Файл: «Участники внешнеэкономической деятельности. Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

  1. Конституция Российской Федерации содержит нормы о приоритете международных договоров (ст. 15), о праве выезда за границу (ст. 27) и праве на занятие любой «не запрещенной законом экономической деятельностью», о статусе иностранцев (ст. 62), о компетенции субъектов РФ в сфере регулирования и осуществления внешнеэкономической деятельности (ст. 71-72). [1]
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает правила, применяемые к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц . [2]
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза является основополагающим нормативным актом в области таможенного регулирования. В Таможенном кодексе определен механизм регулирования перемещения товаров, работ, услуг, капиталов через таможенную границу. [4]
  4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит ряд общих положений о таможенном деле в РФ, а также нормы о таможенных платежах, таможенном контроле и т.д. . [9]
  5. Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» раскрывает механизм применения защитных мер. [10]
  6. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» [11] установлены принципы валютной политики. В Законе раскрыты основные понятия валютных правоотношений: «валюта РФ», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты» и т.д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и валютного контроля, их полномочия, установлены требования к совершению валютных операций, предусмотрен механизм валютного контроля.
  7. Федеральный закон «Об экспортном контроле» [12] устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также определяет права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно российскому законодательству предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт, стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. [23.C.65]


Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства Российской Федерации или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.) [24.C.7]

Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. [22.C.51]

Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. [17.C.59]

Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службой. Регулирование валютных операций производят Правительство, Центральный банк России и Государственный таможенный комитет. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.

1.2. Ответственность участников внешнеэкономической деятельности

Существующая конструкция российского законодательства, с учетом правоприменительной практики таможенных органов России свидетельствует о том, что за нарушение таможенных правил к административной ответственности могут быть привлечены, как новички, так и профессионалы в сфере ВЭД, вне зависимости от опыта и квалификации. [12.C.54]


Среди причин, которые могут послужить основанием для привлечения участника ВЭД к административной ответственности можно выделить следующие:

  • сложность прохождения таможенных операций;
  • сложность правового регулирования таможенных правоотношений;
  • недобросовестность и неосмотрительность контрагентов или иных участников таможенных правоотношений;
  • человеческий фактор (невнимательность, забывчивость и пр.);
  • и другое. [25.C.44]

Все вышеперечисленное не относится к умышленным действиям участников, направленным на совершения таможенных правонарушений в целях собственной выгоды. Привлечение к административной ответственности таможенными органами осуществляется в соответствии с положениями КоАП РФ по составам административных правонарушений, предусмотренным в главе 16, ст. 14.10 и 15.25 КоАП РФ. [3]

Однако, необходимо учитывать и другие последствия, среди которых можно выделить:

  • увеличение финансовых затрат;
  • увеличение времени прохождения таможенных операций;
  • нарушение условий внешнеторговых контрактов;
  • исключение из реестров профессиональных участников таможенных правоотношений;
  • и другое. [26.C.31]

Привлечение к административной ответственности ― сложный процесс, который в достаточной мере изучен с теоретической точки зрения и изложен в учебной литературе. Однако практическая деятельность вносит в этот процесс свои коррективы и особенности, на которых и хотелось бы остановиться.

При осуществлении внешнеэкономической поставки может произойти любая ситуация: контрагент может ошибиться при отгрузке и загрузить товар не того качества, которое предусмотрено контрактом, может иметь место пересортица; грузчики могут оставить в контейнере упаковочные материалы и т.п. С учетом того, что декларирование грузов зачастую происходит без фактического осмотра прибывшего товара (на основании имеющихся документов), предоставить при таких обстоятельствах неверные сведения в таможенный орган не представляет особого труда. [13.C.54]

Подобные ошибки может выявить как таможенный орган в результате проведения таможенного досмотра, так и декларант (таможенный представитель). Избежать административной ответственности в этом случае невозможно, даже если выявленные ошибки не повлекли занижение размера уплаты таможенных платежей или были устранены участником ВЭД самостоятельно, или размер неуплаты незначителен.

