Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Теоретические основы системы психофизиологического отбора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основе подходов к диагностике профессиональной пригодности лежат три метода: эмпирико-экспериментальный, сбор и обобщение мнения экспертов, а также применение методов анализа деятельности с составлением определенной программы исследований соответствия [2].

Первый из перечисленных методов предполагает массовое обследование специалистов с выявлением у них профессионально важных качеств. Второй основан на получении списка определенных требований, составленного высококвалифицированными специалистами в определенной сфере деятельности, но этот метод не имеет строго научного обоснования. Последний же из перечисленных методов очень трудоемкий, в связи с чем имеет достаточной ограниченную область применения.

Сущность диагностики профессиональной пригодности в независимости от применяемого метода состоит в выявлении следующих профессионально важных качеств [12]:

  1. общегражданские качества (идейный и моральный облик индивида как члена трудового коллектива);
  2. общетрудовые качества (отношение к труду, склонность к определенному виду деятельности);
  3. дееспособность (совокупность общих, физических и умственных качеств индивида);
  4. единичные и частные способности, важные для определенной работы (усидчивость, звуковысотный слух и т.д.)
  5. навыки, привычки, знания, опыт.

На основании полученных составляется список отраслей применения свойств и качеств индивида [16].

Таким образом, диагностика профессиональной пригодности основана на выявлении отдельные динамических характеристик индивида, необходимых для работы в определенной сфере деятельности. Она включает методы определения психических, психомоторных и физических качеств человека, способствующих успешному овладению какой-либо профессией.

1.3. Роль психофизиологических исследований

в профессиональном отборе

В основе психофизиологического подхода к профессиональному отбору лежит ряд фундаментальных концепций [13]:

  1. теория функциональных систем, описывающая функциональную структуру деятельности (П. К. Анохин);
  2. концепция установки (доминанты), отражающая функциональный настрой организма (А. А. Ухтомский);
  3. концепция пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга (М. Н. Ливанов);
  4. концепция психологической системы деятельности, включающая показатели психофизиологического уровня ее обеспечения (Б. Ф. Ломов и др.).

Применение различных психофизиологических методов в профессиональном отборе направлено на выявление следующих параметров, характеризующих пригодность индивида к определенному виду деятельности [13]:

  1. работоспособности;
  2. адаптации к экстремальным и напряженным условиям труда;
  3. функционального состояния (монотония, утомление, напряженность, стресс).

Система психофизиологического отбора обладает набором надежных и методически обоснованных средств для определения каждого из выше перечисленных параметров [9].

Для анализа работоспособности человека применяют комплексный подход с использованием различных методов (ЧСС, ЭПГ, ЭМГ и др.), на основании данных которых можно судить о соотношении изменений в продуктивности умственной и физической деятельности индивида. В течение дня работоспособность человека изменяется и имеет следующую стадийность [8]:

  1. стадия врабатывания, которая включает первичную мобилизацию (кратковременное снижение всех показателей деятельности и активации физиологических систем), гипермобилизация (общая неспецифическая и специфическая активация отдельных функциональным систем, необходимых для данного вида деятельности), гиперкомпенсация (приспособление к требованиям деятельности и формирование стереотипа деятельности);
  2. стадия оптимальной работоспособности (устойчивое рабочее состояние организма);
  3. стадия полной компенсации (снижение работоспособности и развитие начальных признаков утомления);
  4. стадия неустойчивой компенсации (нарастающее утомление и снижение работоспособности);
  5. стадия «конечного порыва» (кратковременное повышение работоспособности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма);
  6. стадия декомпенсации (прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастает утомление, снижается эффективность и продуктивность работы).

Исследование динамики этих процессов имеет исключительно важное значение для индивида при профессиональном отборе для выбора оптимального режима труда (в частности, сменного) [13].

Психофизиологические данные помогают на практике различать состояния психической адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты формирующихся адаптационных систем, что оказывается полезным для оптимизации воздействия производственных факторов на организм человека [8].

Актуальность изучения психофизиологических функциональных состояний определяется в первую очередь их вкладом в обеспечение эффективности деятельности и надежности человека, а также увеличением количества профессий и изменением условий труда, когда психофизиологические возможности приобретают приоритетное значение [15]. Определение психофизиологической цены какой-либо деятельности позволило разработать конкретные методики оценки состояний функционального комфорта, продуктивной и непродуктивной напряженности.


Система психофизиологического отбора основана на комплексе психофизиологических исследований, которые принято объединять в так называемый «полиэффекторный метод» [13], включающий регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС), электропневмографию (ЭПГ), электромиографию (ЭМГ) и т.д. Эффективность применения каждого отдельного метода в профессиональном отборе определяется тем комплексом регистрируемых психофизиологических характеристик индивида, которые подвергаются наибольшему напряжению при выполнении определенного вида деятельности.

В связи с большим количеством исследуемых параметров и методов их регистрации, была проведена их унификация, обобщение и систематизация приемов анализа и оценки изменения психофизиологической функции. В таблице 1 приведены все основные психофизиологические методы, применяемые при профессиональном отборе.

