Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Понятие потенциала предприятия и оценка его использования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия хозяйствования и формирования национальной экономической системы обуславливают необходимость решения ряда важных проблем, главной среди которых является повышение эффективности финансовой деятельности предприятия. На сегодняшний день, трансформационный спад, что обусловлен глобальным кризисом, привел к снижению эффективности работы многих предприятий, сокращению объемов деятельности, нерационального использования ресурсного потенциала, свертывание инвестиционной деятельности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что чтобы понять, каким образом можно наладить эффективную финансовую деятельность и эффективно поддерживать достигнутое устойчивое развитие компании, необходимо ознакомиться с показателями эффективности и понять их экономическое содержание.

Обеспечение эффективности финансовой деятельности компании требует экономически грамотного управления их деятельностью, которая во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Финансовая эффективность деятельности предприятия зависит от рационального использования каждого вида ресурсов и их структуры, которая определяется соотношением задействованных ресурсов разных факторов производства. Эти пропорции главным образом предопределяются спецификой производства, уровнем применяемой на предприятии техники, технологии, организации производства и труда, соотношением экстенсивных и интенсивных факторов развития предприятия. На структуру и частичную эффективность использования ресурсов компании значительное влияние имеют внешние факторы, в частности рынки ресурсов, предложение и спрос на отдельные виды ресурсов и уравновешивание на них цены и тому подобное.

Это обуславливает актуальность и востребованность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение потенциала предприятия, эффективности финансовой деятельности компании с целью разработки мероприятий по ее повышению.


В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть методологические основы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- дать организационно-экономическую характеристику ПАО «Мегафон»;

- провести анализ финансового состояния компании;

- осуществить оценку финансовых результатов деятельности компании;

- предложить пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Мегафон».

Объектом исследования является эффективность финансовой деятельности ПАО «МегаФон».

Предмет исследования – пути повышения эффективности финансовой деятельности ПАО «МегаФон».

В качестве теоретической основы написания работы были рассмотрены работы отечественных авторов по изучаемому вопросу и проблемам, законодательные и нормативные акты РФ, официальные инструктивно – методические материалы, публикации в периодической печати и научно–практических конференциях, материалы собственных исследований.

Методическая основа написания работы – использование в процессе работы различных методов: анализа, сравнения, факторного анализа, коэффициентного метода анализа.

Аналитическая часть работы выполнена на основе данных финансовой отчетности ПАО «МегаФон» за 2014-2016 гг.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Методологические основы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1.1. Понятие потенциала предприятия и оценка его использования

Жизнеспособность социально-эконмической системы во многом определяется наличием и использованием потенциала, а также способностью создавать условия для его развития.

Категория «потенциал предприятия» используется многими авторами. Чаще всего потенциал (от лат. potentia — мощность, сила) определяют как источники, возможности, средства, запасы, которые есть в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-нибудь задачи в определенной области[1].


Основная масса публикаций по теории потенциала посвящена такому оценочному показателю, как экономический потенциал организации. В большинстве работ подчеркивается важность изучения проблем оценки потенциала и указывается на существование значительных отличий в определении самого понятия «потенциал», его сущности, состава и взаимоотношения с другими категориями[2].

Г.Б. Клейнер, Р.М. Качалов и В.Л. Тамбовцев рассматривают социально-экономический потенциал предприятия, который определяют как совокупность находящихся в его распоряжении стратегических ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях[3]. В состав таких ресурсов входят «...отработанная технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и т. д.» Следует отметить, что в данном случае акцент делается на стратегических ресурсах, так как анализ и оценка потенциала организации рассматриваются многими авторами как один из этапов стратегического управления компанией.

Ряд авторов используют такие термины, как «рыночный потенциал предприятия» или «конкурентный потенциал предприятия». Однако четко и ясно представления о структуре рыночного потенциала предприятия пока не дано. Н.А. Аткина, В.Л. Ханжина и Е.В. Попов характеризуют рыночный потенциал предприятия как «возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком»[4], выделяя в его структуре три составляющие: систему управления, ресурсы и деятельность персо-нала. Г. А. Яшева рассматривает конкурентный потенциал предприятия как «…комплекс ресурсов (частных потенциалов), обеспечивающих конкурентное положение на рынке»[5]. В.А. Баринов и А.В. Синельников[6] отмечают, что «успешность» в конкурентной борьбе выступает мерой использования потенциала, который определяется уровнем развития свойств организации и её системы управления.

В отношении терминологии можно отметить следующее: рассматривая потенциал предприятия как рыночный или конкурентный, авторы, по существу, используют гомологичные понятия, но в разной интерпретации. Очевидно, используя термин «конкурентный», авторы делают акцент на анализе потенциала предприятия с позиции обеспечения его конкурентоспособности.

Под экономическим потенциалом следует понимать потенциал предприятия как социально-экономической системы в целом и выделять в нем внешний потенциал и внутренний. Внешний потенциал (рыночный, конкурентный) характеризует возможности предприятия, ориентированные на рынок и определяется потенциальным объемом спроса, неудовлетворенного имеющимся предложением[7]. Он определяет место, занимаемое предприятием в общем экономическом пространстве, и является источником внешних конкурентных преимуществ (в том числе использования предприятием преимуществ, формируемых внешней средой). Внутренние же конкурентные преимущества предприятия являются следствием более эффективного использования, качественного и количественного развития его внутреннего потенциала.