В первую очередь это можно связать с двумя факторами: во-первых, таможенные органы должны выполнять свои показатели по выявлению и пресечению нарушений таможенных правил, во-вторых, большая часть нарушений таможенных правил имеет формальный состав. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления какого-либо общественно опасного вредного последствия в результате его совершения. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила. Поэтому умышленная вина при формальных составах охватывает своим содержанием осознание нарушителем лишь общественной опасности, противоправности совершенного им действия или бездействия. [20.C.45]


Очевидно, что участники ВЭД стали заложниками таможенной системы, а также административного законодательства. Конечно, практически каждый из них пополняет бюджет государства, но данное обстоятельство не является основанием для его освобождения от ответственности за подобные правонарушения. У участников ВЭД нет права даже на незначительную ошибку. Потому хотелось бы обратить внимание на иные обстоятельства, которые, по заблуждению многих участников ВЭД, могли бы п служить основанием для освобождения от административной ответственности. [19.C.44]

Так, п. 4 ч. 2 ст. 80 ТК ТС [4] предусматривает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в случае если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 Евро. Однако, как отмечалось выше, наступление негативных последствий за формальные правонарушения не обязательно, поэтому в таких случаях лицо, совершившее подобное административное правонарушение, не освобождается от административной ответственности.

Кроме того, суды и таможенные органы при решении вопроса о привлечении к административной ответственности участников ВЭД не учитывают правонарушения по неосторожности в качестве обстоятельства, которое может послужить основанием для прекращения производства по делам об АП. По данному вопросу сложилась однозначная правоприменительная практика.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него была возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекс РФ об административных правонарушениях или законы субъекта РФ предусматривают административную ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. [18C.65]

Использование участником ВЭД при декларировании сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах без их дополнительной проверки, свидетельствует о непринятии им мер по обеспечению достоверного декларирования товара, а значит, о наличии вины участника ВЭД в совершении вменяемых ему административных правонарушений. Это касается и тех случаев, когда правонарушения совершаются по неосторожности работников компании-участника ВЭД. По мнению судов, компании при таких обстоятельствах не проявляют должную степень заботы и осмотрительности при осуществлении своих профессиональных обязанностей. Они не организуют надлежащий и адекватный контроль над исполнением своими работниками профессиональных обязанностей. [23.C.54]


На практике суды или таможенные органы в лучшем случае могут рассмотреть эти доводы как обстоятельства, смягчающие ответственность правонарушителя, или учесть при решении вопроса о признании правонарушения малозначительным. [19.C.31]

С учетом складывающейся практики, зачастую в деятельности таможенных и судебных органов при привлечении участников ВЭД к административной ответственности один из наиболее благоприятных исходов для предпринимателей ― признание правонарушения малозначительным. В этом случае негативные последствия для юридических лиц будут значительно снижены.

Определение термина «малозначительность» относительно административных правонарушений в действующем законодательстве отсутствует. В тоже время по совокупности норм КоАП РФ, Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (п. 18) и Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 (п. 21) можно определить признаки, которые позволяют признать правонарушение малозначительным. [26.C.21]

Малозначительное административное правонарушение в сфере ВЭД ― это действие или бездействие, которое формально содержит признаки состава административного правонарушения. Но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, такое правонарушение не предоставляет существенной угрозы экономической безопасности Российской Федерации. [16.C.31]

При этом в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 отмечено, что такие обстоятельства как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

До настоящего времени в судах применялось два противоположных подхода к возможности признания административных правонарушений в области таможенного дела малозначительными. Согласно одному из них, правонарушения с формальными составами не могут быть признаны малозначительными, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил при перемещении товаров через таможенную границу. [20.C.31]

Безразличное отношение юридического лица к принятой на себя публично-правовой обязанности в сфере соблюдения таможенных правил свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам, например, об угрозе санитарно-эпидемиологическому благополучию населения (если на перемещаемом товаре отсутствует карантинный сертификат, в случае когда его наличие является обязательным). Поэтому факт выполнения обязанности после истечения установленного срока должен учитываться только как смягчающее обстоятельство (Постановления ФАС ДО от 16.11.2005 № Ф03-А24/05-2/3659, от 30.11.2005 № Ф03-А73/05-2/3858, от 14.12.2005 № Ф03-А24/05-2/4154, от 01.02.2006 № Ф03-А51/05-2 /4898, от 01.02.2006 № Ф03-А51/05-2/4870, от 07.06.2006 № Ф03-А59/06-2/1255). [12.C.54]