Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, изучение стресса и адаптации к нему возможно только на основе системного подхода и принципа целостности, психосоматического единства человека.

1.2. Понятие профессионального стресса

Профессиональный стресс представляет собой многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [26]. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10): Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью».

Существует много классификаций профессионального стресса. Во-первых, для него применимо упомянутое выше разделение на информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс [5]:

  • информационный стресс в структуре профессионального стресса представляет собой результат информационных перегрузок, возникающих в результате повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения;
  • эмоциональный стресс в структуре профессионального стресса проявляется в ситуации угрозы, обиды, конфликта и т.д.;
  • коммуникативный стресс в структуре профессионального стресса связан с проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипулятивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на критические замечания.

Согласно классификации Н. В. Самоукиной, в зависимости от причины профессиональный стресс можно разделить на [23]:

  • профессиональный стресс достижения;
  • стресс конкуренции;
  • стресс, вызванный страхом совершить ошибку;
  • стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.

Всю совокупность факторов, способных привести к развитию профессионального стресса, можно разделить на объективные (не зависящие от работника) и субъективные (влияние которых зависит от самого человека) [26].

К первой группе факторов можно отнести вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные обстоятельства, а также высокий темп деятельности (профессиональные спортсмены), длительность (дальнобойщики), высокая ответственность (авиадиспетчеры), нарушение ритма сна и бодрствования (профессии со сменным графиком труда) и т.д. При этом первоначально развивается биологический стресс, который впоследствии осложняется психологическим стрессом.


Субъективные факторы приводят к развитию межличностного и внутриличностного профессионального стресса [26]. Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными коллегами), а также при контакте с сотрудниками конкурирующих организаций и т.д.

Внутриличностные стрессы можно разделить на следующие группы [21]:

  • непосредственно профессиональный стресс – возникает вследствие нехватки знаний, умений, опыта, несоответствием между трудом и вознаграждением за него и т.д.;
  • стресс личностного характера – обусловлен неспецифическими причинами, общих для работников разных профессий: неуверенность в себе, страх неудачи и проч.;
  • стресс, связанный с плохим соматическим здоровьем работника.

Профессиональный стресс негативно влияет на производительность труда и трудоспособность персонала, трудовую мотивацию, увеличивается количество брака на производстве, возрастает уровень травматизма на предприятии или в организации.

Разработка проблемы профессионального стресса привела к появлению нового научного направления в психологии, которое получило название «Психология профессионального здоровья», которая представляет собой отрасль психологии, занимающуюся проблемами охраны здоровья персонала и превентивной работой с работниками организации.

Стоит отметить, что проявления профессионального стресса зависит от индивидуальных особенностей личности работника, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом и т.д.

Выделяют несколько уровней проявлений профессиональных стрессов [23]:

  • восприятие субъектом отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций как отягощающих или затрудняющих успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся на качестве жизни и душевном комфорте;
  • острые кратковременные, хронические, доминирующие стрессовые или постстрессовые состояния, которые в эмоциональной сфере проявляются в виде чувства тревоги, переживания значимости текущей ситуации, в когнитивной – восприятие угрозы, опасности, и т.д.;
  • симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкций и деформаций, когда накопившиеся последствия рабочих стрессов негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, на развитии личности субъекта труда и т.д.

К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», т.е. состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [26]. Как правило, синдром профессионального выгорания характерен для профессий, характеризующихся длительными эмоциональными перегрузками (педагоги, психологи, врачи и т.д.). Данный феномен представляет собой многокомпонентный синдром, наиболее выраженными составляющими которого являются эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений [3].


Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронизация [7,8]. При этом основными факторами хронического профессионального стресса [19]:

  • ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
  • монотонность работы;
  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
  • неудовлетворенность социальным статусом.

«Профессиональное выгорание» работников может быть обусловлено следующими причинами [21]:

  • перегруженность или незагруженность работой;
  • организационные перемены;
  • ролевая неопределенность и ролевой конфликт;
  • эпидемия психогенного заболевания;
  • истощение физических и духовных сил;
  • трудоголизм.

Формами проявления профессиональных стрессов являются:

  • депрессии;
  • агрессивность по отношению к коллегам;
  • нежелание выходить на работу, прогулы;
  • большое количество брака продукции;
  • излишняя нагрузка на работе;
  • гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и др.

Таким образом, профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия, заключающиеся в снижении производительности труда, работоспособности, психического и физического здоровья человека. Кроме того, этот вид стресса напрямую связан с организационными проблемами, нечеткими служебными обязанностями, маленькой заработной платой и неясной перспективой служебного продвижения.

1.3. Гендерные различия проявлений профессионального стресса

При исследовании гендерных различий проявлений профессионального стресса необходимо учитывать два вида факторов [6]:

  • биологические (половые);
  • социальные (полоролевые).

С биологической точки зрения женский организм является более устойчивым к воздействию стрессовой нагрузки. Лучшая приспособленность женского организма к повреждающим воздействиям меньшей частотой соматических осложнений как последствий реакций на острый и хронический стресс [6].

