Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно полученным данным, у 6 человек из 8 тренеров, принявших участие в исследовании, были выявлены андрогинные установки, характеризующиеся балансом между саморазрушительными мускулинными и адаптивными феминными установками, которые, тем не менее, определяют предрасположенность к неврозам.

У 2 женщин-тренеров, принимавших участие в исследовании, обнаружен феминный тип, причем у 1 из них – ярко выраженный. Согласно данным литературы [14], феминные установки личности обусловливают повышенную толерантность к различным видам стресса и профессиональному стрессу в частности. Однако в данном исследовании у обеих женщин с феминными установками обнаружен средний уровень толерантности к стрессовым нагрузкам.

Был поведен корреляционный анализ, который не выявил сильной зависимости между индексом андрогинности (IS) и уровнем устойчивости к организационному стрессу как в группе мужчин (таблица 3).

Таблица 3 – Коэффициенты корреляции Спирмана

IS

мужчины

Индекс организационного стресса

0,012

женщины

Индекс организационного стресса

-0,034

Как видно из таблицы 3, как у мужчин, так и у женщин не обнаружено достоверной крепкой корреляционной зависимостью между психологическим полом участников проведенного экспериментального исследования.

Однако стоит обратить внимание на тот факт, что корреляционный анализ полученных результатов выявил тенденцию к обратной зависимости между выраженностью организационного стресса у женщин и их полоролевыми установками, у мужчин – к прямой.

Тем не менее, в целом мужчины-тренеры, принимавшие участие в исследовании характеризовались более высокой устойчивостью к организационному стрессу по сравнению с женщинами-тренерами.

Однако в данном исследовании средний возраст женского контингента был выше такового у мужского контингента. Согласно данным литературы [13], с возрастом возможности организма к адаптации к стрессу.

Таким образом, изучение гендерных особенностей устойчивости к профессиональному стрессу выявило, что у всех мужчин-тренеров, принимавших участие в исследовании доминируют андрогинные установки, более адаптивные по сравнению с агрессивными мускулинными, более характерными для представителей мужского пола.

У половины женщин-тренеров, принимавших участие в исследовании, также обнаружены андрогинные установки, у остальной половины – феминные, более характерные для представительниц женского пола.


Мужчины, принявшие участие в исследовании, характеризовались в целом более высокой толерантностью к организационному стрессу относительно женщин.

Выводы по главе 3:

  1. У большинства тренеров, принявших участие в исследовании, обнаружена доминирующая андрогинная установка.
  2. У большинства тренеров, принявших участие в исследовании, обнаружена средняя толерантность к развитию организационного стресса.
  3. В проведенном исследовании данные литературе о более адаптивных феминных установках в условиях профессионального стресса не нашли свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено теоретическое (анализ и систематизация доступной литературы по выбранной проблеме) и эмпирическое (экспериментальное тестирование тренеров по различным видам спорта) исследование.

Стресс представляет собой феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразное повреждающее воздействие, которое в свою очередь называется стрессором, адаптация к которому заключается в изменении вегетативной и симпатоадреналовой системы человека к новым условиям. Поэтому изучение стресса и адаптации к нему возможно только на основе системного подхода и принципа целостности, психосоматического единства человека.

Профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия, заключающиеся в снижении производительности труда, работоспособности, психического и физического здоровья человека. Кроме того, этот вид стресса напрямую связан с организационными проблемами, нечеткими служебными обязанностями, маленькой заработной платой и неясной перспективой служебного продвижения.

Противоположные тенденции в реагировании мужчин и женщин на профессиональные стрессогенные обстоятельства могут объясняться биологическими различиями в системах, адаптирующих организм к стрессу. У женщин имеется более высокая устойчивость соматических органов к воздействию стресса в то время как более высокая степень приспособленности представителей мужского пола к выживанию в динамично меняющихся условиях сопровождается более высокой смертностью от соматических осложнений.

Экспериментальное изучение психологического типа тренеров, принявших участие в исследовании, показало, что у большинства из них андрогинные установки (4 женщины и 2 женщины), у двух женщин – феминный тип.


