейных отношений, в том числе, связанных с заключением брачного договора. Хотя брачный договор пока ещё нельзя назвать широко распространённым явлением в российской нотариальной практике, число случаев заключения такого договора неуклонно растёт[31].

В целях осуществления функций нотариата в области защиты и охраны прав участников семейных правоотношений нотариус обязан не допускать включение в удостоверяемый им брачный договор таких условий, которые могли бы повлечь его недействительность по указанным выше основаниям. Исполнение этой обязанности предполагает активную роль нотариуса (в рамках полномочий, предоставленных ему законом) в проверке отсутствия обстоятельств, влекущих недействительность брачного договора.

Институт имущественных отношений супругов является весьма важным, системообразующим для функционирования отдельной семьи и в решающей степени определяет состояние общества в целом, перспективу его поступательного развития. Правовая регламентация таких отношений должна отвечать положениям Конституции России о высшей ценности прав и свобод человека и гражданина, быть адекватной современным экономическим реалиям.


Немало дискуссионных вопросов возникает в связи с разделом совместно нажитого имущества супругов, брак которых расторгнут. Раздел имущества супругов – это всегда сложный с юридической точки зрения и болезненный в моральном плане процесс. Общие правила, закрепленные СК РФ[32] достаточно четко регламентируют законный режим имущества супругов и устанавливают положение о том, что при разделе имущества доли супругов признаются равными.

Владение, пользование, распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов (ч. 1 ст. 35 СК РФ), при распоряжении имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, требуется нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Отсутствие такого согласия является основанием для признания сделки недействительной.

Интерес вызывает следующая судебная практика. Так, после расторжения брака супруги Б., не делили совместно нажитое имущество. Спустя некоторое время бывшая супруга Б., продала земельный участок, который был приобретен в период брака, без письменного согласия бывшего супруга. В связи с чем он обратился в суд о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным. В основании своих исковых требований Б. сослался на то, что земельный участок является совместной собственностью супругов, а согласия бывшего супруга не было получено[33].

Определяющее значение для разрешения спорной ситуации является режим отчуждаемого имущества, а не изменившийся после расторжения брака статус супругов. Поскольку совместная собственность супругов не поделена, она остается таковой и после расторжения ими брака. Данный вывод демонстрирует Апелляционные определения Камчатского краевого суда от 13 ноября 2014 г. по делу № 33-1804/2014 о том, что «режим общей совместной собственности на супружеское имущество действует с момента заключения брака вплоть до раздела имущества. Сам по себе факт прекращения брака режима совместной собственности на нажитое в браке имущество не прекращает»[34].

В научных исследованиях также нет единства точек зрения по означенной проблеме. Например, предлагается закрепить годичный срок с момента прекращения брака для урегулирования вопросов прекращения права общей совместной собственности бывших супругов, после истечения которого титульный собственник вправе распоряжаться имуществом без согласия, установленного п. 3 ст. 35 СК РФ; с целью более надежной защиты права бывших супругов от злоупотреблений со стороны сособственников, аргументируется законодательная регламентация необходимости получения нотариального согласия не только от супругов, но и от бывших супругов[35].