Несмотря на разнообразие интерпретаций понятия «внутренний потенциал», можно отметить ряд моментов, присущих большинству подходов:

1. Внутренний потенциал предприятия отражает степень силы предприятия в использовании и наращивании ресурсов, находящихся в его распоряжении, а также в реализации всех видов его деятельности.

2. В структуре внутреннего потенциала выделяют ресурсную составляющую: материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, которыми располагает предприятие.

3. Кроме ресурсной составляющей выделяют совокупность средств и возможностей предприятия в области инновационной, производственной, маркетинговой, финансовой, управленческой, адаптационной и других видов деятельности, включая эффективное использование ресурсов (результативная составляющая)[8].

В структуре внутреннего потенциала выделяют: 1) производственный потенциал; 2) финансовый потенциал; 3) маркетинговый; 4) управленческий; 5) трудовой (кадровый); 6) инновационный потенциал и др.

Современные методические подходы к оценке экономического потенциала предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Современные методические подходы к оценке экономического потенциала предприятия

Структурные составляющие

экономического потенциала

предприятия

Суть методики оценки

экономического потенциала предприятия

Автор,

источник

1

2

3

Рыночный;

производственный;

финансовый

Проведение экспресс – оценки по отдельным составляющим экономического потенциала предприятия, затем применение бального метода

Мерзликина Г.С.,

Шаховская Л.С.[9]

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Кадровый; производ-ственный; инновационный;

организационно-управленческий

Экспресс-оценка отдельных подсистем экономического потенциала предприятия в т.ч. определение пороговых значений показателей.

Величина суммарного экономического потенциала определяется как сумма локальных потенциалов

Лапин Е.В.[10]

Производственный потенциал (производ-ственная, материальная, кадровая составляющие);

финансовый

Проведение оценки отдельных составляющих экономического потенциала предприятия с помощью финансовых показателей, а также бальным и экспертным методами

Фомин П.А.,

Старовойтов М.К.[11]

Основной капитал;

производственный персонал;

энергетические ресурсы;

технология реализации услуг;

информационный ресурс

Применение нормативных величин различных составляющих экономического потенциала предприятия, необходимых для производства одной условной единицы конкретного вида продукта или оказываемых услуг. Исходя из чего, рассчитываются потенциальные возможности каждой составляющей экономического потенциала предприятия

Магомедова К.О.[12]

Трудовой;производственный;

финансовый; транспортный;

инженерный; научно-инновационный.

Проведение оценки экономического потенциала при использовании технологии агрегирования показателей

Сыров А.Н.[13]

Имущественный;

финансовый

Экономический потенциал предприятия определяется суммарной величиной имущественного потенциала предприятия, финансового положения и фин. результатов

Янкевич П.А.[14]

Производственно-технический;

маркетинговый;

трудовой; инновационный;

финансово-инвестиционный

Проведение оценки с помощью финансовых индикаторов и с использованием системы неравенств, основанной на «золотом правиле экономики предприятия»

Тимофеева Ю.В.[15]

Финансовые ресурсы;

хозяйственный потенциал;

производственный потенциал

Оценка использования экономического потенциала предприятия проводится на основе алгоритма применения структурно-целевого анализа и системы расчета структурных коэффициентов хозяйственной деятельности с использованием форм бухгалтерской отчетности. Оценка эффективности использования экономического потенциала проводится методом сравнения фактически достигнутых значений показателей хозяйственной деятельности предприятия с их потенциальными значениями

Марушков Р.В.[16]


Современные методы оценки основаны на выделении отдельных структурных составляющих экономического потенциала предприятия, при этом структурные компоненты всеми авторами определяются по-разному. Оценивание проводится также по отдельным компонентам с применением различных методов: балльного, экспертного, экспресс-оценки, оценки посредством финансовых индикаторов, т.е. на основе фактических значений показателей, характеризующих результаты работы предприятия.

1.2. Методика анализа эффективности финансовой деятельности предприятия

Методика анализа финансовой деятельности компании охватывает анализ финансовых результатов и финансового положения компании.

Финансовая устойчивость характеризует степень финансовой независимости организации относительно обладания своим имуществом и его использования. Степень независимости организации от внешних факторов можно охарактеризовать следующими показателями[17]:

- уровнем покрытия материальных оборотных средств (запасов) стабильными источниками финансирования;

- платежеспособностью организации (его потенциальной возможностью покрыть срочные обязательства мобильными активами);

- частью собственных или стабильных источников в совокупных источниках финансирования.

На основании анализа динамики финансового состояния предприятия можно определить изменения различных показателей, которые влияют на финансовую устойчивость предприятия. Поэтому анализа финансовой устойчивости является основным элементом анализа финансового состояния[18].

Обязательным условием платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами. При этом, следует отметить, что основным источником собственных оборотных активов предприятия является прибыль.

Однако, необходимо учитывать причины увеличения собственных оборотных средств. Если в результате роста собственного оборотного капитала увеличивается дебиторская задолженность, то это указывает на рост остатков готовой продукции, увеличение залежей запасов, что приводит к необходимости финансирования такого отвлечения средств за счет прибыли. Таким образом, такое использование прибыли не дает ей выполнять свои функции, не используется для развития производства[19].