Кроме того, у большинства тренеров (5 человек), принявших участие в исследовании, имели среднюю толерантность к организационному стрессу, у 3 тренеров – высокая. Высокой восприимчивости к организационному стрессу среди обследованных обнаружено не было.

Изучение гендерных особенностей устойчивости к профессиональному стрессу выявило, что у всех мужчин-тренеров, принимавших участие в исследовании доминируют андрогинные установки, более адаптивные по сравнению с агрессивными мускулинными, более характерными для представителей мужского пола. У половины женщин-тренеров, принимавших участие в исследовании, также обнаружены андрогинные установки, у остальной половины – феминные, более характерные для представительниц женского пола. Мужчины, принявшие участие в исследовании, характеризовались в целом более высокой толерантностью к организационному стрессу относительно женщин.

Библиография

  1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. – СПб. : Речь, 2004. – 166 с.
  2. Балабанова, Е. С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями / Е. С. Балабанова // Социологические трудности. – 2002. - № 4. – С. 26-35.
  3. Барабанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Баранова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. – С.54-67
  4. Бендас, Т. В. «Гендерная психология»: Учебное пособие / Т. В. Бендас. – СПб.: Питер, 2006. – 431с.
  5. Боронова, Г. Х. Психология труда. Конспект лекций / Г. Х. Боронова, Н. В. Прусова. М. : Эксмо, 2008 – 160 с.
  6. Вишняков, А. И. Гендерные особенности эмоционального сгорания у представителей помогающих профессий / А. И. Вишняков, Т. А. Ульчева // Вестник ОГУ. – 2005. - № 12. – С. 146-150.
  7. Водопьянова, Н. Е. Коррекция синдрома выгорания в контексте субъект-ориентированного подхода / Н.Е. Водопьянова, В.Б. Чесноков. – СПб. : Питер, 2008. – 158 с.
  8. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
  9. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб. : Питер. – 2009. – 336 c.
  10. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с.
  11. Дмитриева, Т. Б. Клиническая нейрохимия в психиатрии / Т. Б. Дмитриева, А. З. Дроздов, Б. М.Коган. – М. : ГНЦ им. В.П. Сербского. – 1998. – 117 с.
  12. Дроздов, Т. Б. Дмитриева // Системная психология и социологи. – 2010. - № 1. – С. 105-120.
  13. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М. : Академический Проект, 2009. – 943 с.
  14. Коган, Б. М. Механизмы развития соматических и психопатологических стрессовых расстройств (половые и гендерные аспекты) / Б. М. Коган, А. З.
  15. Кузнецова, Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания : учеб. пособ. для студ. факультета психологии. / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С .А. Рязанцева. – Куйбышев : Изд-во ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного Педагогического университета, 2012. – 96 с.
  16. Лебедев, И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс-преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере МВД России). Автореф. дисс. ... док. псих. наук. – М., 2002.
  17. Мельник, Б. Е. Медико-биологические формы стресса / Б. Е. Мельник, М. С. Кахана. – Кишинев : «Штиинца», 1981. – 176 с.
  18. Осокина, Е. С. Некоторые аспекты влияния профессионального стресса на внимание / Е. С. Осокина, Д. М. Ромденок // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2011. – № 3. – С. 18-23.
  19. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / РАН, Институт психологии; Отв ред. Л. Г. Дикая. – М. : Институт психологии РАН, 1999. - 356 с.
  20. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова и А.Л. Журавлева. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 589 с.
  21. Психическая напряженность в трудовой деятельности: Сб. науч. тр. / АН СССР: Отв. ред. Л. Г. Дикая. — М.: Ин-т психологии СССР, 1989. – 300 с.
  22. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности : метод. рекомендации для студентов / сост. Е. Д. Беспанская-Павленко. – Минск : Изд-во БГУ, 2013. – 87 с.
  23. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. – 855 с.
  24. Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Приме-нение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. – М. : МедиаСфера, 2002. – 312 с.
  25. Шевчук, Д. А. Конфликты: избегать или форсировать / Д. А. Шевчук. – М. : Эксмо, 2009. – 674 с.
  26. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с.

Приложение А

«Полоролевой опросник» (С. Бем)

1. Вера в себя.