Таблица 1 – Характеристики психофизиологических методов исследования, применяемых при профессиональном отборе

№ п/п

Психофизиологический

метод

Основы методы

1.

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Отражает суммарную электрическую активность клеток мозга

2.

Магнитоэнцефалография (МЭГ)

Регистрирует слабые магнитные поля, возникающие при синхронной электрической активности клеток мозга

3.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ)

Визуализация путем построения с помощью компьютера «картин» мозга на основе данных о метаболической активности его структур

4.

Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ)

Позволяет получить информацию о плотности химически эквивалентных ядер, распределении скоростей потока крови в тканях, диффузии молекул и обмене веществ

5.

Электроокулограмма (ЭОГ)

В основе метода лежит дипольное свойство глазного яблока

6.

Электромиография (ЭМГ)

Регистрация суммарных колебаний потенциалов, возникающих в нервно-мышечных волокнах

7.

Электрическая активность кожи (ЭАК)

Обусловлена в первую очередь электрической активностью кожных сальных желез

В таблице 1 приведен далеко не полный список применяемы в психофизиологическом отборе методов. В частности, в ней не представлены наиболее простые методы регистрации физиологических параметров – измерение артериального давления, альгизиметрия и проч., которые также относятся к полиэффекторному методу [8,13].


Кроме того, необходимо отметить, что большинство выше перечисленных методов применяется при психофизиологическом профессиональном отборе для лиц экстремальных и особо опасных специальностей (летчики и т.д.), а также работников во вредных и экстремальных производственных условиях (полярники, работники опасного химического синтеза и т.д.) [9].

Таким образом, психофизиологические методы исследования направлены на выявление функциональных характеристик индивида, отражающих соотношение компонентов его физической и умственной работоспособности, адаптивных свойств организма, а также устойчивости к монотонным, стрессовым или другим видам работ. При профессиональном отборе полученная информация позволяет прогнозировать оптимальное соотношение режимов труда и отдыха, воздействия различных производственных факторов для конкретного человека с учетом его психофизиологических особенностей, определить профессиональную пригодность к определенной сфере деятельности.

2. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности

2.1 Материалы и методы

Многие высшие учебные заведения (в первую очередь, военные) проводят строгий профессиональный отбор абитуриентов, который включает психологическую и психофизиологическую диагностику [3]. Только после успешного прохождения обеих стадий абитуриент допускается до сдачи вступительных экзаменов. Однако большинство вузов проводят менее строгую политику в отношении желающих обучаться той или иной профессии. При этом вопрос профессиональной пригодности определяется успешностью обучения студента по профильным предметам. Тем не менее, из хорошо теоретически подготовленного выпускника вуза не всегда получается хороший специалист в выбранной области деятельности.

Было проведено исследование профессиональной пригодности 9 студентов Ивановского Государственного Университета, обучающихся по трем различным направлениям: естественно-научное (2 девушки и 1 юноша), техническое (3 юноши) и гуманитарное (2 девушки и 1 юноша). Студенты, принимавшие участие в исследовании, были в возрасте от 19 до 21 года. Согласно проведенному опросу, каждый из них выбрал специальность по собственному желанию и целенаправленно готовился к поступлению по ней в вуз.


Исследование проводилось в 2 этапа:

  1. изучение типа профессиональных интересов студентов, принявших участие в исследования по результатам теста «Определение типа будущей профессии» (методика Е. А. Климова) [11];
  2. определение уровня адаптации к условиям социальной среды (обучению в вузе) методом многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (разработан А. Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным) [10];

Статистическая обработка данных проводилась при помощи программного продукта MS Excel и пакета программ STATISTICA с применением блока непараметрической статистики (U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмана) [14].

2.2 Изучение типа профессиональных интересов студентов

Методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии» [11] разработана для уточнения социально-профессионального статуса субъекта. Как правило, ее применяют для учащихся старших классов для их первичной профессиональной ориентации. В нашем случае данная методика использовалась для уточнения направленности личностных интересов студентов, принимавших участие в исследовании, и их соотнесении с выбранным профессиональным поприщем.

Тест состоит из 30 утверждений, с которыми респонденту предлагают согласиться, либо не согласиться (бланк теста «Определение типа будущей профессии» представлен в Приложении А). Согласно полученным результатам (алгебраическая сумма набранных баллов в каждом столбце теста), определяет тип склонности респондента:

  1. «человек-природа» (П) - специальность, связанная с ежедневным контактом с природой, животными и растениями;
  2. «человека-техника» (Т) - специальность, точности и определенности действий;
  3. «человек-знаковая система» (З) - специальность, связанная со способностью абстрагироваться от знаковой системы;
  4. «человек-искусство» (И) - специальности, связанные с музыкальной, литературно-художественной деятельностью;
  5. «человек-человек» (Ч) - специальность, требующая постоянного контакта с людьми.

На рисунках 1-3 представлены данные полученных результатов тестирования студентов, принимавших участие в исследовании.

Рисунок 1 – Результаты теста «Определение будущей профессии» у студентов естественно-научного направления