Исследования показывают различия в используемых копинг-стратегиях, используемых мужчинами и женщинами в преодолении стресса. При этом ответные реакции имеют отчетливый гендерный характер, который проявляется в выборе способа преодоления негативной ситуации (копинг-стратегии).


В настоящее время одними из наиболее значимых негативных психопатологических последствий воздействия острого и хронического стресса считаются развития депрессивных расстройств и формирование зависимости от психоактивных веществ (алкоголя), в этиопатогенезе которых много общих черт [4]. При этом у мужчин в условиях острого или хронического стресса развивается, как правило, ярко выраженные аддиктивные расстройства (алкоголизм, наркомания), в то время, как у женщин – аффективные нарушения (генерализованные тревожные и панические расстройства).

Гендерные факторы в современном обществе распределяют социальные роли мужчин (обеспечение финансового благополучия семьи и т.д.) и женщин (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и т.д.) [4].

Мужская гендерная роль также подразумевает меньшее эмоциональное реагирование на разнообразные опасные ситуации, трудности или угрозы, она связана с более широкими внешними социальными контактами и в то же время с эмоциональной самоизоляцией (чувства не считаются предметом межличностного обсуждения).

Женская полоролевая экспрессивность не содержит столь жестких стандартов социальных успехов и неудач, традиционная женская роль более размыта и связана в первую очередь с семейными проблемами, рождением и сохранением потомства.

Саморазрушительные мускулинные установки в отношении реагирования на стрессорную ситуацию приводит к большой уязвимости мужчин и снижению продолжительности жизни. При этом женщины демонстрируют более высокие показатели уровня систем преодоления социального стресса [14].

По всей видимости, женская модель поведения в стрессовой ситуации предполагает тщательное обдумывание происходящего, характеризующееся тенденцией к навязчивому фокусированию на проблеме, что увеличивает уязвимость женщин по отношению к депрессии [22]. Выяснено, сто женщины оценивают стрессовые ситуации в четыре раза более угрожающие, чем мужчины того же возраста. К тому же, женщины в независимости от возникшей проблемы предпочитают обращаться к ней немедленно и стараются разрешить конфликт. Мужчины подобной активности при стрессе не проявляют [18].

Согласно другой модели поведения женщин при стрессе, их основная задача в угрожающей ситуации защитить себя и свое потомство, а также путем объединения в альянсы с другими людьми, усиления социальных контактов, проявления желания в присоединении.

В отличие от женщин среди мужчин тенденция заботы и стремления к сотрудничеству проявляется меньше, поэтому, утверждают исследователи, мужской тип реагирования целесообразно соотносить с реакцией на стресс в виде борьбы или бегства [19].


Анализ гендерных особенностей поведения при профессиональном стрессе, проведенный среди россиян, показал, что мужские стратегии часто ориентированы на активизацию оплачиваемой занятости, основаны на независимом действии, эмоциональной устойчивости и самоэффективности [2].

Женщины при оценке стрессовой ситуации больше подвержены влиянию своего социального окружения. Типичное женское поведение в трудной жизненной ситуации (как социальный стереотип) можно охарактеризовать как пассивное, ориентированное на выживание и поиск социальной поддержки. Такой стратегии соответствуют низкая самооценка, трудовые ценности, не связанные с высокими достижениями, повышенный уровень тревожности и неуверенность в собственных силах. Женщинам свойственно не столько преодоление трудной ситуации, сколько приспособление к ней [2].

Как уже упоминалось выше, проявления стресса у мужчин и женщин во многом зависят от установок личности. Проблемно-ориентированная стратегия отрицательно коррелирует с феминным типом гендерной идентичности, поэтому женщины с подобными установками в стрессовых ситуациях пользуются иными стратегиями совладания.

Установлено, что для феминных женщин в большей степени копинг, ориентированный на избегание проблемы, одной из сторон которого является склонность к поиску социальной поддержки. Совладание, ориентированное на решение проблемы, предпочитают представители маскулинного и андрогинного типов гендерной идентичности [16].

Отрицательное влияние стрессов на психическое здоровье у женщин в значительной степени снижается благодаря отношениям эмоциональной привязанности к близким людям; для мужчин более значимы самоэффективность и включенность в социальные взаимосвязи.

Кроме того, стоит отметить, что обнаружены гендерные особенности синдрома профессионального выгорания [2]. Этот синдром характеризуется целым спектром симптомов невротического и психосоматического плана [9]. Установлено, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин. Наиболее уязвимыми, «выгорающими», считают тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т. е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашёл свое призвание и работает до самозабвения [3].

Таким образом, противоположные тенденции в реагировании мужчин и женщин на профессиональные стрессогенные обстоятельства могут объясняться биологическими различиями в системах, адаптирующих организм к стрессу. У женщин имеется более высокая устойчивость соматических органов к воздействию стресса в то время как более высокая степень приспособленности представителей мужского пола к выживанию в динамично меняющихся условиях сопровождается более высокой смертностью от соматических осложнений.