2. Умение уступать.

3. Способность помочь.

4. Склонность защищать свои взгляды.

5. Жизнерадостность.

6. Угрюмость.

7. Независимость.

8. Застенчивость.

9. Совестливость.

10. Атлетичность.

11. Нежность.

12. Театральность.

13. Напористость.

14. Падкость на лесть.

15. Удачливость.

16. Сильная личность.

17. Преданность.

18. Непредсказуемость.

19. Сила.

20. Женственность.

21. Надежность.

22. Аналитичность.

23. Умение сочувствовать.

24. Ревнивость.

25. Способность к лидерству.

26. Забота о людях.

27. Прямота, правдивость.

28. Склонность к риску.

29. Понимание других.

30. Скрытность.

31. Быстрота в принятии решений.

32. Сострадание.

33. Искренность.

34. Самодостаточность (полагание только на себя).

35. Способность утешить.

36. Тщеславие.

37. Властность.

38. Тихий голос.

39. Привлекательность.

40. Мужественность.

41. Теплота, сердечность.

42. Торжественность, важность.

43. Собственная позиция.

44. Мягкость.

45. Умение дружить.

46. Агрессивность.

47. Доверчивость.

48. Малорезультативность.

49. Склонность вести за собой.

50. Инфантильность.

51. Адаптивность, приспосабливаемость.

52. Индивидуализм.

53. Нелюбовь ругательств.

54. Несистематичность.

55. Дух соревнования.

56. Любовь к детям.

57. Тактичность.

58. Амбициозность, честолюбие.

59. Спокойствие.

60. Традиционность, подверженность условностям.

Ключ к опроснику:

Маскулинность (ответ «да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Феминность (ответ «да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Приложение Б

Индивидуальные результаты «Полоролевой опросник» (С. Бем),

полученные у тренерско-педагогического состава, принимавшего

участие в исследовании

№ п/п

Тренер

Мускулинность (М)

Феминность (F)

IS

мужчины

1

Б-ов А. В.

0,75

0,70

0,0215

2

В-ев Д. В.

0,80

0,70

0,0431

3

К-ук А. В.

0,60

0,90

0,1292

4

М-ов В. В.

0,70

0,90

0,0861

женщины

5

Б-ва Н. Н.

0,90

0,30

2,5830

6

Б-ва Е. В.

0,80

0,65

0,0646

7

К-ва Н. Г.

0,65

0,50

1,9380

8

Б-рн Ж. В.

0,80

0,65

0,0646


Приложение В

Шкала организационного стресса

  1. При возникновении проблем я начинаю активно действовать
  2. После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах
  3. Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения
  4. Я осознаю и понимаю свои собственные слабости и сильные качества
  5. Существует довольно много людей, которых я могу назвать хорошими друзьями
  6. Я получаю удовольствие, используя свои знания и навыки на работе и в жизни
  7. На работе мне часто неинтересно
  8. Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения
  9. Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время
  10. В выходные дни я активно отдыхаю
  11. Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня
  12. Я работаю, прежде всего, для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы
  13. В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи)
  14. На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я
  15. Я испытываю беспокойство по поводу своей работы
  16. Кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество...)
  17. Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу
  18. Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах
  19. Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (профессионально трудных) ситуаций, мешающих мне достичь важной цели
  20. Я часто не соглашаюсь с моим начальником или коллегами

Ключ методики «Шкала организационного стресса»

Вопрос

Абсолютно

верно

(всегда)

Верно в большинстве

случаев

Нечто

среднее

Не совсем

верно/скорее

неверно

Абсолютно

неверно

(никогда)

1

1

2

3

4

5

2

5

4

3

2

1

3

1

2

3

4

5

4

1

2

3

4

5

5

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

7

5

4

3

2

1

8

1

2

3

4

5

9

5

4

3

2

1

10

1

2

3

4

5

11

5

4

3

2

1

12

5

4

3

2

1

13

1

2

3

4

5

14

5

4

3

2

1

15

5

4

3

2

1

16

1

2

3

4

5

17

5

4

3

2

1

18

5

4

3

2

1

19

1

2

3

4

5

20

5

4

3

2

1