Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующий способ взимания налогов предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы по месту жительства. В декларации физические лица должны

11

указывать сведения обо всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов. Если доход только по месту основной работы, то декларации не надо. В процессе потребления или использования имущества – налог уплачивается из дохода налогоплательщика ежегодно и носит контрольно – регулятивный характер (налог с владельцев автотранспортных средств и пр.)

Под исчислением налога понимаются действия налогоплательщика налогового органа или налогового агента по определению и удержанию фактической суммы налога на основе налогооблагаемой базы. Отсюда следует, что обязанность исчислить сумму налога законодательством возложена на налоговую инспекцию (земельный налог, налог на имущество граждан) или же на третье лицо (работодатель).

Методы исчисления налогов:

1 Кумулятивный (накопительный)

Определение суммы налога и его взимание с начала бюджетного года (налогового периода) с нарастающим итогом. При наступлении очередного срока уплаты налога исчисленную сумму уменьшают на ранее уплаченную или удержанную сумму налога.

2. Некумулятивный

Предусматривает обложение налоговой базы по частям, без нарастающего итога. Данная система исчисления не обеспечивает равномерности поступления налогов в бюджет.

Таким образом, существуют следующие способы взимания прямых налогов:1. Кадастровый.

2. Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода

3. Изъятие налога после получения дохода владельцем

4. В процессе потребления и использования имущества.

12

  1. Оценка состояния прямых налогов в Российской Федерации

    1. Динамика поступлений прямых налогов в бюджет

Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты

разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина. В региональный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. В местные бюджеты зачисляются: налог на имущество физических лиц, земельный налог.


Показатели консолидированного бюджета применяются при бюджетном планировании. К примеру, данные консолидированного бюджета необходимы при расчете объемов нормативных налоговых отчислений в бюджет субъектов РФ различного уровня. Кроме этого, полученной информации будет достаточно для вычисления объема дотаций. При этом в расчет принимаются общие объемы бюджетов различных административно-территориальных районов РФ.

При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны необходимо знание показателей консолидированного бюджета. Именно с помощью показателей консолидированного бюджета РФ можно найти степень централизации финансовых ресурсов, которые формируются в стране и отражаются в сводном финансовом балансе государства.

Исследуем динамику поступлений налоговых доходов. Для этого обратимся к таблице 1.

13

Таблица 1 – Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд.руб.)

Динамика налоговых доходов

Относительное отклонение налоговых доходов %

Виды доходов

2013

2014

2015

2014/2013

2015/2013

Всего налоговых

доходов

11 600,38

14 788,39

16 562,92

27,48

42,78

Налог на прибыль организации

1 774,57

2 270,54

2 355,70

27,95

32,70

Налог на доходы физ. лиц

1 790,50

1 995,81

2 261,48

11,47

26,30

Налог на добычу полезных ископаемых

1 406,31

2 042,55

2 459,40

33,45

74,90

Общие доходы в периоде с 2013 по 2015 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вышла из теневой экономики, также увеличились доходы граждан, так как размер поступлений в бюджет увеличивается из года в год.

Поступления от налога на прибыль организаций с 2013 по 2015 увеличились на 581,13 млрд. руб. или на 32,7%. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на 26,3%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053,09 млрд. руб. или на 74,9%.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2013 по 2015 год имели тенденцию к росту. Наиболее значительный темп роста наблюдается по налогу на прибыль организацией и налогу на добычу ископаемых – 32,7% и 74,9%


соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков.

14

    1. Структура прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений

Темпы роста налоговых поступлений за период 2013-2015 г.г.

значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики. Такой прирост обеспечили прямые налоги, но в 2013 году удельный вес прямых налогов в общей сумме доходов составлял 61,5%, а в 2015 году уже составляет 60,8% от общей суммы поступлений (таблица 2).

Таблица 2 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета (млрд.руб.)

Налоги

2013г.

Удельный вес (%)

2014 г.

Удельный вес (%)

2015 г.

Удельный вес (%)

всего налоговых доходов

11 600,38

100

14 788,39

100

16 562,92

100

налог на прибыль организаций

1 774,57

17,3

2 270,54

16,35

2 355,70

15,22

НДФЛ

1 790,50

14,7

1 995,81

11,4

2 261,48

13,1

Налог на добычу полезных ископаемых

1 406,31

12,12

2 042,55

13,8

2 459,40

14,8

В общей структуре налоговых доходов в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшился удельный вес налога на прибыль организаций на 2,08% и налога на доходы физических лиц - на 1.6%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 1,68%. В общей структуре налоговых доходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшился удельный вес налога прибыль организации на 1,13%, а удельный вес налога на доходы физ. Лиц увеличился на 1,7%. Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых, в общей структуре налоговых доходов, в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 1%.

15

Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице 3.

Таблица 3, - Налоговые доходы федерального бюджета РФ тыс. руб.


Налоги

2013 г.

Удельный вес %

2014 г.

Удельный вес %

2015 г.

Удельный вес %

налоговые поступления-всего в том числе:

366 520

100

421 134

100

491 786

100

налог на прибыль

78 802

21,5

87 596

20,8

94 423

19,2

налог на добычу полезных ископаемых

130 481

35,6

160 873

38,2

198 682

40,4

НДФЛ

12 828

3,5

8 844

2,1

8 852

1,8

Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2015 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых – 40,4% и налог на прибыль организаций – 19,2% при этом снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц – 19,2% и 1,8% соответственно.

Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации, представлены в таблице 4.

16

Таблица 4 – Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации, тыс. руб.

Налоги

2013 г.

удельный вес %

2014 г.

удельный вес %

2015 г.

удельный вес %

налоговые поступления всего в том числе

890 382

100

1 260 302

100

1 557 244

100

налог на прибыль организаций

33 478

37,6

51 798

41,1

658 714

42,3

НДФЛ

251 088

28,2

412 119

32,7

527 906

33,9

НДПИ

77 463

8,7

123 510

9,8

175 969

11,3

Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций – 42,3%, НДФЛ – 33,9% и налог на добычу полезных ископаемых – 11,3%. И в общей структуре увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7%, налога на доходы физ. Лиц – на 5,7 % и налога на добычу полезных ископаемых – на 2,6%.


Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1%, налога на прибыль организаций - 11,7 % (таблица 5)

Таблица 5 – Налоговые доходы местного бюджета РФ, тыс. руб.

Налоги

2013

уд. вес %

2014

уд. вес %

2015

уд. вес %

налоговые поступления всего в том числе

410 571

100

558 357

100

692 358

100

НДФЛ

231 562

56,4

333 897

62,1

429 954

59.8

налог на прибыль

54 195

13,2

70 353

12,6

81 006

11,7

НДПИ

27 919

6,8

42 993

7,7

62 312

9,0

17

Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2015 г. поступления составили 15,22 % в общем объеме поступлений, тогда как в 2014 и 2013 г.г. 16,35% и 17,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2013 – 2015 г.г. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу.

Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.

    1. Оценка налоговых поступлений

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для

налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов РФ. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 6.

Таблица 6- Доля НДФЛ в налоговых доходах, %